Авторская программа "Взаимодействие с родителями в начальной школе"
Авторская программа "Взаимодействие с родителями в начальной школе"
Эффективность работы школы по воспитанию и обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьёй в этом процессе. Исследованиями доказано, что дети, семьи которых не взаимодействуют со школой, испытывают большие сложности во взаимоотношениях с окружающим миром. Дети, родители, педагоги, медицинский персонал - члены одного школьного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых зависит от характера их взаимодействия. Партнёрские отношения между педагогами и родителями должны быть прочными и всесторонними, особенно, что касается семей, имеющих детей младшего школьного возраста. Именно в этом возрасте динамично формируется не только интеллектуальная основа личности, но и её главные нравственные качества. Проблема взаимоотношений школы с родителями учеников существует столько времени, сколько существует и само школьное обучение. В настоящее время школы накопили громадный опыт сотрудничества с семьями, во многих школах сложились традиции и системы сотрудничества с родителями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Авторская программа "Взаимодействие с родителями в начальной школе"»
Программа взаимодействия с родителями в начальной школе.
Пояснительная записка
1.Вступление.
Эффективность работы школы по воспитанию и обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьёй в этом процессе. Исследованиями доказано, что дети, семьи которых не взаимодействуют со школой, испытывают большие сложности во взаимоотношениях с окружающим миром. Дети, родители, педагоги, медицинский персонал - члены одного школьного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых зависит от характера их взаимодействия. Партнёрские отношения между педагогами и родителями должны быть прочными и всесторонними, особенно, что касается семей, имеющих детей младшего школьного возраста. Именно в этом возрасте динамично формируется не только интеллектуальная основа личности, но и её главные нравственные качества. Проблема взаимоотношений школы с родителями учеников существует столько времени, сколько существует и само школьное обучение. В настоящее время школы накопили громадный опыт сотрудничества с семьями, во многих школах сложились традиции и системы сотрудничества с родителями.
2. Актуальность создания программы.
В Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. На разных уровнях звучит, что семья должна, наконец, стать в нашем обществе не просто ценностью, а первостепенной ценностью, что крепкая и дружная семья и есть наша новая национальная идея. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала. Современный человек должен быть внутренне мобильным и самостоятельным, должен уметь быстро адаптироваться к изменяющейся ситуации, должен учиться всю свою жизнь. От личного благополучия сегодняшних младших школьников зависит и благополучие общества. Воспитание такого человека требует мобилизации всех социальных институтов, особого внимания и воздействия воспитательной среды школы, внеклассной работы, общественно-полезного труда и семейного воспитания. В свою очередь, социологи отмечают тенденцию самоустранения семьи от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Во многих семьях просматриваются характерные проблемы: разрушение семейных традиций; дефицит мужского влияния в воспитании детей; очень низкий уровень организации и совместного проведения семьёй свободного времени; необходимость экономического, а порой и физического выживания семьи; психолого-педагогическая неграмотность родителей. Многие родители не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей детей и порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми. Проблемы не обходят и благополучные семьи, где не подготовленные к искушениям дети не умеют противостоять соблазнам. Содержательные различия семейного воспитания зависят от культуры, быта, рода профессиональных занятий родителей, социального статуса семьи. Конечно, школа не может решить все эти проблемы, для этого необходимо реально усилить политику государства в отношении семьи, заинтересованность общества в её жизнедеятельности. В силу обозначенных проблем работа педагога с родителями в начальной школе очень важна и требует всё более серьёзного подхода.
3. Цели и задачи реализации программы:
Совершенствование системы совместной деятельности семьи и школы, направленной на всестороннее воспитание и развитие личности ребёнка.
Достижение главной цели направлено на решение следующих задач: -формировать единые взгляды педагогов и родителей на изучение личности учащегося с учётом интересов, склонностей и состояния здоровья детей; -проводить просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, здоровьесберегающих технологий, психологического развития детей; -создавать условия для принятия совместных решений по вопросам жизнедеятельности классного коллектива; -развивать отношения уважения и доверия между родителями и детьми.
4. Основные направления программы.
Главным направлением сотрудничества воспитателя и родителей является просвещение по вопросам психологии и педагогики (информирование, диагностирование, коррекционная работа). К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: врачей, психологов, тьюторов, представителей общественных организаций, учителей-предметников. Диагностика в работе воспитателя с классом может быть предварительной, оперативной и итоговой в зависимости от тех ситуаций, которые требуют её применения. Диагностические материалы могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребёнка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых людей по отношению к ребёнку. Предварительная диагностика необходима классному руководителю при подготовке: родительских собраний; тематических и индивидуальных консультаций; внеклассных мероприятий; организации экскурсий. Оперативная диагностика необходима при возникновении конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблемных ситуаций, которые могут возникнуть у учащихся друг с другом. Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года; по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах и фестивалях. Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям психолого - педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. К таким проблемным ситуациям можно отнести кризисы адаптации к школьному обучению, раннее половое созревание детей, нестабильность положения ребёнка в семье, потеря родителей или близких людей, развод родителей. Основные направления деятельности воспитателя: 1.Обеспечение условий для нормального физического развития школьников. 2.Решение проблемы общения в детском коллективе. 3.Расширение познавательной сферы ребёнка. 4.Повышение воспитательного потенциала семьи.
5. Прогнозируемые результаты.
Реализация мероприятий, направленных на организацию взаимодействия с родителями в воспитании детей даст возможность сформировать активную позицию родителей в организации эффективного взаимодействия семьи и школы, создать комфортную обстановку для развития творческих способностей, познавательной активности, позитивной школьной мотивации детей, укрепить и расширить рамки взаимодействия семьи и школы в деле воспитания, добиться стабильной динамики позитивного изменения психологического климата в родительском и детском коллективах.
6. Формы взаимодействия воспитателя с родителями учащихся. Традиционными формами работы с родителями можно считать родительские собрания, праздничные мероприятия, конференции, индивидуальные консультации педагога. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой. К праздничным мероприятиям в начальной школе в первую очередь можно отнести тематические утренники, праздники – посвящения, праздники – прощания, театрализованные представления и т. д. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся очень тщательно, с участием психологов, тьюторов, которые работают в школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме. Индивидуальные консультации особенно необходимы в период, классный коллектив находится на начальном этапе своего существования. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Воспитатель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком: особенности здоровья ребёнка; его увлечения, интересы; предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции; особенности характера; мотивация учения; моральные ценности семьи. В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребёнок», которая заполняется педагогом, совместно с родителями. Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. Примерные темы таких консультаций:
Почему мой ребёнок не хочет учиться?
У моего ребёнка плохая память.
Единственный ребёнок в семье.
К чему может привести тревожность детей?
Талантливый ребёнок в семье.
7. Примерное календарно-тематическое планирование родительских собраний в начальной школе.
Срок
проведения
Тема собрания,
вопросы для обсуждения
Ответственные
Первый класс
сентябрь
1. Особенности адаптационного периода.
2. О задачах на учебный год (утверждение плана работы на год).
3. Выборы родительского комитета класса.
Воспитатель, классный руководитель, психолог
октябрь
1. Младший школьник: особенности развития.
2. Освещение первых результатов учёбы и развития личности ребёнка на начальном этапе обучения.
3. Новый закон об образовании в РФ.
Воспитатель, классный руководитель, врач школы
ноябрь
1. Итоги адаптационного периода.
2. Дети и компьютер (проблемно-этическая беседа).
3. Основы безопасности младших школьников.
Родительский комитет, воспитатель, классный руководитель
декабрь-январь
Итоги первого полугодия.
Портфолио ученика согласно ФГОС.
Воспитатель, классный руководитель
март
Как помочь ребёнку стать внимательным?
Воспитатель, классный руководитель
май
1. Об итогах учебного года.
2. Об организации безопасного летнего отдыха детей.
Родительский комитет, воспитатель, классный руководитель
Второй класс
сентябрь
1. О задачах на новый учебный год (утверждение плана работы на год).
2. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащегося 2-го класса. Нормы оценок результатов обучения и развития учащихся.
Классный руководитель, воспитатель
ноябрь
Воспитание у школьников стремления к чтению.
Спор или ссора? (проблемно-этическая беседа)
Воспитатель, классный руководитель, библиотекарь
декабрь
Роль семейных традиций в воспитании школьника.
Соблюдение ортопедического режима в школе и дома.
Воспитатель, классный руководитель, школьный врач
декабрь-январь
1. Итоги первого полугодия.
2. О детской дружбе (совместно с учащимися).
Классный руководитель, воспитатель, психолог
март
Эмоциональное благополучие детей в современной семье.
Воспитатель, классный руководитель
апрель
Воспитание сознательной дисциплины.
Родительский комитет, воспитатель, классный руководитель
май
Итоги второго года обучения (торжественное собрание совместно с детьми).
Родительский комитет, воспитатель, классный руководитель
Третий класс
сентябрь
1.Задачи на новый учебный год (утверждение плана работы на год).
2.Основные требования к знаниям, умениям и навыкам в третьем классе.
Классный руководитель, воспитатель
октябрь
1.Речь младших школьников и пути её развития.
2. Правила поведения детей на территории школы.
Воспитатель, классный руководитель
ноябрь
Как правильно преодолевать школьные трудности?
Воспитатель, классный руководитель, психолог
январь
Познавательные процессы личности и условия их развития.
Классный руководитель, воспитатель
март
О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников.
Родительский комитет, Воспитатель, классный руководитель
апрель
1.Трудности при выполнении учащимися домашних заданий.
2.Родительский авторитет.
Воспитатель, классный руководитель, психолог
май
Итоги третьего года обучения (торжественное собрание совместно с учащимися).
Родительский комитет, учитель
8. Литература.
1.Маленкова Л.И. Основы родительской педагогики: Учебно-методическое пособие. М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2011
2. Хоменко, И. Школа и родители: этапы развития социального партнерства. – Директор школы. – 2007. – № 4
3.Лаптева И. Взаимодействие родителей и педагогов в современной школе. //Педагогика, № 4, 1996.
4. Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы. Псков, 1994. (адаптировано И. А. Хоменко, 1997.)