kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Безотметочное обучение, как средство повышения учебной мотивации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предоставлен для учителей, работающих по обновлённой программе. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Безотметочное обучение, как средство повышения учебной мотивации»

Безотметочное обучение.



«Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успехов в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте оценками. Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, - в самом ребёнке, его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это – желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без неё нет школы».

                                                                   В. А. Сухомлинский



Большую роль в формировании развития ребенка как само изменяющегося субъекта образовательного процесса играет положительная мотивация к школьному обучению.

Многие будущие первоклассники собираются в школу с желанием, понимая значимость предстоящей их жизни (в большинстве случаев этому способствовало воспитание со стороны родителей, а также посещение детских дошкольных образовательных учреждений). Но есть и такие дети, которые испытывают волнение, страх перед неизвестностью, что, в конечном итоге, может выявить в ребенке нежелание ходить в школу.

Одним из условий формирования положительной мотивации и как следствие важным условием получении высокого результата образования является проведение этапа адаптации детей к школе. Правильная организация этапа адаптации, положительная мотивация к школьному обучению, успешно применяемая система оценивания учебных достижений (безотметочное обучение) младших школьников является важным условием получения результата образования. Но ведь главное – не в замене одних отметок на другие, баллов на картинки и похвальные слова или даже «волшебные линеечки». Проблема в том, чтобы учитель принципиально изменил процедуру оценивания и свою позицию в нём: организовал оценивание как совместное действие, постепенно передавая инициативу оценки ученического действия в руки самого ребёнка. Именно в этом суть технологии безотметочного обучения, которое отнюдь не является безоценочным. Действие оценивания ребёнком самого себя – это, как отмечают психологи, «краеугольный камень» учебной самостоятельности, способности к обучению вообще (и к самообучению в частности). Любой здравомыслящий взрослый понимает, что нельзя чему-либо научить ребёнка, не оценивая результатов обучения. Под безотметочным обучением понимается такое обучение, при котором ребёнок учиться самостоятельно оценивать свои действия, соотносить собственные результаты с некоторыми общепринятыми критериями, то есть выращивается оценочная самостоятельность ребёнка.

Система оценивания в общеобразовательном учреждении должна:

  • учитывать индивидуальные достижения ребенка, позволять наглядно фиксировать «дельту» между тем, что было и что стало у конкретного ученика;

  • строиться на критериальной базе: то есть должно быть понятно, по какому критерию (или каким критериям) осуществляется оценивание

  • в отношении к известному всем (в том числе ученикам!) эталону;

  • быть информативной для всех участников образовательного процесса (ребенка, учителя, родителей), объективной и конструктивной (то есть отвечать на вопросы: что уже получается и насколько хорошо, а что ПОКА нет);

  • развивать у учащегося способность к самостоятельной объективной содержательной оценке результатов своей деятельности, умение «переводить проблему в задачу», обеспечивая таким образом условия для развития ученика как субъекта учебной деятельности.

Если мы хотим вырастить субъекта учебной деятельности (сегодня это важнейшее требование нового стандарта) и просто самостоятельного, сознательного и ответственного за свои действия человека, ЛИЧНОСТЬ, мы должны создать такие условия в школе, чтобы ребенок научился оценивать свои учебные результаты САМ. Технология безотметочного обучения предлагает сделать это так, чтобы первоклассник научился оценивать себя сам по совместно выбранным с учителем критериям.

В основе принципов безотметочного оценивания лежат следующие ключевые вопросы:

что оценивать? – объект оценивания: а) знания, умения, навыки по определенным параметрам; б) творчество, инициативу;

что не оценивать? – личные качества ребенка (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия);

как оценивать? – средства фиксации результатов оценивания: не должно быть эквивалентов балльной системы («зайчиков» и «черепашек»); выбранные средства должны позволять зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка по отношению к самому себе и, вместе с тем, не провоцировать учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по успеваемости;

каким образом оценивать? – процедура оценивания: самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке, несовпадение этих оценок и является главным предметом обсуждения; возможные критерии оценивания работы тоже должны обсуждаться и вырабатываться учителем вместе с детьми;

что нужно учитывать при оценивании? –

педагогические условия эффективности: оценивание должно дифференцироваться, то есть оценка (как ученика, так и учителя) должна складываться из множества оценок своей работы по целому ряду критериев.

Первая и самая удобная форма оценивания работ первоклассников – «волшебные линеечки». Они выглядят как обычные отрезки, расположенные вертикально или горизонтально (кому как нравится).

На одном конце у такой линеечки минимум качества по выбранному критерию, на другом – максимум. Критерий можно обозначить над линеечкой или рядом с ней сокращенно: например, П – правильность, А – аккуратность, С – старание (это такой специфический критерий, означающий качество данной работы по отношению к предыдущим).

п е д а г о г и ч е с к и й у н и в е р с и т е т

Таблица 1. Критериальная

Гласные и согласные

Ударение

Твердость– мягкость

Звонкость– глухость

Буквенная запись

Работа букв

+

+

+ –

+

+

















Рис. 1

Линеечки первоклассники рисуют карандашиком в своей рабочей тетради или прописи. Договариваемся, какие критерии для оценки берем, и рисуем их в своей тетрадке (например, на полях). Результат оценки по каждому критерию отмечаем «крестиком» на отрезке: чем результат выше, тем выше крестик (если линеечка «лежачая» – чем выше результат, тем правее «крестик»).



П А С

Рис. 2

Каждый ребенок оценивает себя сам на «волшебных линеечках», а затем, когда учитель проверяет работу, либо соглашается (обводит «крестик» своим цветом), либо не соглашается (ставит свой «крестик» в другом месте).

Так же для оценивания результатов своей деятельности, я предлагаю заполнить оценочные листы, где обучающиеся при помощи смайликов оценивают свою работу. Если это проверочная работа по какой – либо теме (проверочные работы по теме проводятся на этапе первичного закрепления и на обобщении темы), мы вкладываем листы в «Портфель достижений». Выполнив следующую проверочную работу, дети обязательно сравнивают свои оценочные листы, что помогает им увидеть свои




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Безотметочное обучение, как средство повышения учебной мотивации

Автор: Барон Ольга Фёдоровна

Дата: 28.03.2019

Номер свидетельства: 505118

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Безотметочное обучение как ведущий принцип формирующего оценивания в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(108) "biezotmietochnoie-obuchieniie-kak-viedushchii-printsip-formiruiushchiegho-otsienivaniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "234603"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443467656"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "ФГОС. Что измелось на уроке? "
    ["seo_title"] => string(28) "fgos-chto-izmielos-na-urokie"
    ["file_id"] => string(6) "221796"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435582383"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "ФГОС. Что изменилось на уроке? "
    ["seo_title"] => string(30) "fgos-chto-izmienilos-na-urokie"
    ["file_id"] => string(6) "221797"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435582546"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация на тему: Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiianatiemudukhovnonravstviennoievospitaniiemladshikhshkolnikovnaurokakhorkse"
    ["file_id"] => string(6) "305834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457991909"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства