kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья поможет при работе учителя в начальной школе. Так как активация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе необходима для достижения поставленных целей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе»

Активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности младших школьников. Её особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач.

Я обозначила основную цель моей педагогической работы: создание условий для активизации учебной деятельности младших школьников посредством использования ИКТ в образовательном процессе.

Для достижения поставленной цели мною определены следующие задачи:

  • Способствовать созданию информационно-коммуникационной среды на уроках и во внеурочной деятельности;

  • Формировать информационную культуру, информационную грамотность, информационную компетентность ученика;

  • Формировать учебную мотивацию и интерес к преподаваемым предметам;

  • Совершенствование интеллектуальных способностей учащихся и положительный настрой к активной познавательной деятельности;

  • Повышение уровня обученности и качества знаний учащихся.

Согласно педагогическому словарю “активность личности” (от лат. аctivus – деятельный) – деятельностное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении”. Активность познавательная определяется как “деятельностное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями”.

 При составлении опорного конспекта работа проходит так: учитель на доске, дети в тетради. Обращаю внимание учеников, что условные знаки не должны превращаться в рисунки и выполняются простым карандашом. На каждом уроке наглядность: карта, грамзапись, видеофильм, презентация, прослушиваются подготовленные сообщения. Когда работа закончена, даю образец рассказа, который продолжают сильные ученики. Во время работы нет пассивных! Проверка домашнего задания проходит и в парах. Выслушав ответ, ученики оценивают друг друга, и эта оценка учитывается учителем при выполнении следующего задания. Если ученик не согласен с мнением товарища, он имеет право защитить свою оценку, ответив на дополнительный вопрос. Такой приём позволяет проверить подготовку большего количество учащихся, включить в активную деятельность и тех, кто по какой – то причине не доучил. Дети не испытывают страха при проверке домашнего задания, так как слабые могут отвечать с опорой на конспект. Все работают активно и чувствуют себя на уроке спокойно. В классе есть ученики – консультанты, мои помощники. Во время самостоятельной работы над составлением конспекта “Продолжи сам!”, помогают, подсказывают, проверяют выполненное задание. Такая работа проходит и в группах.

Младшие школьники отличаются своей любознательностью, эмоциональностью, стремлением к поиску тайн. Говорю детям: “Посмотрите вокруг, но не просто смотрите, а всматривайтесь, не просто слушайте, а вслушивайтесь, и вы откроете для себя много нового, неизведанного, и ещё больше полюбите край, в котором живёте!" Эти качества использую при выполнении таких заданий как:

Гуляй да присматривайся

1. Какой снег тает быстрее: чистый или грязный? (1 кл.)

2. Какой формы бывают снежинки? (2 кл.)

3. Какое дерево первым начинает желтеть? Какие птицы улетают на юг первыми? (3 кл., 4 кл.)

Проверяем народную примету”.

1. Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима (1 кл.)

2. Осенью листья берез начнут желтеть с верхушки - весна ранняя, желтеют снизу - поздняя (2кл.)

З. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету (З кл.)

4. Из берез течет много сока — к дождливому лету (4 кл.)

«Угадай букву» (1кл)

«Найди лишнее слово» (1 кл)

«Найди затерянный овощ» (1кл)

«В стране чудес» (3кл)

Таким образом, в результате применения ИКТ происходит личностное развитие школьников. Активизируется учебная деятельность учеников. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли. Дети моего класса активны на уроках: ребята сами учатся анализировать, делают выводы по изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить. Учащиеся целеустремленны, с высокоразвитыми общими способностями и эрудицией, готовые к самообразованию.



Список литературы

1. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров, М., ИКЦ “МарТ; Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”.

2. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М., Педагогика, 1982.

3. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе /Г.И. Щукина. – М., Просвещение, 1979.

3. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад, М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С.Глебова и др. – М., Большая Российская энциклопедия, 2003.

4. Джозеф Корнелл. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми. – ИСАР – Дальний Восток, 1999.

5. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя /Н.Ф. Талызина. -М., Просвещение, 1982.

6. Журналы “Начальная школа”: № 1, 8, 12/1987, № 2/1998, З 5/1999, № 5/2000, № 4/2001.

7. Бондаревский. Воспитание интереса к знаниям. — Тула, 1968.

8. Гарин С., Новиков С.Х. Человек-листочек. Энциклопедические игры, конкурсы, викторины. — Хабаровск, 1998.

9. Минский Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1982.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе

Автор: Хуснуллина Чулпан Нургалиевна

Дата: 20.06.2016

Номер свидетельства: 335427

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе"
    ["seo_title"] => string(94) "aktivizatsiia-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-v-obrazovatiel-nom-protsiessie-1"
    ["file_id"] => string(6) "335428"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1466421877"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Статья "Активизация познавательной деятельности младших школьников путём  применения ИКТ,  как условие успешности обучения" "
    ["seo_title"] => string(138) "stat-ia-aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-putiom-primienieniia-ikt-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "124806"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414786401"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики как условие успешности обучения "
    ["seo_title"] => string(128) "aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-matiematiki-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "192981"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427549272"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "выступление на педсовете "Организация и содержание внеурочной деятельности младших школьников в условиях введении ФГОС НОО." "
    ["seo_title"] => string(144) "vystuplieniie-na-piedsovietie-orghanizatsiia-i-sodierzhaniie-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-vviedienii-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "153932"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421081217"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) ""Активные формы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.""
    ["seo_title"] => string(96) "aktivnyieformyobuchieniiakaksriedstvoaktivizatsiipoznavatielnoidieiatielnostimladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "290322"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454943961"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства