Просмотр содержимого документа
«Аттестация педагога. Аналитический отчет»
Содержание
Введение 3
1. Теоретическая часть 4
1.1. Формирование универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе. 4
1.2. Исследовательская деятельность - способ познания мира 7
1.3 Теоретическая база темы 8
2.Практическая часть 11
2.1. Этапы исследовательской деятельности. 11
2.2 Исследовательская деятельность на уроках. 12
3. Результативность 17
3.1 Диагностика по выяснению отношения учащихся к проектной деятельности. 17
3.2 Достижения учащихся за межаттестационный период. 20
Заключение 23
Список литературы 24
Введение
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат» В. А. Сухомлинский
В своем аналитическом отчете я представляю систему профессиональной деятельности за межаттестационный период с 2009 по 2014 гг., направленной на решение задач и выполнение рекомендаций, полученных в ходе предыдущей аттестации.
Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Всё более значимым становится развивающий потенциал обучения, обеспечивающий существование и развитие системы образования, в условиях быстро меняющейся среды. Современные социальные запросы направлены на общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие умение учиться. Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходимы и в системе образования. Эта необходимость нашла отражение в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, которые включают в себя помимо традиционного формирования предметных знаний, умений и навыков и программу развития универсальных учебных действий (УУД).
1. Теоретическая часть
Формирование универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе.
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося.
Под УУД в Концепции федеральных государственных стандартов общего образования понимается «…совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса»
«…умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта»
В традиционном образовании образовательный процесс в подавляющем большинстве случае основан на подборе необходимой для изучения информации и развитию психических процессов, и в меньшей степени – обучению эффективным приемам (операциям) как мышления, так и обучения в целом. Это значительно снижает общую эффективность образовательного процесса и негативно сказывается на развитии личности. Кроме того, обозначенный подход снижает уровень ответственности и самостоятельности обучающихся, не стимулируя их саморазвития.
Универсальный характер УУД проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, реализуют целостность личностного, социального, познавательного, коммуникативного развития личности; обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области; создают условия для обучающихся к решению жизненных задач.
Заявленные ФГОС результаты обучения согласуются с моделью выпускника начальной школы, определяемой как личность с основами нравственного поведения и общеучебных навыков, необходимых для продолжения образования в основной школе и обеспечивающих «умение учиться»; личность, способная к совместной деятельности с учителем и одноклассниками.
Функции УУД:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Реализация формирования УУД направлена на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов
Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценносто-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД.
Предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
К основным видам универсальных учебных действий относятся личностные, регулятивные (включающие также действия саморегуляции), познавательные, коммуникативные УУД
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию детей (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учебной деятельности (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УД включают общеучебные, логические и направленные на постановку и решение проблемы навыки.
Общеучебные навыки:
умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);
анализ– выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;
синтез– составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
УУД обеспечивают способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а так же к самостоятельному приобретению новых знаний и умений, включая саму организацию учебной деятельности. Наиболее эффективным подходом к формированию универсальных учебных действий может стать обращение к исследовательской деятельности, как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной деятельности. Это не что иное, как попытка моделирования жизни. Сущность ее заключается в необходимости решения нескольких интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач.
1.2. Исследовательская деятельность - способ познания мира
Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания мира ребёнком.
Нынешние младшие школьники более свободны в своих высказываниях, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Этого нельзя не учитывать при построении учебного процесса в начальной школе. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление и создает условие для исследовательского обучения. В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и ориентирование на активные и интерактивные методы обучения.
Исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими обучающимися, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение.
Исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания школьников, которое позволяет формировать и развивать УУД:
Такими специфическими умениями являются:
анализ проблемной ситуации;
целеполагание;
формулирование вопросов;
планирование действий;
отбор необходимой информации;
логические умения;
умение строить гипотезы и делать выводы;
рефлексия;
самоконтроль, самооценка и др.
Изменяется позиция учителя. Он превращается в организатора деятельности, консультанта-помощника и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний.
Новизна темы
Новизна темы заключается в использовании исследовательской деятельности как эффективного метода обучения в формировании УУД младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
Исходя из вышесказанного, эта тема приобрела актуальный характер для меня как учителя начальных классов.
1.3 Теоретическая база темы
История возникновения исследовательского метода восходит ко второй половине XIX в. Как известно, появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания» (Дж. Дьюи, В. X. Килпатрик, Э. Коллингс). Ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни». В своей книге «Метод проектов» профессор педагогики Уильям Херд Килпатрик разработал широко известную в мировой педагогике проектную систему обучения. Суть её
заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняли проект, решая какую-либо практическую исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в практическую деятельность, они овладевали новыми знаниями. Он считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
Проектом (по В. Килпатрику) является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.
«Метод проектов» приобрёл известность в различных странах, в том числе и в России.
Применительно к начальной школе, определение проекта даёт А.В. Горячев как «специально организованное педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ».
Таким образом, мы видим, что все обозначенные сегодня принципы личностно-ориентированного подхода в образовании были актуальны и значимы для российской педагогики почти век назад.
Цель моей педагогической деятельности: раскрыть потенциал исследовательской деятельности для формирования универсальных учебных действий младших школьников и возможности его реализации в урочной и внеурочной деятельности.
Задачи: выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность исследовательской деятельности; обосновать педагогические условия наиболее эффективного использования метода исследования для формирования и развития универсальных учебных действий у младших школьников; развить творческие способности.
Былитакже определены направления деятельности: создание условий для метода исследования на уроках и во внеурочной деятельности; совершенствование образовательного процесса средствами инновационных педагогических технологий; использование в своей работе ЦОР, использование Интернет - ресурсов; мониторинг педагогической деятельности.
Для успешного развития исследовательских умений важно учитывать степень подготовленности обучающихся к этой деятельности.
Для определения уровня развития познавательного интереса, на уроках веду наблюдение за тем, как обучающиеся воспринимают знания, решают различные учебные задачи, работают в группе. Анализирую мотивацию к познавательной деятельности и отношение к занятиям. На основе полученных данных корректирую: объём и степень сложности предъявляемых заданий.
Уровень сформированности коммуникативных умений определяю на основе наблюдений за активной работой обучающихся. Обращаю внимание на способность детей следовать «Правилам общения»; договариваться; учитывать иное мнение в диалоге.
Учитывая уровень развития мышления обучающихся, я планирую формирование определенных мыслительных операций на всех уроках поэлементно и поэтапно.
Наличие опыта самоконтроля и самооценки. Использую разные рефлексивные методики, которые стимулируют развитие умений планировать свою работу, оценивать результаты своих действий как бы со стороны, формируют способность к самоконтролю.
Мой педагогический принцип – очень осторожно и бережно помочь раскрыться ребёнку, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою ценность. Всегда в беседе с ребенком использую открытый взгляд, улыбку, одобрение, подбадривание. Улыбка передаёт наши мысли, отношения и чувства к ребёнку. Ведь она идёт только от доброго сердца, служит поддержкой, поощрением, вдохновением и успокоением тому, к кому она обращена.
2.Практическая часть
2.1. Этапы исследовательской деятельности.
Исследовательскую деятельность я поделила на несколько этапов:
Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:
• поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
• формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Для решения задач используют следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.
Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:
• на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
• на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
• на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляю через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе использую следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты.
Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.
На данном этапе обучения в центре внимания должно быть обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложняю деятельность учебно-исследовательских задач, на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяю соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие.
На протяжении всего этапа также обеспечиваю обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности активно использую и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не требую от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а подчеркиваю стремление ребенка к выполнению работ, отмечаю только положительные стороны. Тем самым обеспечиваю стимулирование и поддержку исследовательской активности ребенка.
Начиная работу с второклассниками в 2013-2014 учебном году, выделила для себя ряд проблем:
низкий уровень самостоятельности обучающихся в учебном процессе;
неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
невысокий уровень развития основных мыслительных операций;
отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
2.2 Исследовательская деятельность на уроках.
В работе с детьми наряду с исследовательской деятельностью использую и проектную деятельность. Они близки, хотя и имеют некоторые отличия.
«Проектирование — это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках» (А.И. Савенков).
На практике чаще всего они соединяются в проектно-исследовательскую деятельность. Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.
Удобнее всего организовывать проектно-исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, поскольку этому способствует сам изучаемый материал. Но и на других предметах это возможно. Темы исследований, в зависимости от возраста могут быть разными: от простых «Почему снег хрустит под ногами?», «Почему реки не промерзают до дна?», «Почему зимой идёт снег?» до более сложных. Очень интересны бывают и результаты исследований жизни домашних животных. Творческий проект по технологии «Изготовление автомобиля КамАЗ для перевозки грузов» занял 2 место на городской НПК в 2011 году.
На уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества можно проводить сравнительный анализ народных сказок. Простой пример – сказка «Теремок», знакомая учащимся с раннего детства. При её рассказывании у детей возник спор о том, кто герои сказки (есть ли в сказке муха и комар?). Для того чтобы его разрешить, познакомились с разными вариантами сказки (из сборника «Русский фольклор», в пересказе О.Капицы и в обработке А.Н. Толстого) и увидели, что, несмотря на отличие деталей (разные герои; разный теремок: лошадиная голова, теремок, глиняный горшок), сюжет сказки одинаков. Задали вопрос: почему так? Отвечая на него, получили представление об особенности народного творчества (вариативность). Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с украинской сказкой «Рукавичка» и получили представление о «бродячем сюжете». Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с одноименной пьесой-сказкой Сергея Михалкова и увидели отличие народной сказки от литературной, отличие сказки от пьесы. В процессе работы пришли к выводу, что жить и работать лучше дружно. Вот сколько возможностей для исследования даёт, казалось бы, самая простая детская сказка.
На уроках технологии кроме творческих проектов («Подарок маме своими руками», «Изготовление макета грузового автомобиля КАМАЗ для перевозки спецгрузов» и т.д.) интересно проводить исследования. Темы могут быть такими: условия выращивания цветочной рассады, свойства разных тканей. Знание свойств материалов помогает их правильному использованию, а иногда подсказывает неожиданные идеи для творческих работ.
Таким образом, исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении использую информационно-коммуникационные технологии. Это и работа с обучающей презентацией, и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации, буклета, бюллетеня. Некоторые работы, выполненные учащимися, становятся учебными пособиями, которые учитель может использовать в дальнейшем. Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения.
Желание детей узнавать новое выливается в желание участвовать и побеждать в различных конкурсах.
Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности обучающихся. В ней они погрузятся в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. смогут применить все имеющиеся у них знания на практике.
Поэтому, начиная с первого полугодия 1-го класса, вовлекала обучающихся в исследовательскую деятельность. Первым проектом, над которым работали ребята, стал проект «Веселые человечки в журнале «Веселые картинки». Проект построен на тематике, эмоционально близкой каждому ребенку. Это повод для его содержательного общения с другими членами семьи, в ходе которого, дети учились задавать целенаправленные вопросы. Это первый опыт интервьюирования и подбора материала в виде фотографий, плакатов.
Работа над проектом позволила решить следующие педагогические цели:
Развить творческие и коммуникативные способности ребенка;
Привить навыки сотрудничества с другими людьми;
Активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
Привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить ее и использовать ее для выполнения проекта.
Индивидуальные проекты получились очень разнообразные, так как кто-то только что познакомился с веселыми человечками, кто-то сравнил характеры веселых человечков, кто- то раздумывал, почему они оказались все в одном журнале. Поскольку работа выполнялась при помощи родителей, несколько из проектов были представлены в электронном виде. Комментарии ребенок делал самостоятельно.
Результатом работы стало выступление на городском этапе конкурса исследовательских работ, где ученица 1 класса Истомина Виктория заняла 3 место.
С третьего класса начинается обучение коллективному исследованию по плану:
выявление проблемы;
постановка цели, задач, определение объекта исследования;
выбор методики исследования;
отбор материала;
соотнесение собранного материала с темой и целью исследования.
В этот период организуется подготовка детей к проведению самостоятельных исследований. На этом этапе дети получают элементарные представления о том, как вести диалог, выделять главное в материале, как провести несложный эксперимент, подготовить доклад. Обучающиеся в третьем классе работали над темой «История развития часов». Данная тема оказалась для детей очень интересной. Обучающиеся находили информацию в Интернете, читали интересующую их литературу. Работа над проектом помогала им проявить себя с самой неожиданной стороны. У ребят появилась возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе. Дети изготовили рабочую тетрадь по исследовательской деятельности, лото для игры в группе продленного дня. Работа Лебедева Константина стала призером (3 место) в очном этапе городского конкурса в 2013 году. Исследовательские проекты «Маленькие труженики», «Береза – символ России» стали призерами (2 и 3 места) в городском эколого-биологическом фестивале «Экологический трамвай» в номинации исследовательских проектов в 2012-2013 гг.
В четвертом классе у обучающихся проявляется более высокий уровень самостоятельности в проведении учебных исследований. На данном этапе очень важно помочьребенку своевременно осуществить самоанализ и самооценку своей деятельности, чтобы скорректировать работу. Так работа ученицы 4-го класса Хрулевой Анастасии «Русский квас много народу спас» в 2013 году стала победителем на городском НПК. Девочка провела кропотливую работу, проделала много опытов, изготавливая разные виды кваса в домашних условиях. Хочется остановиться еще на одной работе, заслуживающей внимания. Это поисково-исследовательский проект ученика 4-го класса Васильева Сергея «Есть такая профессия в нашей семье – Родину защищать». Работа произвела огромное впечатление на слушателей: детей, родителей, педагогов. Выдержки из отзыва педагога Буйнаковой Р. Н. «Нельзя без содрогания души слушать рассказ о гибели молодых советских солдат во время Великой Отечественной войны. Произведены большие исследования по истории ВОВ, проверены и найдены места захоронений родственников мальчика. Это имеет особое значение для воспитания патриотизма, гордости за свою Родину, чувства благодарности, погибшим в бою, т. к. младшие школьники имеют слабые представления о событиях того времени». Мальчик с бабушкой стали искать без вести погибших родных молодых солдат в военных архивах Советского Союза, связались с координаторами проекта «Ищу тебя», откуда пришел ответ о месте захоронения воинов. Найдены братские могилы, где захоронены родственники Сергея. Работа заняла 3 место на городской НПК в 2012 году и лауреатом в Российском конкурсе исследовательских проектов, а также опубликована в педагогическом журнале «Большая перемена».
Помимо внеурочной, исследовательский метод использовался и в урочной деятельности. На уроках литературного чтения обучающиеся готовили презентации, сообщения в виде плакатов о писателях и поэтах. На уроках математики составляли математические викторины, конкурсы, кроссворды. Уроки русского языка сопровождались сообщениями об интересных фактах происхождения слов, появлении устойчивых сочетаний (фразеологизмов), использовании словарей на уроках.
3. Результативность 3.1 Диагностика по выяснению отношения учащихся к проектной деятельности.
Для оценки результативности использовалась диагностика по выявлению отношения учащихся к проектной деятельности, мотивов к самостоятельной деятельности и потребностей учащихся в педагогическом руководстве.
Как вы относитесь к проектной деятельности, которая проводится по разным предметам?
Годы
Положительно
Отрицательно
Безразлично.
2011-2012
40%
50%
10%
2012-2013
57%
40%
3%
2013 - 2014
70%
27%
3%
Что вас привлекает в ней?
2011-2012
2012-2013
2013-2014
Возможность пополнять и углубить знания
20%
25%
28%
Возможность проявить самостоятельность
10%
30%
32%
Желание проверить свои знания
25%
30%
32%
Желание получить отметку
15%
5%
6%
Желание получить похвалу от родителей, учителей
30%
10%
2%
3. Что вы выполняете с интересом?
2011-2012
2012-2013
2013-2014
Работа с учебником
15%
10%
12%
Работа с доп. литературой
20%
25%
27%
Исследование проблемы.
20%
20%
22%
Подготовка презентаций
25%
25%
19%
Защита проекта
20%
20%
20%
На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» учащиеся отвечают:
1 класс 2 класс
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан
Оцениваемые УУД: действия, направленные на формирование личного, эмоционального отношения к себе.
Возраст: ступень начальной школы (10 – 11 лет).
Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.
Ситуация оценивания:беседа.
Обучающимся предлагается следующая инструкция: каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер.
Условно эту оценку можно изобразить в виде вертикальной линии нижняя точка которой, указывает на самую низкую оценку, а верхняя - на самую высокую.
Здесь нарисовано 7 таких линий и написано, что каждая из них означает. Оцените себя по каждому из предложенных здесь качеств, сторон личности и черточкой (-) отметьте на каждой линии эту самооценку.
После этого представьте, каким должно было бы быть это качество, сторона личности, чтобы вы были удовлетворены собой, чувствовали гордость за себя.
Отметьте это на каждой линии знаком (х).
Анализируя методику исследования самооценки обучающихся можно сделать вывод, что большая половина класса имеет адекватную самооценку, соответствующую своему возрасту и развитию. Однако 5% обучающихся имеют заниженную самооценку, а у 8% детей она завышенная. Но это не является большой проблемой в данном возрасте, главное вовремя распознать ситуацию и помочь детям.
В результате выполнения намеченных действий в период с 2011 по 2014 учебный год, на основании мониторинга и анализа результатов можно констатировать следующее:
- созданы оптимальные условия, необходимые для комфортного обучения и личностного развития школьников, что подтверждается положительной динамикой успеваемости с 61% до 70%;
-выполнение федерального государственного образовательного стандарта по всем учебным предметам – 100%.
Полученные результаты за последние три года на практике подтверждают положительное влияние исследовательской деятельности на формирование универсальных учебных действий.
Год
Класс
Количество учащихся
Доля учащихся, освоивших программу
Доля учащихся, освоивших на «4» и «5»
2011-2012
4
7
100%
70%
2012-2013
1
7
100%
-
2013-2014
2
16
100%
62,5%
Городская диагностика интегрированных контрольных работ показала следующие результаты:
год
класс
кол-во
низкий
базовый
повышенный
2012 -2013
1/2
6/4
1/0
-
5/4- 80%
2013- 2014
2
13
1
5
7 - 92 %
3.2 Достижения учащихся за межаттестационный период.
О сформированности УУД свидетельствуют успешные выступления учащихся в интеллектуальных и творческих конкурсах и олимпиадах:
2011 год:
городская НПК в номинации «Математика. Техника» - 2место Васильев Сергей;
всероссийский заочный конкурс «Интеллект-экспресс» - 1,2,2,3 места.
2012 год:
городская НПК- 3 место, Васильев Сергей;
городская олимпиада по математике, 4 класс- 3 место, Васильев Сергей;
городской эколого-биологический фестиваль «Экотрамвай» в номинации исследовательских проектов - 2, 3 места Хрулева Анастасия, Лебедев Константин;
интеллектуально-творческий турнир «Открытие» - 2 место, Чехомова Анна, Хрулева Анастасия ;
всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество» - 2 лауреата Чудинов Роман, Васильев Сергей;
городской эколого-биологический фестиваль «Экотрамвай» в номинации исследовательских проектов - 2,3 места Истомина Виктория, Лебедев Константин;
городская интеллектуально-творческая игра «ЭкоКолобок» - 2 место Хрулева Анастасия, Чехомова Анна;
городская акция «Подкормите птиц зимой» в конкурсе «Синичкины вопросы» - 2 место Маштаков Евгений;
2014 год:
городской конкурс цифровой фотографии - 2,3 место Ширяева Екатерина, Шулаков Кирилл;
городской конкурс компьютерной графики – 1,3 место Шулаков Кирилл, Попова Александра;
городской эколого-биологический фестиваль «Экотрамвай» в номинации исследовательских проектов - 2 место Истомина Виктория;
интеллектуально-творческий турнир «Открытие» - 1,1 места Попова Александра, Бахвалова Стефани;
Всероссийский заочный конкурс по русскому языку проекта «Инфоурок» - 1,1 места Попова Александра, Истомина Виктория;
Всероссийский заочный конкурс по математике проекта «Инфоурок» -1место, Истомина Виктория.
Также школьники являются участниками сетевых проектов.
Повышение собственной профессиональной компетентности.
2012 год - краткосрочное обучение в ГБОУ СО «ИРО», ОП «Современные сервисы Интернет в педагогической практике (Web 2.0) 72 часа; краткосрочное обучение в ГБОУ СО «ИРО» ОП «Содержание и технологии реализации ФГОС начального общего образования». Вариативный модуль «Реализация ФГОС начального общего образования в предметной области «Основы духовно – нравственной культуры народов России» 72 часа.
2014 год - онлайн-тестирование по теме «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» в электронном педагогическом журнале «Большая перемена»
О профессиональном уровне и признании в педагогическом сообществе свидетельствуют следующие результаты:
2011 год - открытый урок в 4 классе по русскому языку «Три склонения имен существительных»;
2011-2012 годы - участник Всероссийских Педагогических Видеоконференций на сайте «Завуч. Инфо»;
2014 год - открытый урок во 2 классе по русскому языку « Правописание не с глаголами»;
2014 год - участник Международного образовательного видеофорума HI – Tech 2014»;
- являюсь экспертом по проверке ДКР;
- в книге «Ими гордится Россия», выпущенная МАН «Интеллект Будущего» 2012 год опубликована моя фамилия как педагога, подготовившего победителей и лауреатов программы «Интеллектуально – творческий потенциал России (6 человек);
- делюсь своим опытом с другими учителями на сайте www.proshkolu.ru, в электронном педагогическом журнале – помощник современному учителю «Большая перемена», а также в блоге класса http://kbcfdzncrfz.blogspot.ru/
За межаттестационный период имею награды:
2011 год – почетная грамота Муниципального образования Управления образованием ГО Краснотурьинск;
2011, 2012, 2013, 2014 года - благодарности Управления образования ГО Краснотурьинск
2012, 2013 , 2014 года - благодарности ЦДТ;
2014 год - благодарность Всероссийского проекта «Инфоурок»
Заключение
Наблюдения за учащимися показали, что от занятия к занятию растёт самостоятельность детей в проведении исследований, в обосновании проблем, в планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует формированию у учащихся общеучебных умений и навыков. У детей, включенных в исследовательский поиск, развиваются мыслительные умения и навыки. Им предоставляется возможность творить в основной для младших школьников деятельности учебной.
Итак, исследовательская деятельность ребёнка – это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни. Проанализировав свою работу, я поняла, что устойчивого положительного результата можно добиться, только работая по принципу: «Обучая себя, обучу и разовью ребёнка».
Я уверена, что организация исследовательской деятельности - перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим - необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс школы.
В заключение моего аналитического отчета за межаттестационный период могу сделать вывод о том, что моя педагогическая деятельность за этот период была тщательно спланированной, а, значит, достаточно эффективной. Результат моей работы и работы моих учеников дают стимул для дальнейшей творческой деятельности меня как учителя. Надеюсь, что и дальнейшая моя работа будет проходить не менее успешно, так как только у успешного учителя могут быть успешные ученики.
Список литературы
А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников. 2-е изд., испр. и доп. Самара, 2006.
А.И.Савенков. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., 2004.
Н.А.Семенова. Формирование исследовательских умений младших школьников: Дискан.пед.наук. Томск, 2007.
Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2–4 классы). – М.: Баласс, 2010.
Калашник Т.А. Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться.
Хирьянова И.С. Информационные технологии и организация учебных проектов в начальной школе //Начальная школа плюс До и После. – 2009, № 1.
Чечина Е.С. Метод проектов во внеклассной работе.
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.