Просмотр содержимого документа
«Анализ урока русского языка "Выражение сказуемого разными формами времени глаголов."»
МБОУ СОШ №70
Резюме урока русского языка в 4б классе. Учитель: Русанова М.А.
Тема: Выражение сказуемого разными формами времени глаголов
В классе присутствовало - 7 человек .
Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическими характеристиками, состоянием развития УУД, индивидуальными особенностями учащихся.
Основные цели урока достигалась на каждом этапе урока:
Формирование предметных УУД по использованию форм времени глаголов для выражения сказуемого;
Развитие умения применять ранее сформированные знания о морфологических признаках глагола;
Выявление и систематизация сформированных знаний, действий, опыта.
В течение урока велась целенаправленная работа по формированию таких УУД, как: Познавательные
- способствовать формированию умения выделять и формулировать тему урока и познавательную цель урока, а также отдельных заданий;
-познакомить с глагольным временем путём наблюдения над употреблением глаголов в речи и путём применения знаний через совместную деятельность.
Регулятивные
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- выполнять учебные действия в речевой и умственной форме;
- использовать во внешней речи планирование действий при определении времени глагола;
- оценивать правильность выполненного задания.
Личностные
- формировать способность к самооценке на основе критериев;
- выражать эмоциональное отношение к уроку.
Коммуникативные
- отрабатывать приёмы работы в парах и группах;
- развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Формы работы: работа в группах, парах, индивидуальная.
Класс работоспособный, любознательный. Работоспособность учащихся была высокая. Коммуникативные навыки учащихся развиты на высоком уровне: речь последовательна, обоснована, точна. Свои ответы ученики сопровождали подробным комментированием. Поэтому особенно удалась устная работа на этапе актуализации знаний, но, вместе с тем, немного больше времени, чем планировалось по плану, потратили на то, что бы повторить все формы глагола. Специфика данного урока - это работа учащихся в группах (совместное обсуждение), объективная самооценка своей деятельности на уроке, а также при выборе разноуровневых тестовых заданий.
ХОД УРОКА
1.Актуализация знаний.
- Какую часть речи мы подробно изучаем на протяжении нескольких уроков?
ГЛАГОЛ- одна из самых больших частей речи в русском языке. Глагол является организующим центром предложения и имеет самую многочисленную систему форм.
Начнём урок с проверки знаний о глаголе.
МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.
РАБОТА В ГРУППАХ.(ответить на вопросы о глаголе и выбрать представителя для ответа)
Что такое глагол? Чем является в предложении?
Как определить вид глагола?
Объясните правописание приставок в глаголах и частицы НЕ с глаголами.
Что такое спряжение? Как определить спряжение у глагола в личной форме по ударному окончанию?
Как определить спряжение у глагола в личной форме, если окончание безударное?
- Для чего я предложила вам задания в группах?
Можно ли определить, как писать безударное личное окончание глагола, если известно к какому спряжению относится глагол? 1спр.-е, 2спр.-и
Проверим, как вы обладаете данным знанием.
Проверка. Самооценка.
2.Проблемная ситуация.
время.
- Что это такое? Как вы это понимаете? Это слово может быть как-то связано с глаголом?
- А вот как объясняет это слово Даль в своем словаре: "Время- это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками."
3. Постановка проблемы.
Работа в группах. Выявление многочисленной системы форм глагола при помощи « глагольного древа». Какие формы ещё предстоит изучить?
4. «Открытие нового знания»
Откройте учебник и прочитайте сведения о языке. Как изменяются глаголы? В каком времени употребляются глаголы? Составим схему на доске и в тетради:
До момента речи
В момент речи
После момента речи
вчера
сейчас
завтра
Прошедшее время
Настоящее время
Будущее время
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Пользуясь схемой, подберите к иллюстрациям подходящие по смыслу глаголы в прошедшем времени, в будущем времени, в настоящем времени. Выпишите из текста глаголы и определите их время (взаимопроверка) по образцу.
Самостоятельная работа с проверкой.
Выполнение упражнения из учебника.
6. Рефлексия деятельности
Заполнение индивидуальной карточки:
Карточка итогов деятельности
+/ -
1. Знаю чем выражено сказуемое.
2. Безошибочно определяю грамматическую основу предложения.
3. Нахожу в предложении сказуемое и определяю глаголом какой формы времени оно выражено.
4. Могу безошибочно определить все изменяемые и неизменяемые морфологические признаки глагола.
5. Могу грамотно использовать разные формы времени глагола в устной и письменной речи.
Время на уроке было распределено рационально. Изучалась новая тема, поэтому для успешного усвоения материала много времени было выделено на повторение материала и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
В течение урока учитель не передавал знания в готовом виде, а создавал условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, носящими практикоориентированный характер (Четвероклассники самостоятельно выполняют полный синтаксический разбор предложения, морфемный разбор глаголов, морфологический разбор глагола).
Контроль усвоенных знаний был организован в виде домашней работы, где было предусмотрено творческое задание: написать минисочинение «Сказка о глаголе».
Использовались здоровьесберегающие технологии (обращалось внимание на осанку детей, смена видов деятельности, было проведено две физкультминутки).
В конце урока была проведена рефлексия: заполнение индивидуальной карточки итогов деятельности. В основном оценивание своей работы было объективным.
Следует обратить внимание на то, что тему по русскому языку учитель связал спонятием структуры времени в философии. Самым простым понятием времени в философии является то, что время – необратимый процесс перемещения из прошлого в будущее.
Методическая ценность урока заключается в организации деятельности учащихся, носящей разноуровневый характер По технологии уровневой программы Кембриджского университета. Отличительной особенностью урока является внедрение в педагогическую практику идеи семи модулей, создание условий, вызывающих интерес школьника к учению, организация работы над учебным материалом малыми группами, отношение между мотивом и целью, проблемность обучения. Основная парадигма: создать ситуацию успеха и дать возможность каждому ученику проявить себя, научить самооцениванию, взаимооцениванию, работать в группе, научить самостоятельно добывать знания.
Ожидаемыми результатами реализации технологии является «сформированность у учеников навыков обучения тому, как обучаться и, и как следствие, становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением. Программа включает в себя следующие модули: «Новые подходы в преподавании и обучении», «Обучение критическому мышлению», «Оценивание для обучения и оценивание обучения», «Использование ИКТ в преподавании», «Обучение талантливых и одаренных детей», «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учащихся», «Управление и лидерство в обучении».
Такие уроки позволяют эффективно работать в условиях глубокой дифференциации обучения в рамках одного учебного коллектива.
Основной проблемой при подготовке урока такого плана – большая энергозатратность учителя.
Проведение единых методических дней на муниципальном уровне считаем конструктивной идеей, обеспечивающей оптимальный профессиональный взаимообмен, позволяющий каждому учителю проанализировать уровень своего профессионального мастерства и включить его в единое воспитательно-образовательное пространство города. Хотелось бы, чтобы каждый школьный учитель имел возможность посещения таких уроков.