"Активные методы обучения, используемые в работе с младшими школьниками на разных этапах урока"
"Активные методы обучения, используемые в работе с младшими школьниками на разных этапах урока"
Главная задача каждого преподавателя — не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно всё рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Активные методы обучения, используемые в работе с младшими школьниками на разных этапах урока"»
Активные методы обучения, используемые в работе с младшими школьниками на разных этапах урока
Главная задача каждого преподавателя — не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно всё рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперёд в овладении знаниями.
Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование учебной деятельности и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. В век информационного бума знания необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путём самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.
Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.
Эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках можно назвать следующие.
Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределённости; ситуация предположения; ситуация выбора.
Презентация учебного материала — использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.
Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».
Реализация личностно-ориентированного и индивидуально дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.
Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-исследования, проектная деятельность и др.
Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).
Организация релаксации и подведение итогов.
Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.
Элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).
Динамично помогают начать урок такие методы, как «Добро в ладошках», «Улыбнёмся друг другу», «Поздоровайся локтями, плечами, носиками». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьёзными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
. Метод «Поздоровайся глазами»
Цель: положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
Здороваться не словами, а молча - глазами. При этом постараться глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями.
Метод «Добро в ладошках»
Учащие соединяют ладоши (как в игре «Колечко-колечко»), «собрав» в них своё добро и «передают» его соседу.
Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Песочные часы», позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления, личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздают заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагают попробовать более чётко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определённую поляну, дерево и т. д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.
Метод «Что у меня на сердце»
Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое.
Я Вам раздам сердечки, с одной стороны вы напишите ожидания, а с другой – опасения, от данного мастер- класса по теме АМО. (Озвучивание по желанию.)
В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно.
Метод «Песочные часы»
Учитель ставит по очереди нескольким учащимся на стол песочные часы и задаёт вопрос: «Скажи, что ты хочешь научиться делать на данном уроке?»
Если ребёнок затрудняется сформулировать свои желания и опасения, он может выбрать из заготовленных вариантов. Это сэкономит время.
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Можно использовать такие методы презентации учебного материала, как «Проблемная ситуация», «Кластер», «Инфо-угадайка».
Учитель предлагает определить тему урока. На доске написаны слова: 1 столбик — мышь, дочь, ложь; 2 столбик — шалаш, грач, малыш. Дети выбирают из карточек № 1 и № 2 нужные и прикрепляют на доску. Сравнивают слова каждого столбика. На доске появляется группа карточек существительных без Ь, с Ь, род. Дети формулируют тему.
«Проблемная ситуация»
-В словах на доске выделите корень. Ученик в слове снегопад выделяет один корень.
-Вы согласны? Два разных мнения (осознание противоречия). Кто прав? (Учебная проблема как вопрос)
***
Дети определяют спряжение глаголов, среди них смотреть и стелить. Для проверки спрягаем глаголы на доске. Дети осознают, что известное правило неприменимо – глаголы – исключения (учебная проблема как тема урока)
Метод «Инфо-угадайка» Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. Группы: все участники. Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока. Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры. Проведение: Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.
Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются. В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.
«Составление кластера»
«Составление кластера», может быть использовано на разных этапах урока.
Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.
Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
«Пустое кресло»
На 3-4 стульях разложить мнения на поставленную проблему разных людей, записанных на альбомных листах бумаги и лист со знаком вопроса «?». Учащиеся знакомятся с разными мнениями и становятся у избранной точки зрения. Тот, кто имеет совершенно другое мнение, становится у знака «?».
Части речи. Имя сущ., прил и т. д., наречие
Метод «Ищем клад»
Этап урока: проработка содержания темы.
Количество участников: весь класс.
Цель: привлечение внимания учащихся за счет повышения мотивации к обучению, раскрыть ценность слова, понятия.
Продолжительность проведения: 3 минуты.
Необходимые материалы: не требуются.
Предварительная подготовка: не требуется.
Технология проведения: учащиеся ищут «клад» на страницах учебника в виде нового слова (термина, понятия, правила), которое войдет в их словарный запас.
«Мозговой штурм» — на доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдёт речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые у пятна»; отчётливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель даёт ответы на них.
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока можно использовать для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи» — обсуждение в группах. Для проведения дискуссии и принятия решений — методы «Светофор» (во время дискуссии поднимаются карточки согласия — не согласия по цветам светофора). «На линии огня» (каждая команда защищает свой проект 2-3 предложениями. Затем задают вопросы другим группам, а они защищаются). На этапах открытия новых знаний и применения полученных знаний целесообразно использовать метод «Обучение с помощью специальных средств» (компьютера, компьютерных программ, видеороликов, тренировочных заданий из электронных приложений к учебнику).
Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Творческая мастерская».
Метод «Автобусная остановка»
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Группы: 5-7 человек
Численность: весь класс
Время: 20-25 мин.
Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры. Проведение: Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.
«Я работаю волшебником»
Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях.
Например: Превратить имена нарицательные в собственные.
Ученик выбирает по теме вопросы на выбор. «Тонкие» вопросы оцениваются ниже, предполагают ответ «да-нет». «Толстые» вопросы выше оцениваются и предполагают развернутый ответ.
Метод «Творческая мастерская» с большим успехом можно применять на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Даётся задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесённого на урок матери ала, оформления титульного листа. На работу отводится 20-25 минут. По истечении этого времени каждая группа или её представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов — главная цель этого урока.
Для проверки знаний в активной форме можно использовать игру «Карусель». Допустим, учителю необходимо проверить знания табличного умножения с одновременным активным участием учащихся. Командирам групп необходимо рассчитать всех членов своей команды на 1,2, тем самым, образуется пара. Первые номера встают в круг спиной в центр, вторые номера - к ним лицом. Первые номера задают вопросы по таблице умножения, а вторые номера - отвечают. По сигналу колокольчика внешний круг сдвигается на 1 человека по часовой стрелке.
Другим вариантом этого метода является следующая организация работы учеников: у каждого ученика внутреннего круга есть листик с конкретным вопросом, и он во время перемещения собирает максимум информации, аспектов и взглядов на данную проблему. В конце происходит слушанье полученных результатов. В результате использования этого метода является активное обобщение существующих у учеников знаний в некое общее достояние.
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы — «физкультминутки» позволят сделать это, не выходя из класса.
Метод «Четыре стихии» или «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в классе.
Численность – весь класс.
Время – 8-10 минут Проведение: Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.
Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет », « Итоговый круг », « Микрофон ».
«Ромашка». Первый вариант: дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне. Второй вариант: ученик берёт чистый лепесток, пишет вопрос другой группе, вывешивает лепесток, перевернув. Участник другой группы берёт лепесток, читает и отвечает на вопрос. Другие участники дополняют.
«Мудрый совет». Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется другой группой.
«Итоговый круг». Учитель даёт минуту. Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).
«Микрофон». Дети берут в руку микрофон и говорят, что понравилось, что нет, что было интересным или трудным.
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет скорректировать урок на будущее.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса.
Активные методы позволяют изменить взаимоотношения учителя и обучающегося:
ученик не пассивный слушатель, он задает вопросы, предлагает собственные идеи, решения, т.е. он уже становится субъектом учебной деятельности;
темы, проблемы формулируются в ходе совместного обсуждения;
нет жесткой структуры урока, т.к. учитель готов действовать по ситуации.
общение в системе ученик-учитель,
наличие творческих заданий
демократический стиль обучения
Благодаря использованию интерактивных методов:
учитель перестает быть центральной фигурой и главным источником информации;
роль учителя - определить общее направление работы, создать условия для инициативы учащихся;
учитель консультант, помощник при серьезных затруднениях;
учащийся - полноправный участник учебного процесса, он ведет исследование, поиск самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися;
источниками информации для учащихся являются книги, словари, сборники, ИКТ.
процесс обучения во многом идет через проживание опыта
ученик получает новое знание только в результате осуществления позитивного взаимодействия с другими учащимися
все ученики активно взаимодействуют между собой.
обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Место учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока
Основная особенность упражнений и заданий в том, что в ходе их выполнения не только и не столько закрепляется уже изученный материал, сколько изучается новый.