Активизация познавательной деятельности у детей с нарушениями интеллекта через игру
Активизация познавательной деятельности у детей с нарушениями интеллекта через игру
Среди неспецифических методов профилактики и коррекции состояний и ситуаций риска в развитии ребенка игра выделяется как деятельность, наиболее полно удовлетворяющая потребностям педагогической практики и самих учеников. Поэтому в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности у детей с нарушениями интеллекта через игру»
«Активизации познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта через игру»
Отношение игры к развитию – это
отношение обучения к развитию.
Игра – источник развития и создаёт
зоны ближайшего развития.
Л. С. Выготский
ЗАДАЧИ:
1. изучить сущность познавательной деятельности;
2.определить особенности познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта;
3. изучить понятие игр и их классификации;
4. выявить психолого - педагогические условия использования коррекционной игры;
5. проанализировать особенности формирования познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дидактической, коррекционной игры.
Содержание коррекционной педагогической работы с детьми, отстающими в развитии, охватывает широкий спектр всего того, что необходимо для социальной адаптации. При этом приходится учитывать возможности ребёнка и соответствие им предлагаемых нагрузок. Очень важно как можно раньше начинать коррекционное воспитание и обучение ребенка с особыми образовательными потребностями. Психофизическое развитие детей с умственной отсталостью характеризуется различными особенностями, которые проявляются в процессе обучения. У таких детей очень медленный темп обучения, преобладание непроизвольного внимания над произвольным, как правило, отсутствует мотивация, они быстро утомляются, характерна частая смена настроений, большая зависимость от погодных и природных изменений. Среди неспецифических методов профилактики и коррекции состояний и ситуаций риска в развитии ребенка игра выделяется как деятельность, наиболее полно удовлетворяющая потребностям педагогической практики и самих учеников. Поэтому в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие. Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить интерес к учебным занятиям, активизировать их деятельность. Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса является игра. Игра учит. Следовательно, это средство обучения.
Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра — характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков. Учебная игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности. Таким образом, вложив образовательное содержание в игровую оболочку, смогу решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.
Одно из средств достижения обозначенных целей – широкое использование ресурсов, которыми обладает детская игра.
Феномен детской игры:
Эльконин Даниил Борисович отмечает в одной из статей, что игра имеет значение не только для тех процессов, которые в нее непосредственно включены, например, воображение и мышление, но и таких, которые в ней непосредственно не могут принимать участия, например, память. Значение игры для ребенка определяется тем, что затрагивает наиболее существенные стороны развития личности в целом.
Игра как прием обучения имеет свои сильные и слабые стороны, которые обязательно следует знать и учитывать педагогу, работающему с детьми.
Игра – ведущая форма обучающего воздействия учителя, воспитателя, родителя на ребёнка, тем более на ребёнка с отклонениями интеллекта. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, игра имеет 2 цели:
1 – обучающая (преследует педагог); 2 – игровая (ради которой действует ребёнок). Важно чтобы эти 2 цели дополняли друг друга и обеспечивали условие учебного материала, чтобы ребёнок усвоил необходимый материал, достиг игровой цели.
Поэтому наша задача – научить детей играть. Наблюдая за детьми, я убедилась в том, что игра для детей всех возрастов, важна не только потому, что они интересно проводят свободное время. В процессе игровой деятельности происходит коррекция психических функций играющих, развивается их эмоционально-волевая сфера. Играя вместе с детьми, было замечено, что у них возникает желание высказаться, проявить свои чувства. Поддержка желания и инициативы прививает в ребятах положительные личностные качества. На группе детей был проведён эксперимент, в результате которого в очередной раз было доказано, что для того, чтобы у детей поддерживать интерес к играм, необходимо их периодически менять, чередовать. Положительно влияет на коллектив детей вовлечение в игру сверстников. В данном случае можно организовать различные эстафеты, викторины, игры по станциям.
Следовательно, игра должна присутствовать в режиме дня школьника с задержкой психического развития в той мере, в какой она необходима для создания «гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок» (Олег Семёнович Газман), коррекции и стимулирования всех сторон детского развития. Игры должны стать неотъемлемой частью повседневной жизни ребенка, стимулировать его двигательную и познавательную активность.
Эффективность игры проявляется лишь при систематической и целенаправленной работе.
Подобранная и разработанная серия игр (подвижных, словесных, дидактических, для развития психических процессов) эффективно помогает активизировать у детей с нарушениями интеллекта познавательную деятельность, интерес к учебе.
Необходимо использовать разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности. Чаще проводить занятия в нетрадиционной форме: игра-путешествие, тест-викторина, мини-спектакль, виртуальная экскурсия, ролевые игры. В основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества на уроке. Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, яркие наглядные пособия, занимательность. Учить играя,- оспаривать эту заповедь не станет никто.
В своей практике я опираюсь на рекомендации игротерапевта Я.Я.Ленок по проведению коррекционно-развивающих игр:
- игры провожу с учетом физического и умственного развития детей, состояния их моторных функций, особенностей поведения и характера;
- активно участвую в игре;
-каждая игра имеет целевую направленность;
- продолжительность игры определяю активностью детей, их интересом к выполнению игрового задания;
-задания даю посильные, понятные, но в то же время содержащие элемент трудности;
- игра у меня носит воспитательный характер;
- сначала начинаю с простых игр, постепенно усложняя их и модифицируя;
-игровой материал всегда красочный, интересный, доступный для пользования детьми определенного возраста.
В своей работе, благодаря систематическому использованию игровых форм обучения, у моих детей повысился темп работы на уроках, возросла активность учащихся в стремлении самостоятельно найти решение поставленной задачи.
Игра имеет достаточно чёткие временные границы, известно, когда (или при каких условиях) она начинается и когда (или при каких условиях) она заканчивается.
Игре присущи правила, которые должны неукоснительно исполняться всеми её участниками.
Игре свойственна объединяющая функция. Её участники связаны друг с другом всеми вышеуказанными условиями, принимая на себя совместное обязательство их выполнения. Таким образом, у игры появляется существенное этическое и социальное значение
Сегодня главная задача нашей школы заключается в организации такого образовательного процесса, который бы способствовал формированию индивидуального стиля жизни, обеспечивал условия для развития у обучающихся качеств, помогающих реализовать себя в будущем, вырабатывать свою позицию в жизни, свое мировоззрение. Отсюда большоезначение придается активным формам организации учебного процесса, например коррекционным играм, которые позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся и обеспечивают развитие индивидуально - личностных качеств и социальных компетенций.
В процессе игрового обучения решаю следующие задачи:
формирование и развитие психических процессов у обучающихся;
формирование коммуникативных навыков;
формирование положительных личностных качеств обучающихся.
Решение данных задач, в свою очередь, помогает мне более эффективно развивать младших школьников с нарушением интеллекта как полноценных личностей.
Ценность игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом. Игра является одним из действенных средств в формировании познавательных и коммуникативных компетенций младшего школьника. Игровая деятельность, используемая в целях воспитательно-образовательной работы с умственно отсталыми школьниками, обеспечивает более полное овладение ими социальным опытом, развивает их личностные качества и корректирует недостатки. Как сказал доктор педагогических наук Алексей Николаевич Граборов: «Нет ни одной способности, которая не подлежит усовершенствованию в игре. Все высшие чувства находят в игре благоприятную почву для своего развития».
Таким образом, можно сделать вывод, что использование дидактических, коррекционных игр на уроках в начальной школе, является эффективным средством развития личности школьников с нарушением интеллекта.
Создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет, поскольку "В творческих, доблестных делах человека — важнейший источник его роста".
Литература
1. Защиринская О.В. «Психология детей с задержкой психического развития», Санкт-Петербург, «Речь», 2004г., 90 с.
2. «Коррекционная педагогика в начальном образовании» под ред. Кумариной, Москва, «Академия», 2003г., 78 с.
3. «Психология аномального развития ребенка». Хрестоматия в 2-х томах под ред. В.З. Лебединского, Москва, ЧеРо, 2002г., 78 с.
4. Степанова О.А., Вайнер М.Э. «Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями», Москва, «Академия», 2003г., 104 с.
5. Специальная психология» под ред. В.И. Лубовского, Москва, «Академия, 2005г., 123 с.
6. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. Вопросы психологии – 1966, № 6., с.76.
7. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. Пузанов Б. П., Селиверстов В. И., Шаховская С. Н., Костенкова Ю. А.; под редакцией Б. П. Пузанова. – 3 изд., доп.- М., Издательский центр «Академия», 2001.
8. Уфимцева Л. П. Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Методический и практический журнал, №6, 2003
9. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Ярославль: Академия развития, 1998.
10. Пентегова Г.А. Развитие логического мышления на уроках математики. Начальная школа, 2000, №11.
11. Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. Коррекционно – развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике// Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии.–2002. (№1 стр. 77-83).
12. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПб,2003. 13. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебное пособие для студентов. М.: “Просвещение”, 1998. – 144с. 14. Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2009.- 160с.
15. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное развитие детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008. – 128 с. 16. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе: Пособие для учителей. – 2-е изд. – М.: “Просвещение”, 1976. – 127с.
17. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М., 1990.
18. Минкин Е. М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение,1982
19. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2002.
20. Рыдзе О. А., Степанова О.А. Дидактические игры. М.: Сфера. 2003
Технология коррекционно-развивающей игротерапии также построена на использовании сказок, широко известных потешек, которые они с удовольствием слушают и обыгрывают, рисуют.
Как показала практика, представленная система работы с использованием игротерапии эффективна и результативна. Использование на коррекционных занятиях игровых технологий способствует развитию высших психических функций, мелкой моторики, сохранению и укреплению психологического здоровья детей.
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО В НАЗАРОВСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА "
["seo_title"] => string(156) "proforiientatsionnaia-rabota-s-diet-mi-s-narushieniiem-intielliekta-i-puti-ikh-sotsializatsii-v-obshchiestvo-v-nazarovskoi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
["file_id"] => string(6) "116308"
["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1412412838"
}
}