Просмотр содержимого документа
«Активные методы взаимодействия педагога с родителями»
«Активные методы взаимодействия педагога с родителями»
Подготовила:
учитель начальных классов
Мамрига Л.Я.
Актуальность: объясняется стремлением педагогов повысить качество и эффективность работы с родителями.
Цель: способствовать повышению мотивации участников мастер-класса в использовании представленных приемов и методов работы при проведении родительских собраний.
Задачи мастер-класса:
продемонстрировать участникам использование активных форм работы с родителями;
показать возможность формирования представления о новых формах проведения родительских собраний;
выяснить целесообразность применения использованных приемов и методов.
Форма проведения : интегрированное (лекционно-практическое) занятие.
- Добрый день, дорогие коллеги! Я очень надеюсь, что мой опыт работы пригодиться вам в вашей работе. Сегодня я хочу представить Вашему вниманию работу «Активные методы работы с родителями».
Эту тему я выбрала, опираясь на свою воспитательную систему, в которой среди остальных направлений работы, одной из самых приоритетных считаю работу с родителями. Опыт работы, личные наблюдения позволили мне убедиться в том, что часто, педагоги, по различным причинам, бывают беспомощны в общении с родителями. Поэтому предлагаемые мною активные методы работы могут помочь найти нестандартный выход из ситуации. А также разрешить конфликтную ситуацию, помогут наладить отношения с родителем.
Слайд 2
« Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью…
Только вместе с родителями, общими усилиями
учителя могут дать детям большое человеческое счастье»
Василий Александрович Сухомлинский
Работа с родителями – одно из самых сложных, но интересных направлений в психолого-педагогической деятельности. Согласитесь, эта область взаимодействия держит нас в тонусе, не даёт расслабиться, побуждает к совершенствованию своих личностных качеств и профессионализма.
Слайд3
Критериями эффективности работы классного руководителя с родителями в начальной школе служат:
уровень сформированности положительного отношения к школе;
её престиж в глазах семьи родителями;
уважительное отношение к педагогическому коллективу;
наличие в классном и родительском коллективе традиций.
Слайд 4
Технология Активных методов нацелена на формирование у родителей действий, направленных на постановку целей, выявлению проблем, нахождения способов решения этих проблем, оценку результатов деятельности и ее коррекции. Учитель должен целенаправленно и планомерно формировать эти действия у родителей.
Слайд 5
Я применяю в своей работе такие методы:
Посещение семьи
Переписка с родителями
Родительское собрание
Индивидуальные тематические консультации.
Открытые внеклассные мероприятия и классные час
Вовлечение родителей в классное самоуправление
Организация совместных досуговых мероприятий.
Лекция
Круглый стол совместно с детьми
Педагогическая дискуссия (диспут)
Ролевые игры
Родительские тренинги
Итак, рассмотрим некоторые из них. Первое собрание первоклассников
Зачастую родители, придя на собрание, стараются избежать всякой активности (высказать собственное мнение, подать реплику, задать вопрос, показать собственные знания по теме), не желая показаться некомпетентными в вопросах воспитания, боясь ошибиться, отвечая на вопрос, и т.д.
Для того, чтобы совместная работа была интересной, вовлекала каждого родителя, чтобы мамы и папы не жалели о потерянном времени и не смотрели на часы во время собрания, я выбираю активные методы взаимодействия.
Слайд 6,7
Одной из главных ступеней в сотрудничестве родителей со школой является классное родительское собрание.
Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Вот несколько рекомендаций:
Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.
Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на её обсуждении постройте разговор с родителями.
Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
Подготовьте визитки с именами родителей, участников собрания, приглашённых, особенно в том случае, если они ещё недостаточно хорошо знают друг друга.
Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.
Берегите время людей, приглашённых на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
В ходе собрания используйте методы, активизирующие деятельность: ролевые игры, педагогические ситуации, групповые формы организации взаимодействия родителей.
Сделать общение на собрании более непринуждённым может помочь чашка чая.
При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.
Слайд 8
На классном родительском собрании мы обсуждаем задачи учебно-воспитательного процесса в классе, подводим итоги за год. Избираемая на собрании тема не должна быть случайной. Её выбор обусловлен деятельностью конкретного классного коллектива. Организуя работу с родителями, я реализую следующие цели:
Просветительская – необходимо научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на детей в процессе приобретения ими общественных и учебных навыков.
Коммуникативная – обогащение родительского коллектива эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия детей и родителей.
Слайд 9
Начало родительского собрания. Родители все разные, большинство уставшие, молчаливые, пассивные. Как с ними поздороваться.
1. Я использую такой интересный метод–приветствие «Найди похожих», цель которого – преодоление неловкости, создание веселой, непринужденной обстановки, сплочение.
– Например, я говорю фразы (утверждения), кому они подходят – выходят в круг.
У кого в имени есть буква А
Кто пришел с хорошим настроением
Кому лень было приходить
Кому нравится шансон
У кого есть электронные часы
У кого в одежде есть красный цвет
У кого дочка (и другие вопросы)
Все родители выходят в круг, можно придумать шуточные утверждения вперемежку с серьезными. Желательно, чтобы и классный руководитель первый вышел в круг.
Слайд 10
2. Очень часто родители, придя на собрание, не знают друг друга. Очень сложно организовать доверительную беседу или прийти к какому-то коллективному решению проблемы, если группа работает не дружно. Т.е. можно применить метод – знакомство «Общее и частное». Цель: знакомство и объединение участников. Проведение: Каждый участник получает лист бумаги, маркер, булавку. На листе нужно написать: в середине имя, вокруг – восемь ответов на поставленные вопросы об участнике – всем одинаковые. Каждый заполняет ответы и прикрепляет на грудь. 1. Любимый цвет 2. Любимое домашнее животное 3. Любимый спорт 4. Фильм 5. Песня 6. Что любите смотреть по телевизору 7. Любимая еда 8. Какой предмет любили в школе Затем участники встают и, передвигаясь в аудитории, выискивают у других участников совпадающие ответы, загибая палец на руке при совпадении. После этого участники возвращаются на места, и каждый называет количество совпадений. Потом комменраруется, у кого много общего, а кто уникальный.
Слайд 11
Метод «Карусель» Все участники родительского собрания делятся на группы. Общая проблема разбивается на более мелкие. Суть маленькой проблемы пишется в верхней части большого листа. Получив по одному такому листу, в течение 3–5 мин каждая группа обсуждает проблему и записывает свой подход к ее решению. Затем идет обмен листами таким образом, чтобы каждая группа поработала с каждой выделенной проблемой. Как только группа получает свои листы назад, работа по обсуждению прекращается, ее участники обобщают полученные ответы и представляют их всем. Обсуждение выделенных проблем дает представление о том, как решать общую проблему. Ее целесообразно формулировать в русле общей темы родительского собрания.
Слайд 12
На родительском собрании «Школьная отметка» я использую метод « Клубок проблем». Родители очень переживают за оценки детей, даже ругают их. Поэтому я предложила родителям, разматывая клубок, ответить на вопросы. Если родитель затрудняется с ответом, то на помощь ему приходят другие. Один участник может отвечать только на один вопрос, а затем передавать клубок дальше. И так, пока не будут рассмотрены все вопросы. )
- Я предлагаю вам «клубок проблем, который мы должны размотать вместе с вами, ответив на вопросы.
Я знаю, что школьная отметка – это( цифровое выражение.)
Когда мой ребёнок идёт в школу, то я прошу его (будь умницей, слушай внимательно учителя)
Когда мой ребёнок идёт в школу, то я требую от него (старайся учиться, не отвлекайся на уроках)
Когда мой ребёнок идёт, в школу я желаю ему (хороших оценок и доброго дня)
Когда мой ребёнок получает хорошую отметку, то я говорю ему:
(Ты ведь умница, и в следующий раз учительница в этом убедится)
Когда мой ребёнок получает плохую отметку, то я говорю ему:
(Ничего, не расстраивайся, у нас есть время все исправить)
Таким образом, что нужно помнить родителям? (Реально оценивать способности и возможности детей, учить ребенка учиться)
Слайд 13
На родительском собрании: «Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить»
Можно начать собрание с народной мудрости: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывай себя».
Дальше предлагаю выполнить интересное упражнение.
-У каждого есть лист, все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Ещё сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок.
7. И в последний раз сложите лист пополам.
8. А теперь оторвите правый верхний уголок.
- Покажите всем свои работы. Обратите внимание, у всех они разные! Казалось бы, вы всё делали по моей инструкции, а результат получился у каждого свой. Вот вам парадокс: мы используем одни и те же методы воспитания, но наши дети абсолютно не похожи друг на друга.
Слайд 14
Вывод: Активные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей. А эффективными будут те, которые вам понятны и интересны.
Заключение Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она не может конкурировать с семьей.
Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь доказала, что все беды детей, а потом и взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Слайд15
Спасибо за внимание!
В то же время в работе с родителями существует несколько запретов, нарушение которых должно рассматриваться как несоблюдение педагогической этики.
Первый запрет – на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые формируют ситуации, когда учитель идёт за родителями, а не выступает ведущим. Отношения учителя с родителями должны носить деловой характер и касаться вопросов развития личности ребенка.
Второй запрет – на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Все вопросы и претензии, возникающие у родителей, рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях и собраниях. О принятых мерах родители извещаются.
Третий запрет – на оценку личности ребёнка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются поступки ребёнка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т.д.
Правила поведения классного руководителя на родительском собрании:
Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.
С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.
Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, волнующие их больше всего. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников – и благополучных ребят, и детей «группы риска» - ушли с собрания с верой в своего ребёнка.
«Возьми салфеток» (выходят 6 человек)Участники стоят в общем кругу. По кругу передается пачка бумажных салфеток со словами: «Возьмите пожалуйста себе немного салфеток».После того как все взяли салфетки я произношу следующую фразу: «Теперь я попрошу Вас представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько каждый из вас взял салфеток». Ответы участников. (Разбирая салфетки, кто-то поскромничал и взял всего одну салфетку, а кто-то не поскромничал и взял порядка 5 салфеток). По результатам данного упражнения родители узнают, у кого когда день рождения, узнают о хобби друг друга, выявляются, те кто любит танцевать, кто любит петь, а кто увлекается спортом и много других интересных моментов из личной жизни друг друга.
Также давайте рассмотрим ещё один из активных методов работы над темой.
Вывод: Активные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей. А эффективными будут те, которые вам понятны и интересны.
Заключение Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она не может конкурировать с семьей.