Просмотр содержимого документа
«буклет "Рефлексия - один из этапов современного урока""»
Цель современного образования:
Развитие личности на основе усвоения универсальных способов действий. (УУД) Процесс образования направлен на формирование важнейшей компетенции личности – умения учиться, создание благоприятных условий для личностного развития учащихся.
Суть рефлексии заключается в уникальном опыте личностного осмысления, переживания, оценки отношения к тому, что связано с различными сферами деятельности человека, это особая реальность, которая обеспечивает осмысление прошлого и проектирование будущего.
Функции рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния (направлена на установление эмоционального контакта с группой, выявление степени удовлетворённости её работой), в начале и в конце урока;
рефлексия содержания учебного материала (выявляет уровень осознания содержания пройденного и направлена на получение новой информации);
рефлексия деятельности (проводится на разных этапах урока и заключается в осмыслении способов и приёмов работы с учебным материалом, поиске более рациональных приёмов).
«Рефлексия – способ смотреть
на себя как бы со стороны…»
«Если ты умеешь правильно судить себя,
значит, ты поистине мудр»
Антуан де Сент-Экзюпери.
Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад)
— это обращение внимания субъекта на самого себя и
на своё сознание, в частности, на продукты собствен-
ной активности, а также какое-либо их переосмысление.
В переводе с латинского – «обращение назад».
Словарь иностранных слов определяет рефлексию
как размышление о своем внутреннем состоянии,
самопознание.
Классификация рефлексии:
1) По содержанию: устная и письменная.
2) По форме деятельности:
индивидуальная, групповая, коллективная.
3) По способам проведения:
анкетирование, опрос, рисунок и т. д.
4) По функциям:
физическая (успел – не успел);
сенсорная (самочувствие:
интересно – скучно, комфортно – дискомфортно);
интеллектуальная (что понял – не понял,
какие затруднения испытывал);
духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
МАОУ «Новомирская ООШ»
Учитель начальных классов:
Селямина Л.А.
Февраль 2016
«Солнышко»
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета –занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
«Яблоня»
На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.
«Мишень»
Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая
1. свою деятельность
2. деятельность учителя
3. деятельность учащихся.
"Дерево предсказаний"
Правила работы таковы: ствол дерева – тема, вид деятельности, ветви - утверждения, которые ведутся по направлениям - "да" и "нет" (количество "ветвей" не ограничено), и "листья" - обоснование этих утверждений (аргументы в пользу того или иного мнения, фамилии, оценки, результаты и т.д.)
«Градусник»
Используя такой символ можно определить состояние эмоций, новизну материала, урока, оригинальность и т.д.
«Ступени»
С помощью данного символа можно определить, на каком уровне ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка и т.д.
«Звездочки»
На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д.
«Корзина идей»
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
«Мордашки»
Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащиеся рисуют «мордашки», которые соответствуют их настроению или выбирают из имеющихся.
«Дерево»
Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.
«Светофор»
Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось).
“ Пятерочка “
Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно; Указательный палец - мне было трудно (не понравилось );Средний – для меня было недостаточно; Безымянный палец – мое настроение; Мизинец – мои предложения.