Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по русскому языку для 3 класса (повторение)»
1.Списать, вставить пропущенные буквы
Приход в..сны
В начале мая приехал я из М..сквы на Бел.. море. Я наблюдал за ходом в..сны прямо из ..кна домика. Перед м..им ..кном был палисадник. Там росли м..лоденьк.. б..рё..ки. Через их тонкие ветки мне была видна просторн.. гла..ь Белого моря. Оно уже очистилос.. ото льда. Огромны.. стаи гусей и уток н..слись над в..дой. Птица л..тела с юга н..чами. Море сер..брилось и бл..стело.
Сделать синтаксический разбор четвёртого предложения.
Выписать 4 слова с безударными гласными, рядом записать проверочные слова.
2. Озаглавить текст, поставить знаки препинания. Исправить ошибки, допущенные при записи слов на доске.
У сережы жыльцова аппендицит ему сделали операцию он давно не ходит в школу мальчика пришли проведать женя щюкин и аня чяйкина ани рассказали товарищю ошкольных дилах женя научил ево решать новый вит уравнений сережа был рат приходу друзей
Харошые у мальчика товарищи
Выписать любые два слова с безударными гласными и разделить их для переноса.
Выписать два словарных слова, указать, сколько в них слогов, букв, звуков.
3. Списать, вставить пропущенные буквы Радость
Прошли сил..ные д..жди. Журч..т по п..лям руч..и. Р..бятишки б..гут (в) овра... На дне его потоки в..ды. Вот где раздол..е! Мальчики делают запруду. Юра Васил..ев спускает на воду лодоч(ь)ку из бумаги. У Андрюш.. В..р..бьева готов кораблик с парусом. По оз..ру уже плывет цел.. фл..тилия.
В первом предложении надписать части речи.
Подчеркнуть предложение с восклицательной интонацией.
Разделить для переноса слова: ручьи, раздолье.
К словуфлотилияподобрать и записать проверочные слово.
4. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Выполни полный разбор последнего предложения, выпиши словосочетания из последнего предложения.
Рыбы …дят водоросли, ч…рвей. Ср…ди рыб есть ло…кие охотники за насекомыми. Они хв…тают их не только под в…дой, но и на л…ту. Л…щи гл…тают улиток. Часто пища с…ма - в…дяная крыса. Зубастая щ…ка гл…тает к…лючего ерша. Акула – лисица нап…дает на рыбий косяк и глушит рыбу хв…стом. Уд…вительней всех эл…ктрический угорь. Он бьёт мелкую ры…ку током.
Разбери по составу слова :водяная , охотники , зубастая.
5.Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Подбери проверочные слова. Выполни полный разбор первого предложения, выпиши словосочетания из первого предложения.
На кр…ю п…ляны ст…ит высокая б…рёза. Рядом с ней де(д,т)ская пл…ща(д,т)ка. Мя…кая тр….(в,ф)ка под дер…вцем уже покрыта опавшими листьями. Я аккуратно присел на ни…кий гла…кий п…нёк и любуюсь б…рёзкой. Вот ср…ди опавших листьев прошуршала мы…ка. На ветку села лё…кая птич…ка. На у…кой тро…ке по(е,я)вляется ко(ж,ш)ка. Д ует ре…кий ветер. Погода портится. Быстрой похо(д,т)кой я дохожу до решётки сада.
Разбери по составу слова : прошуршала ,птичка , походкой.
6. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. В каждом предложении подчеркни главные члены.
По н…чам в с...дах пели сол…вьи. На бульваре распускались клейкие т…поля. В мрач…ном л…су приутихли птицы. Грус…но ст…ит одинокое дер…вце. Августовским утром бабушка ш…ла занавески. В пустынных ущельях бродят туманы. Вд…ли заклубились гигантские облака. Изре…ка наб…гал лё…кий в…т…рок.
Разбери по составу слова : набегал , бабушка , ветерок.
Ст…ял жаркий д…нёк. Вдруг пот…нул в…терок. Наб…жала синяя туч…ка. Она (не)закрыла солнышко. Пошёл дождик. Со…нце осв…щало окрес…ность. Д…ждевые капли т…жело ударяли по тра…ке и цв…точ…кам. Они пов…сали на л…сточ…ках и тр…винках. В каждой д…ждинке играл солнеч…ный луч… .
8. Спиши , вставляя пропущенные буквы.
Б…рёза – одно из самых кр..сивых наших д…ревьев. Белые с чёрным р…сунком ств…лы б..рёзы имеют особую привлекательность. Белая окраска коры объ…сняется тем, что в клетках бересты содержится особое красящее вещество . Если вы в чёрном пальто неосторожно прислонитесь к ств…лу м…л…дой б..рёзы, на одежде останется белое п…тно, как от мела.
Выпишите слово с разделительным твёрдым знаком. Разделите его для переноса.
Выпишите из текста 2 слова с безударными гласными, проверяемыми ударением. Поставьте ударение. Напишите проверочные слова.
В тексте подчеркните все глаголы.
9. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
В в…сеннем л…су ветер свободно гуляет. Ничто (не)мешает ему к…чать серё…ки у ол…хи. Он (п…д)хватывает пыл…цу. Пыл…ца л…тит по всему лесу. Со…нце (о)св…щ…ет яркие и пуш…стые цветы. Лес пахнет мёдом. Гудят пчёлы и шм…ли. (Пр…)л…тают первые бабоч…ки. Как всё нарядно!
Выполни морфологический разбор слову ольхи; в весеннем (лесу), гудят
10. Вставь пропущенные буквы.
Быль за ска…кой не угонится.
На чужой сторону…ке рад своей ворону…ке.
Ле..ка ноша на чужом плече.
Сладок мё…, да не по две ло…ки в ро….
Одному вер…ки, а другому коре…ки.
11. Спишите, исправляя ошибки. Выделите орфограммы. Подчеркните все глаголы.
Маладую сабаку звали дружок. Висёлая сабачька этот дружок. Чюткие ушки рошками, пушыстый хвост маленким калечьком. Зупки беленкие и чястые.
Дружок любил по вичерам седать по две прекрастные сахарные косточьки. Ана выбижыт на мяхкую трову и грызёт их. Хараша жызнь у друшка !
12.Из слов каждой строчки составить предложение. Озаглавить текст.Написать, вставляя пропущенные буквы.
13. Какое из слов в каждой строчке проверочное, а какие проверяемые? Запиши сначала проверочное, а потом проверяемые. Выдели корень и обозначь орфограмму.
Светло, светлый, светлячок, светлеет.
Лиса, лисичка, лисонька.
Коса, косичка, косы.
Зелёный, зелёнка, зелень.
Земля, земляной, земли, землица.
Добро, добродетель, добренький.
Солонка, посолить, недосол.
14.Собери текст. Озаглавь. Запиши, вставляя пропущенные буквы или раскрой скобки.
А куропатки корм ищут и не ч...вствуют опас...ности.
К ним ползёт л...са.
Ярос...но затрещала с...рока.
Л...сич...ка ре...ко прыгнула, но куропатки разл...телись.
Чудес...ное раннее утро.
Заметила ужас...ную хищ...ницу.
Тут прил...тела с...рока, осм...трела окрес...ности.
На л...сной п...лянке груп(п)а куропаток.
Над существительными надпиши падеж
15.Вставьте, где необходимо, пропущенные Ъ и Ь. Спишите.
Выделите орфограммы.
Зина терпеливо принялась обяснять задачу.
Вера посмотрела на мальчишек. Они стояли смирные, сёжившиеся.
На аэродроме уже обявили посадку в самолёт.
Я смотрю, как из подезда выходит смешной, неуклюжий, долговязый человек.
Некогда в русских деревнях крестяне собирали позднею осеню тронутые
морозом гроздя красной рябины.
Заячими, лисими, птичими следами расписана белая скатерть снегов.
16. Спиши, исправляя ошибки. Не забудь выделить орфограммы.
В окресностях нашего сила растёт група прелесных Ёлочек. Керил лавров любит слушат интерестные скаски про жывотных. На пироне стаяли посожыры и ждали, когда обявят их поезт. Мы с сабачькой жучькой быстро пробижали по леснице.
Выполни фонетический разбор слова аллея
17.Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставь пропущенные буквы.Напиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные.
Собака - друг человека, а волк -... .Железо тяжёлое, а пух .... Река широкая, а ручей .... Чеснок горький, а яблоко .... Кисель густой, а суп ... . Камень тяжёлый, а известняк... Дом высокий, а сарай .... Мальчик смелый, а девочка Дождь частый, а гром ...
18. Спиши текст. Подчеркни имена прилагательные и существительные к которым они относятся. Укажи число, род и падеж
Мохнатые ели стоят по обе стороны дороги. Они закутались в пушистый снег, чтобы не замерзнуть. А на пригорке ель розовая . И еловые шишки тоже розовые. Это их закатное солнце освещает. Зимняя сказка возникает прямо на глазах.
24.Спиши, раскрывая скобки. Раздели слова на слоги. Над существительными надпиши число, род, падеж
(Не) лает, (не) кусает, а в дом (не) пускает. Лежит доска на болоте, (не) сохнет, (не) гниет, (не) ржавеет. Я (не) навижу уроки музыки.
25. Прочитай. Спиши. Укажи время и число глаголов.
Зимой нерпа из воды всё время выглядывает. Для этого она во льдах даже лунки оставляет. Высунется из воды, посмотрит по сторонам – и опять в море нырнёт. Поэтому все думают, что она очень любопытная.
Выпиши из текста 3 слова с безударными гласными, рядом запиши проверочные слова.
Выполни морфологический разбор глагола нырнёт.
26. Спиши, дополняя предложения глаголами, противоположными по значению.
Звёзды вспыхнули на мгновение и ....
Мачеха свою дочь хвалит, а падчерицу ....
Детям разрешили играть на улице, но ... выбегать на дорогу.
Противники нападали на ворота, в вратарь их надёжно ....
27.Выпиши в 1-й столбик глаголы в единственном числе, во 2-й -во множественном.
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берёз!
Там из-за старой, нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели,
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал - и вон побежал.
Н. Некрасов
Выпиши из текста 2 слова с парными согласными в конце слова, запиши проверочные слова
Слово гроздья разбери фонетически
Укажи падежи имён существительных
28.Прочитай. Спиши.
(В) конце в..сны п..является одуван(?)чик. Неприхотлив.. растение цв..тёт поч(?)ти всё лето.
(В) одних странах одуван(?)чик считают сорн.. тр..вой. А ж..тели Японии и Индии выращивают его и (с) удовольствием едят. (Из) мо..лодых лист..ев делают салат, а (из) сухих готовят приятный напиток.
Обозначь число глаголов.
Выполни синтаксический разбор первого предложения
29.Прочитай. Выпиши слова веснас падежными вопросами.
Весна. Вот это слово Привет весне,
Весело склоняется! Встречай весну.
Пришла весна, Весна, весны, весне, весну,
Дождись весны, Весною, о весне.
30.Прочитай и озаглавь текст.Спиши.
Вот прилетелдятел, принёс в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся прямо на ствол осины. И не заметишьдятла на дереве. Зацепился за кору острыми когтями и начал изо всех сил семена из шишки выклёвывать.
Засмотрелся я на дятла. Ловко это у него получается: и сам сыт и лесу польза. Не все семена попадутдятлу в рот. Много семян упадёт на землю и прорастёт. Вот сколько сосенок из-под снега топорщится! Все они выросли из выклеванныхдятлом шишек. Вот что я узнало дятле. Он - маленький пернатый лесовод.
Выпиши словосочетания со словом дятел. Выдели окончания имен существительных. В скобках напиши вопросы. Укажи части речи выделенных слов.