kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактический материал по чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал по чтению для начальных классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по чтению»

Мамин арбуз


Летом мама оставляет на хозяйстве семилетнего сына Костика. Сама идет на целый день на работу, а ему приказывает: «Сиди дома, корми кур, полей капусту в огороде, когда жара спадет».

Сегодня у Костика день выдался и счастливый, и трудный. Счастливый, потому что утром, как только мама ушла на работу, пришел дед Матвей и принес два арбуза. На бахче арбузы были еще зеленые, Костик это хорошо знал. Он долго расспрашивал деда Матвея, где же он взял эти два арбуза, а дед молчал и только улыбался.

– Вот твой, – показал дед на меньший арбуз, – а это – мамин.

Конечно, по-другому и быть не может: мама большая – ей и арбуз побольше.

– Сейчас разрезать твой арбуз или ты сам разрежешь? – спросил дед Матвей.

– Сейчас, дедушка, сейчас, – с нетерпением попросил Костик.

Дед разрезал арбуз. Он был красный и душистый.

Костик смаковал, ел медленно, старался продлить удовольствие, а дед сидел молча и иногда усмехался. Усмешка деда была какая-то странная – невеселая.

Дед ушел. Костик доел арбуз. Еще раз обгрыз корочки. Пошел погулял, вернулся. Хотел еще раз обгрызть корочки, но обгрызать больше было уже нечего.

Мамин арбуз лежал на столе. Костик старался не смотреть на него, но время от времени будто кто-то поворачивал его голову к арбузу.

Чтобы не смотреть на арбуз, Костик пошел во двор. Дал курам ячмень, вытащил ведро воды из колодца.

Его неудержимо тянуло в хату. Он открыл дверь, сел возле стола, дотронулся до арбуза.

«А если половинку съесть?» – подумалось ему.

Но от этой мысли Костику стало стыдно. Он вспомнил невеселую дедову усмешку. Ведь невеселой она была потому, что он не угостил дедушку – не дал ему ни одной дольки.

От стыда Костик ушел из дома. Он пошел в сад и сел под шелковицей. Там он долго сидел и смотрел на белые тучи в голубом небе. Смотрел, пока не уснул.

Проснулся Костик вечером. Солнце садилось за горизонт.

«Скоро и мама придет», – подумал Костик.

Когда мама подходила к дому, Костик вынес навстречу ей арбуз.

– Это вам, мама, – радостно сказал он.

Мама разрезала арбуз и приглашает:

– Ешь, Костик.

– Нет, это вам, мама, – отвечает Костик. – Ешьте, пожалуйста.

Такого внимания мама еще не знала. Она с удивлением посмотрела в радостные глаза сына и взяла ломтик арбуза.


(По В.Сухомлинскому) (384 слова)

1. Кого мама оставила на хозяйстве?

А) бабушку; Б) деда; В) дочку; Г) Костика.

2. Каким выдался день для Костика?

А) успешным; Б) плодотворным;

В) счастливым и трудным; Г) скучным.

3. С каким гостинцем пришел к внуку дедушка?

А) с конфетами; Б) с арбузами;

В) с печеньем; Г) с игрушками.

4. Почему Костику стало стыдно перед дедом Матвеем?

А) он съел арбуз сам, не угостив дедушку;

Б) он забыл поздороваться с дедом Матвеем;

В) он не провел дедушку;

Г) он не помог разрезать арбуз.

5. Как мальчик встретил маму?

А) с грустным лицом; Б) он проявил заботу и внимание;

В) он сидел в саду; Г) он не встретил маму.

6. Какой пословицей вы бы выразили главную мысль рассказа?

А) В хорошей семье хорошие дети растут;

Б) Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет;

В) Нет родней дружка, как родная матушка;

Г) Жизнь дана на добрые дела.























Что такое пальма Мерцалова?


Пальма Мерцалова – это скульптурное изображение пальмы, которое выковал кузнец из Донецка Алексей Мерцалов из цельного стального рельса. Вскоре пальма стала символом Донбасса. Какова же история ее возникновения? Работники завода Алексей Мерцалов и его помощник Филлипп Шпарин выковали пальму с 10 ветвями и венчиком наверху. Казалось бы, ничего особенного, но из инструментов мастера использовали только молот и зубило, в пальме нет ни единого сварного шва, и времени на это ушло немного – всего три недели. Произведение получило Гран-при на выставке в Нижнем Новгороде. Посетители были в восторге от изящности и реалистичности пальмы, говорили, что даже трудно поверить, что это сталь, всем хотелось ее потрогать и убедиться, что это не живое растение. В 1900 году пальма также получила Гран-при на Парижской Международной промышленной выставке.

Символика имеет особый смысл. Еще с древних времен пальма считалась символом успеха и первенства: в древней Греции победителей увенчивали не только лаврами, но и пальмовыми ветвями. Даже в более поздних изображениях богиню победы Нику изображали с пальмовой ветвью. В Древнем Риме победителям также вручали пальмовые ветки. Листья пальмы Мерцалова, означающие успехи в разных сферах человеческой деятельности, соединяются в ствол – символ единства, который уходит в землю, источник богатства. Оригинал пальмы сейчас находится в музее Горного института в Санкт-Петербурге, куда его передали после выставки в Париже.

Во время путешествий можно увидеть «железное дерево» в разных городах: Донецке, Киеве, Львове, Москве, Оттаве, Иерусалиме, Ганновере, Риме, Багдаде.

Донецкие альпинисты устанавливают пальму на вершинах гор во время своих экспедиций: например, на Эльбрусе, Эвересте, Килиманджаро и других. Аквалангисты установили пальму под водой у мыса Тарханкут в Крыму. Когда пальму подарили Москве, то столица в ответ подарила Донецку копию Царь-пушки.

Возле некоторых пальм на кадке написано: «Возможность, доказанная делом». Пальма является символом успеха для тех, кто хочет достичь вершин в своем деле.

(290 слов)








1.Что такое пальма Мерцалова?

А) это скульптурное изображение пальмы; Б) это символ успеха;

В) это домашнее растение; Г) это кустарник.

2. Кто изготовил пальму?

А) Иван Иванович Шишкин; Б) неизвестный мастер;

В) Алексей Мерцалов; Г) Михаил Михайлович Пришвин.

3. С помощью каких инструментов была изготовлена пальма?

А) для изготовления пальмы использовалось много инструментов;

Б) для изготовления пальмы не использовались инструменты;

В) была изготовлена с помощью молота и зубила;

Г) с помощью пилы.

4. Чем награждали победителей в древней Греции?

А) лавровыми венками и пальмовыми ветками; Б) цветами;

В) медалью; Г) грамотой.

5.Имеет ли награды пальма Мерцалова?

А) не имеет наград;

Б) получила Гран-при на выставках в Париже и Нижнем Новгороде;

В) этот вопрос рассматривается;

Г) имеет орден.

6. Где можно увидеть пальму Мерцалова?

А) в саду; Б) только в музее;

В) только на выставке; Г) в разных городах.




















Соляные шахты


Щедро одарила природа донецкие недра неисчислимыми богатствами, окрашенными в белый и черный цвет: солью и углем. Эти два цвета как бы разделяют Донбасс на две части.

В одной – шахтные поселки и заводы, сверлящие небо дымными трубами доменных печей, коксовые батареи и химические заводы.

В другой – совершенно иной мир. Непривычными, ослепительно белыми полосами мелькают составы, заполненные словно только что выпавшим снегом. Вы вступили в царство соли – в знаменитую Артемовско-Славянскую котловину.

По ее широким подземным галереям шагал великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев, приезжавший в Донбасс изучать месторождение каменной соли.

Высеченная из соляной глыбы фигура бывшего хозяина шахты – стоит здесь больше шестидесяти лет. Когда-то хозяин забавлялся тем, что приказывал рабочим вырубать в соляных пластах лестницы, арки, купола – строить подземные молельни и залы для приема гостей. Купцу хотелось похвастать, какими богатствами он владеет. Ведь ширина соляного пласта – сорок метров! Представляете себе двенадцатиэтажную толщу чистой каменной соли. Сколько же лет понадобилось природе, чтобы спрессовать соляной раствор, превратить его под давлением земных пластов в камень?

Это очень легко подсчитать! Тонкие зеленые полоски, разделяют пласт на множество слоев. Полоски напоминают «годовые кольца», которые можно видеть на любом спиленном дереве. Эти пласты и есть «годовые кольца»! По ним можно определить возраст пласта.

Как же они образовались?

Когда-то здесь бушевало море. За год накоплялся на дне соляной слой. Весной подводное течение покрывало его тонким слоем ила, принесенного из рек. Потом в течение года снова оседала соль. Так возникал годовой слой. В этом пласте триста слоев. Значит, в течение трехсот лет нарастал пласт, пока море не ушло в другие берега… Таких пластов много на разных глубинах. Нашей донецкой соли хватит не на одну тысячу лет.

Некоторые стены в соляных шахтах покрыты церковной росписью. Здесь же под землей находится настоящая церковь. Спускаясь в дальние выработки, шахтеры не могли быть уверены, что вернутся обратно, и они молились об успешном возвращении к родным и близким. Сегодня обряды в подземной соляной церкви проводит настоятель Свято-Преображенского храма. В старом храме шахтеров можно даже обвенчаться.

В соляной шахте можно побывать, там проводят экскурсии. Соляное футбольное поле, подземные лабиринты, концертный зал, подземная галерея, соляная шкатулка, оригинальные фигуры, выполненные из соли, гномы – хранители подземного царства, соляная пальма и многое другое можно увидеть в подземном соляном царстве.

Кроме удивительной красоты, старая шахта обладает еще лечебными свойствами. Ученые доказали, что морская соль очень близка к человеческой крови по тому составу минералов, которые в ней содержатся. Ею лечат многие заболевания.

(391 слово)



1.Чем богата донецкая земля?

А) садами; Б) лесами;

В) газом; Г) солью и углем.

2. Какова ширина солевого пласта?

А) солевой пласт очень тонкий;

Б) ширина солевого пласта с двенадцатиэтажный дом, до 40 метров;

В) солевой пласт местами широкий;

Г) солевой пласт местами тонкий.

3. Можно ли посчитать возраст соляных шахт?

А) можно; Б) нельзя;

В) над определением возраста соляных пластов работают ученые;

Г) возраст соляных пластов меняется в зависимости от времен года.

4. Как образовались соляные пласты?

А) это не известно;

Б) они образовались на месте древних лесов;

В) когда-то на месте соляных пластов было море;

Г) на месте озер.

5. Какими свойствами обладает соляная шахта?

А) не имеет цвета; Б) взрывоопасна;

В) имеет сладкий вкус; Г) обладает лечебными свойствами.

6. Можно ли побывать в соляных пещерах?

А) да; Б) можно только рабочим;

В) можно только ученым; Г) нельзя.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дидактический материал по чтению

Автор: Бугаева Наталья Николаевна

Дата: 29.02.2020

Номер свидетельства: 541491

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Коррекционно-развивающий дидактический материал для работы с детьми с ОВЗ в начальной школе."
    ["seo_title"] => string(91) "korriektsionnorazvivaiushchiididaktichieskiimatierialdliarabotysdietmisovzvnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "304806"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457793815"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Дидактический материал к урокам обучения грамоте "
    ["seo_title"] => string(56) "didaktichieskii-matierial-k-urokam-obuchieniia-ghramotie"
    ["file_id"] => string(6) "106058"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402938169"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Дидактический материал для чтения 2-4 классы"
    ["seo_title"] => string(51) "didaktichieskii_matierial_dlia_chtieniia_2_4_klassy"
    ["file_id"] => string(6) "463461"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1522006920"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Дидактический материал к урокам для учителей начальных классов"
    ["seo_title"] => string(71) "didaktichieskii-matierial-k-urokam-dlia-uchitieliei-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "202985"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429366257"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Дидактический материал по формированию фонематического слуха у детей с задержкой психического развития "
    ["seo_title"] => string(120) "didaktichieskii-matierial-po-formirovaniiu-foniematichieskogho-slukha-u-dietiei-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "149069"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419942584"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства