Личностно-ориентированная | Всестороннее развитие личности, т.е. комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-мотивационного компонентов личности. | Признание учителем приоритета личности перед коллективом. Создание гуманистических взаимоотношений в классе, через которые каждый ребенок учится видеть и уважать личность в других и в себе. Признание учителем, того, что ученик обладает правами, которые священны для учителя. Отказ от деления детей на «сильных» и «слабых». Признание того, что учитель – такой же равноценный участник учебного процесса, как и ученик. Понимание учителем того, что учебный процесс тем эффективнее, чем меньше учитель на уроке говорит и делает сам и чем больше дает сказать и сделать ученикам. | Функция «направляющая». Переход с позиции «я тебя учу» на позицию «мы с тобой учимся». Задача учителя помочь каждому ученику построить собственную образовательную траекторию. | Накопление каждым ребенком своего собственного личностного опыта. Детям предоставляется выбор различных учебных заданий и форм работы. Выявляются реальные интересы детей. Подбор и организация учебного материала согласуется с детьми. Индивидуальная работа с каждым учащимся. Дети сами вырабатывают правила поведения и контролируют их соблюдение. | Нельзя определять содержание и методы обучения, основываясь исключительно на интересах ребенка – это, ведет к снижению уровня обучения. Игра и спонтанная деятельность становятся самоцелью, получение знаний уходит на второй план. |
Развивающая | Развитие ученика как субъекта учения. | Ведущая роль теоретических знаний, отсутствие школьных отметок. Нет индивидуальной формы работы. | Функции обеспечения индивидуального целеполагания, сопровождения, обеспечения рефлексивных действий ученика. | Детям интересен исследовательский характер обучения. Реализация в атмосфере коллективного размышления. Нет школьных отметок. | Индивидуальная форма работы отсутствует. Отсутствие школьных отметок. Без отметок учителю сложнее контролировать успеваемость учащихся. |
Программированная | Индивидуализация обучения и активизация самостоятельной работы учащихся | Подача информации небольшими порциями. Деление учебной деятельности на шаги. Указания в зависимости от правильности ответа. Завершение каждого шага самопроверкой. | Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят её решение. Учитель направляет ученика на самостоятельные поиски путей решения проблемы. | Оперативное выявление белых пятен, предупреждение типичных ошибок. Одна и та же мысль повторяется несколько раз, во избежание механического запоминания информации. | Проблемы: принципы грамотного составления обучающей программы, доза включаемой информации, пути и средства обратной связи, возможности безмашинного и машинного способов обучения и контроля с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития младших школьников. |
Модульная | Развитие каждого ученика в соответствии с его задатками и образовательными потребностями. | Содержание информации в комплексных модулях. Блоки учебной информации, включающие в себя: цели, задачи, список необходимого оборудования. Развитие ученика в соответствии с его потребностями. Действенность и оперативность знаний и их системы. Индивидуальный темп для каждого. Разносторонность. Паритетность. Тех. карта для оценивания детей. | Изменение формы общения учителя с учащимися. Оно осуществляется через модули. Реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего. | Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, планированию, самоорганизации и самоконтролю. Возможность многоуровневой подготовки. Создание условий для развития коммуникативных навыков. Технологическая карта для оценивания детей. | |