kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Активные методы обучения, используемые в работе с младшими школьниками на разных этапах урока"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная задача каждого преподавателя — не только дать учащимся определённую сумму зна­ний, но и развить у них интерес к учению, нау­чить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение програм­много материала. Учителю необходимо не только доступно всё рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практи­ческих действий. Этому могут способствовать ак­тивные формы и методы обучения.

Активные методы обучения — это методы, ко­торые побуждают учащихся к активной мысли­тельной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обуче­ние предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самосто­ятельное овладение учащимися знаниями и уме­ниями в процессе активной мыслительной и пра­ктической деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Активные методы обучения, используемые в работе с младшими школьниками на разных этапах урока"»

Активные методы обучения, используемые в работе с младшими школьниками на разных этапах урока

Главная задача каждого преподавателя — не только дать учащимся определённую сумму зна­ний, но и развить у них интерес к учению, нау­чить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение програм­много материала. Учителю необходимо не только доступно всё рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практи­ческих действий. Этому могут способствовать ак­тивные формы и методы обучения.

Активные методы обучения — это методы, ко­торые побуждают учащихся к активной мысли­тельной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обуче­ние предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самосто­ятельное овладение учащимися знаниями и уме­ниями в процессе активной мыслительной и пра­ктической деятельности.

Особенности активных методов обучения со­стоят в том, что в их основе заложено побужде­ние к практической и мыслительной деятельнос­ти, без которой нет движения вперёд в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов об­условлено тем, что перед обучением встали но­вые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование учебной деятельнос­ти и развитие познавательных интересов и спо­собностей, творческого мышления, умений и на­выков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. В век информационного бума знания не­обходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путём самообразова­ния, а это требует от человека познавательной ак­тивности и самостоятельности.

Познавательная активность означает интел­лектуально-эмоциональный отклик на процесс по­знания, стремление учащегося к учению, к выпол­нению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.

Эффективными активными мето­дами обучения учащихся начальных классов на уроках можно назвать следующие.



  1. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы про­блемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфлик­та; ситуация несоответствия; ситуация нео­пределённости; ситуация предположения; си­туация выбора.



  1. Нетрадиционное начало традиционного уро­ка — эмоциональный настрой на урок (эпи­граф, костюмированное появление, видеофраг­мент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.



  1. Презентация учебного материала — исполь­зование информационных технологий, элек­тронных учебных пособий, интерактивной до­ски и др.

  2. Использование форм так называемого инте­рактивного обучения или их элементов: «мето­да проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».

  3. Реализация личностно-ориентированного и индивидуально дифференцированного под­хода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.

  4. Нетрадиционные виды уроков: лекции, эк­скурсии, уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-исследования, проектная деятельность и др.

  5. Игры, игровые моменты (ролевые, имитаци­онные, дидактические).

  1. Организация релаксации и подведение итогов.

  2. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.

  3. Элементы — «изюминки» (обучающий анек­дот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).

Динамично помогают начать урок такие мето­ды, как «Добро в ладошках», «Улыбнёмся друг другу», «Поздоровайся локтями, плечами, но­сиками». Дети, выполняя задание, должны ко­снуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие за­бавные игры позволяют весело начать урок, раз­мяться перед более серьёзными упражнениями, способствуют установлению контакта между уче­никами, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

.
Метод «Поздоровайся глазами»

Цель: положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.

Здороваться не словами, а молча - глазами. При этом постараться глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями.

Метод «Добро в ладошках»

Учащие соединяют ладоши (как в игре «Колечко-колечко»), «собрав» в них своё добро и «передают» его соседу.



Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожида­ний, опасений. Такие методы, как «Дерево ожида­ний», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Песочные часы», позволяют учите­лю лучше понять класс и каждого ученика, а полу­ченные материалы в дальнейшем использовать для осуществления, личностно-ориентированного под­хода к обучающимся. Методы заключаются в сле­дующем. Учащимся раздают заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагают попробовать более чётко опре­делить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опа­саются, записав и прикрепив на определённую по­ляну, дерево и т. д. После выполнения системати­зируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

Метод «Что у меня на сердце»

Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое.

Я Вам раздам сердечки, с одной стороны вы напишите ожидания, а с другой – опасения, от данного мастер- класса по теме АМО. (Озвучивание по желанию.)

В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно.

Метод «Песочные часы»

Учитель ставит по очереди нескольким учащимся на стол песочные часы и задаёт вопрос: «Скажи, что ты хочешь научиться делать на данном уроке?»

Если ребёнок затрудняется сформулировать свои желания и опасения, он может выбрать из заготовленных вариантов. Это сэкономит время.



В процессе урока учителю регулярно прихо­дится сообщать новый материал обучающимся. Можно использовать такие методы презентации учебного материала, как «Проблемная ситуация», «Кластер», «Инфо-угадайка».

Учитель предлагает определить тему уро­ка. На доске написаны слова: 1 столбик — мышь, дочь, ложь; столбик — шалаш, грач, малыш. Дети выбирают из карточек № 1 и № нужные и прикрепляют на доску. Сравнивают слова каж­дого столбика. На доске появляется группа кар­точек существительных без Ь, с Ь, род. Дети фор­мулируют тему.

«Проблемная ситуация»

-В словах на доске выделите корень. Ученик в слове снегопад выделяет один корень.

-Вы согласны? Два разных мнения (осознание противоречия). Кто прав? (Учебная проблема как вопрос)

***

Дети определяют спряжение глаголов, среди них смотреть и стелить. Для проверки спрягаем глаголы на доске. Дети осознают, что известное правило неприменимо – глаголы – исключения (учебная проблема как тема урока)

Метод «Инфо-угадайка»
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Группы: все участники.
Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока.
Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.
Проведение:
Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.
В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.

«Составление кластера»

«Составление кластера», может быть использовано на разных этапах урока.

Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.



«Пустое кресло»

На 3-4 стульях разложить мнения на поставленную проблему разных людей, записанных на альбомных листах бумаги и лист со знаком вопроса «?». Учащиеся знакомятся с разными мнениями и становятся у избранной точки зрения. Тот, кто имеет совершенно другое мнение, становится у знака «?».

Части речи. Имя сущ., прил и т. д., наречие

Метод «Ищем клад»

Этап урока: проработка содержания темы.

Количество участников: весь класс.

Цель: привлечение внимания учащихся за счет повышения мотивации к обучению, раскрыть ценность слова, понятия.

Продолжительность проведения: 3 минуты.

Необходимые материалы: не требуются.

Предварительная подготовка: не требуется.

Технология проведения: учащиеся ищут «клад» на страницах учебника в виде нового слова (термина, понятия, правила), которое войдет в их словарный запас.



«Мозговой штурм» — на доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполнен­ные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдёт речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и впи­сывают в секторы. Постепенно исчезают «белые у пятна»; отчётливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель даёт ответы на них.

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было инте­ресно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи актив­ных методов! Для работы над темой урока можно использовать для групп сменного или постоянно­го состава методы «Ульи» — обсуждение в груп­пах. Для проведения дискуссии и принятия реше­ний — методы «Светофор» (во время дискуссии поднимаются карточки согласия — не согласия по цветам светофора). «На линии огня» (каждая команда защищает свой проект 2-3 предложе­ниями. Затем задают вопросы другим группам, а они защищаются). На этапах открытия новых знаний и применения полученных знаний целесообразно использовать метод «Обучение с помощью специальных средств» (компьютера, компьютерных программ, видеороликов, тренировочных заданий из электронных приложений к учебнику).



Для представления матери­ала самостоятельной работы детей очень интере­сны такие методы, как «Инфо-карусель», «Авто­бусная остановка», «Творческая мастерская».

Метод «Автобусная остановка»

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Группы: 5-7 человек

Численность: весь класс

Время: 20-25 мин.

Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.
Проведение:
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.

«Я работаю волшебником»

Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях.

Например: Превратить имена нарицательные в собственные.

Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).

«Тонкие» и «толстые» вопросы

Ученик выбирает по теме вопросы на выбор. «Тонкие» вопросы оцениваются ниже, предполагают ответ «да-нет». «Толстые» вопросы выше оцениваются и предполагают развернутый ответ.



Метод «Творческая мастерская» с большим успехом можно применять на обобщающих уро­ках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рас­сказы, подбирают пословицы, на уроках тру да изготавливают блокноты, книги необычных форм. Даётся задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесённого на урок матери ала, оформления титульного листа. На работу от­водится 20-25 минут. По истечении этого времени каждая группа или её представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творе­ния. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно работать в группах, прислу­шиваться к мнению товарищей, коллективно со­здавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов — глав­ная цель этого урока.

      Для проверки знаний в активной форме можно использовать игру «Карусель». Допустим, учителю необходимо проверить знания табличного умножения с одновременным активным участием учащихся.  Командирам групп необходимо рассчитать всех членов своей команды на 1,2, тем самым, образуется пара. Первые номера встают в круг спиной в центр, вторые номера - к ним лицом. Первые номера задают вопросы по таблице умножения, а вторые номера - отвечают. По сигналу колокольчика внешний круг сдвигается на 1 человека по часовой стрелке.

Другим вариантом этого метода является следующая организация работы учеников: у каждого ученика внутреннего круга есть листик с конкретным вопросом, и он во время перемещения собирает максимум информации, аспектов и взглядов на данную проблему. В конце происходит слушанье полученных результатов. В результате использования этого метода является активное обобщение существующих у учеников знаний в некое общее достояние.


Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких ми­нут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и ак­тивно расслабиться, восстановить энергию. Ак­тивные методы — «физкультминутки» позволят сделать это, не выходя из класса.

Метод «Четыре стихии» или «Земля, воздух, огонь и вода»

Цель – повысить уровень энергии в классе.

Численность – весь класс.

Время – 8-10 минут
Проведение:
Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.


Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.

Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).


Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.



Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он помо­жет также неуверенным и стеснительным учени­кам активнее участвовать в упражнении.

Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет », « Итоговый круг », « Микрофон ».



  • «Ромашка». Первый вариант: дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разно­цветные листы и отвечают на главные вопро­сы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне. Второй ва­риант: ученик берёт чистый лепесток, пишет вопрос другой группе, вывешивает лепесток, перевернув. Участник другой группы берёт лепесток, читает и отвечает на вопрос. Другие участники дополняют.

  • «Мудрый совет». Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется другой группой.

  • «Итоговый круг». Учитель даёт минуту. Под­готовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

  • «Микрофон». Дети берут в руку микрофон и говорят, что понравилось, что нет, что было интересным или трудным.

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяс­нить, что ребята усвоили хорошо, а на что необ­ходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволя­ет скорректировать урок на будущее.

Таким образом, использование активных ме­тодов обучения позволяет обеспечить эффек­тивную организацию учебного процесса.

Активные методы позволяют изменить взаимоотношения учителя и обучающегося:

  • ученик не пассивный слушатель, он задает вопросы, предлагает собственные идеи, решения, т.е. он уже становится субъектом учебной деятельности;

  • темы, проблемы формулируются в ходе совместного обсуждения;

  • нет жесткой структуры урока, т.к. учитель готов действовать по ситуации.

  • общение в системе ученик-учитель,

  •  наличие творческих заданий

  • демократический стиль обучения

Благодаря использованию интерактивных методов:

  • учитель перестает быть центральной фигурой и главным источником информации;

  •  роль учителя - определить общее направление работы, создать условия для инициативы учащихся;

  • учитель консультант, помощник при серьезных затруднениях;

  • учащийся - полноправный участник учебного процесса, он ведет исследование, поиск самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися;

  • источниками информации для учащихся являются книги, словари, сборники, ИКТ.

  • процесс обучения во многом идет через проживание опыта

  • ученик получает новое знание только в результате осуществления позитивного взаимодействия с другими учащимися

  • все ученики активно взаимодействуют между собой.

  • обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

  • Место учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока

  •  Основная особенность упражнений и заданий в том, что в ходе их выполнения не только и не столько закрепляется уже изученный материал, сколько изучается новый.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ручкина Татьяна Александровна

Дата: 17.04.2022

Номер свидетельства: 604971

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Современные методы и приёмы на  уроке  окружающего мира "
    ["seo_title"] => string(66) "sovriemiennyie-mietody-i-priiomy-na-urokie-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "119337"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413388012"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Система работы по развитию речи"
    ["seo_title"] => string(35) "sistiema-raboty-po-razvitiiu-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "314757"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459766261"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения качества работы учителя"
    ["seo_title"] => string(94) "ispol_ovaniie_ikt_v_nachal_noi_shkolie_kak_sriedstvo_povyshieniia_kachiestva_raboty_uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "342446"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473109725"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "«Здоровьсберегающие  технологии в урочной и внеурочной деятельности младших школьников как обязательное условие реализации ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(151) "zdorov-sbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-kak-obiazatiel-noie-usloviie-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "203285"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429452775"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Статья "Развитие творческих способностей у младших школьников с ОВЗ" "
    ["seo_title"] => string(75) "stat-ia-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-u-mladshikh-shkol-nikov-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "217609"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433405460"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства