kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активизация познавательной деятельности младших школьников с помощью дидактических игр на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активизация учащихся в процессе обучения - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе.

Активизация познавательной деятельности это не только процесс управления активностью учащихся, но и процесс активизации своей деятельности самим учеником. Саморегуляция активной деятельности учеником зависит от его деятельностной позиции в учебном процессе. Это происходит в ситуациях, побуждающих его к самостоятельным решениям и действиям, к свободному выбору заданий, к творческой деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности младших школьников с помощью дидактических игр на уроках математики»

Активизация познавательной деятельности младших школьников с помощью дидактических игр на уроках математики


Активизация учащихся в процессе обучения - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе.

Активизация познавательной деятельности это не только процесс управления активностью учащихся, но и процесс активизации своей деятельности самим учеником. Саморегуляция активной деятельности учеником зависит от его деятельностной позиции в учебном процессе. Это происходит в ситуациях, побуждающих его к самостоятельным решениям и действиям, к свободному выбору заданий, к творческой деятельности.

У каждого ученика активность познания определяется его пониманием задач обучения и места школы в его жизни, трудностью или легкостью усвоения учебного материала, умением выполнять требования учителя, навыками учебного труда, духовными интересами и запросами. Задача учителя - создавать условия для повышения общей познавательной активности учащихся в начальных классах, формировать положительное отношение к учению, воспитывать самостоятельность и работоспособность.

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в начальных классах, когда у учащихся ещё формируются, а иногда только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету, психологическая особенность младших школьников, их отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития у детей познавательных интересов и активности. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

Психологи отмечают, что однообразное проведение уроков снижает интерес детей к происходящему, в связи с чем внимание рассеивается, растут допускаемые ошибки и не запоминаются новые знания. Именно поэтому учитель должен построить урок так, чтобы максимально возможно заинтересовать школьников и подтолкнуть их к поиску новых решений задач посредством анализа уже имеющейся информации о свойствах объектов.

Среди множества путей активизации познавательной деятельности школьников одним из наиболее эффективных является организация дидактических игр. В игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предмете и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение, активизируют познавательную деятельность учащихся. При этом учебный процесс становиться интересным и эмоциональным и результативным.

Уроки с использованием игр и игровых ситуаций являются эффективным средством повышения качества обучения и воспитания, т.к. введение игрового сюжета привлекает внимание учащихся всего класса.

Игровая деятельность на уроках математики повышает интерес детей, усиливает эффект самого обучения. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.

Таким образом, достичь более осознанного и прочного формирования знаний можно добиться с при более эффективном и полном функционировании в учебном процессе всех условий успешного формирования навыков, особенно важнейших из них – условий использования дидактических игр на уроках математики. В этом и заключается актуальность выбранной темы.

С учётом вышеизложенного определяется проблема исследования:

каковы педагогические условия применения дидактических игр, активизирующих познавательную деятельность младших школьников. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования избран процесс обучения математики в начальных классах.

Предметом исследования является активизация познавательной деятельности младших школьников с помощью дидактических игр на уроках математики.

В процессе работы мы выдвинули следующую гипотезу: использование дидактических игр будет эффективно влиять на активизацию познавательной деятельности младших школьников, если:

1) дидактическая игра будет соответствовать основным целям урока;

2) учитель систематически будет применять их на уроках математики;

3) она будет разнообразной по содержанию и формам проведения;

4) правила дидактической игры будут простыми и точно сформулированными;

5) учитель будет иметь достаточное количество разработанного наглядного материала для их проведения;

6) подведение итогов игры будет чётким и справедливым.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования нами ставились следующие задачи:

1) раскрыть сущность игровой деятельности в обучении математике начальных классов;

2) показать роль дидактических игр в активизации познавательной деятельности младших школьников;

3) рассмотреть классификацию дидактических игр, способствующих активизации познавательной деятельности младших школьников;

4) раскрыть приёмы использования дидактических игр на уроках математики.

Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования:

- теоретический анализ статей и работ педагогов, педагогической литературы по исследуемой проблеме;

- педагогические наблюдения за работой учащихся младших классов в процессе их учебной деятельности;

- проведение и анализ дидактических игр на уроках информатики;

- обобщение личного опыта и передового опыта педагогов-новаторов по

исследуемой теме.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем раскрываются содержание и формы проведения дидактических игр как метода обучения математики в начальных классах; разработаны некоторые приёмы организации дидактических игр в учебной деятельности.

Практическая значимость данной работы в том, что показано

практическое применение дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности, обобщён передовой опыт учителей начальных классов, результаты работы могут использовать в своей педагогической деятельности будущие учителя, студенты на практике.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

В первой главе использование дидактических игр в процессе активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики мы рассмотрели, во-первых, сущность игровой деятельности в обучении математике в начальных классах. Во-вторых, роль дидактических игр в процессе активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики. В-третьих, классификацию дидактических игр для использования их на уроках математики в начальных классах.

Во второй главе методика использования дидактических игр на уроках математики в начальных классах мы рассмотрели приёмы использования дидактических игр, так же нами была проведена опытно-экспериментальная работа.

На защиту выносятся:

1) Сущность и значение дидактических игр.

2) Результаты опытно-экспериментальной работы.

Потребность в игре занимает значительное место в годы обучения в начальной школе и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Вначале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, учитель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Игра - это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Ни в какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько настойчивости, целеустремлённости, неутомимости. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки.

При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие методические вопросы. Перечислим некоторые из них. Во-первых, игра должна вызывать у учащихся только положительные эмоции, т. е. весёлое настроение и удовлетворение от удачного ответа. Поэтому игры должны быть доступны и привлекательны.

Во-вторых, в игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками, что значительно повышает самоконтроль учащихся, приучает их к четкому соблюдению установленных правил, а главное, хорошо активизирует деятельность. Завоевание победы или какой-либо выигрыш очень сильно побуждает ученика к дальнейшим действиям.

В-четвёртых, игру нужно организовать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы.

В-пятых, при проведении игры, связанной с соревнованием команд, должен быть обеспечен контроль за его результатами со стороны всего коллектива присутствующих учеников или авторитетных лиц. Учет результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым. Ошибки в учете, неясности в самой организации учета приводят к несправедливым выводам о победителях, а, следовательно, и к недовольству участников игры. Особенно это заметно бывает, когда игра проводится с учениками третьих классов. Они уже хорошо разбираются, где организаторы игр объективны, а где нет, и остро реагируют на несправедливость, то у детей вместо приятных впечатлений остаются и сохраняются неприятные.

Опытно-экспериментальная работа была проведена в МОУ «СОШ № 2» г. Чебоксары. Мы провели констатирующий и формирующий эксперименты. В эксперименте участвовали два класса: 2 «З» - контрольный, 2 «Б» -экспериментальный. Констатирующий эксперимент показал, что в практике обучения существует противоречие между необходимостью регулярного применения дидактических игр и современным состоянием их использования на уроках учителями. Мы убедились, что использование дидактических игр на уроке повышает эффективность учебно-воспитательного процесса, активизирует познавательную деятельность учеников, развивает скорость и гибкость мыслительных операций, воспитывает любовь к математике. Но не следует забывать о том, что занимательный материал должен быть связан с темой урока и помогать раскрывать цели и задачи урока. При использовании дидактических игр очень важно следить за ее дозировкой и ролью, отводимой ей на конкретном уроке.

Дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к различным заданиям, которое заложены в содержании игры. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.

Когда игра используется как дидактический прием, она всегда приводит к запланированному результату. Основное внимание при проведении любой дидактической игры должно быть направлено на обучение основам математики,

реализующееся в различных формах работы учащихся (работа по звездочкам, группой, вдвоем), в процессе которой дети осваивают стороны учебной деятельности, традиционно закрепленные за учителем,- оценку и контроль. Этому способствует взаимоконтроль и взаимооценка, а игра в учителя - важное средство выработки адекватной самооценки, повышающее ответственность учащихся и позволяющее творчески овладевать учебным материалом. Система дидактических игр в процессе обучения информатики позволяет решать все многообразие воспитательных и учебных задач. Она играет огромную роль в учебном процессе, ибо соответствует активной природе младшего школьника.

Не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гуслярова Татьяна Юрьевна

Дата: 04.01.2019

Номер свидетельства: 493713

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Статья "Активизация познавательной деятельности младших школьников путём  применения ИКТ,  как условие успешности обучения" "
    ["seo_title"] => string(138) "stat-ia-aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-putiom-primienieniia-ikt-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "124806"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414786401"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Использование дидактических игр на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(68) "ispol-zovaniie-didaktichieskikh-ighr-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "240462"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445014545"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Игра как средство активизация познавательной деятельности учащихся"
    ["seo_title"] => string(72) "ighrakaksriedstvoaktivizatsiiapoznavatielnoidieiatielnostiuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "273229"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452172968"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья "Особенности использования игровых технологий на уроках математике в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(104) "stat-ia-osobiennosti-ispol-zovaniia-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematikie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422472278"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) ""Роль дидактической игры в системе обучения младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(71) "rol-didaktichieskoi-ighry-v-sistiemie-obuchieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "125303"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414948331"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства