Целью данного исследования является изучение влияния поведения взрослых на агрессию у детей,
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии растущих людей. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их жестокость и агрессивность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Агрессия в раннем возрасте »
ВВЕДЕНИЕ.
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их жестокость и агрессивность. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличения числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные коррекционные меры.
Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.[16]
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографии, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми [2].
Цель исследования: изучить влияние поведения взрослых на агрессию у детей.
Задачи исследования:
Изучение и анализ психолого-педагогической, социально-психологической, психолого-возрастной литературы по изучению агрессии в дошкольном возрасте.
Раскрыть понятия агрессии, детской агрессии.
Рассмотреть различные подходы отечественных и зарубежных психологов по проблеме детской агрессии.
Провести экспериментальное исследование.
Объект исследования: дети школьного возраста.
Предмет исследования: агрессия у детей школьного возраста.
Методы исследования: наблюдение, методики «Несуществующее животное», «Выбери нужное лицо», тест – опросник для для выявления агрессивного поведения у воспитаника, анализ данных имеющиеся в детском учреждении о родителях детей, беседа с воспитателями, учителями.
База исследования: БОУ «Школа-интернат №5» Октябрьский АО
г. Омска.
Необходимость определения реальных психологических причин, раскрытие условий в которых формируется агрессивность у детей обуславливает актуальность настоящей работы.
1.1. Специфика детской агрессивности.
Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.
Определим основные понятия.
Р.Бэрон и Д.Ричардсон [2], считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:
Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
Жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой (Р.Бэрон, Д.Ричардсон “Агрессия”).
Под агрессией, по Э.Фромму [18], следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.
Агрессивность, по Р.С.Немову [10], понимается как враждебность - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.
“Психологический словарь” под редакцией Зинченко [13] предлагает следующее определение: Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).
Так какой акт поведения можно считать агрессивным?
Румянцева Т.Р. [15] считает, что сегодня на первый план выдвигается нормативный подход. Согласно этой точке зрения, в определении поведения как агрессивного решающее место должно принадлежать понятию нормы. Нормы формируют своеобразный механизм контроля за обозначением тех или иных действий. Понятие нормы формируется в процессе социализации ребенка. Отсюда, Поведение будем назвать агрессивным при наличии двух обязательных условий:
Когда имеют место губительные для жертвы последствия;
Когда нарушены нормы поведения.
Важную роль в становлении агрессивного поведения играют обучение и воспитание. Над агрессивными проявлениями возможен контроль, связанный с процессом социализации. Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений и выражения их в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации. В результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества.
Другие же остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытые принуждения, завуалированные требования и прочее.
Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные импульсы в физическом насилии.
И здесь важную роль играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношения родителей к ребенку.
Податливость к агрессивным действиям формируется по мере накопления недостатков в процессе социализации. Она выделяет две степени социализации:
Усвоение социального опыта, ценностей, норм культурного поведения;
Таким образом, податливость к агрессивным действиям формируется при недостаточно сбалансированной социализации.
1.2. Детская агрессивность. Возрастные особенности проявления детской агрессивности.
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью.
Согласно Б.Споку [17], в годовалом возрасте нормальными явлениями могут считаться: замахивание ребенка на мать за то, что она сделала что-то неприятное ему.
На втором году жизни возрастает активность ребенка. С расширением возможностей самостоятельных действий возраcтает независимость в поведении ребенка. Подчас это стремление к независимости - знаменитое “Я сам!” - выливается в первые попытки маленького человека настоять на своем, вопреки желанию родителей.
К трем годам жалобы на упрямство сына или дочери звучат настойчивее. В этот период дети 2х - 3х лет попадают в детские сады, где, как отмечают М.Д.Лисина [6], В.С.Мухина [8], начинает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками как процесс более или менее длительного поддержания и расзвертывания действий, направленных на другого.
В этот период агрессия носит интруентальный характер. Конфликты между детьми чаще всего возникают в ситуации обладать вещью, обычно игрушкой. Проявление агрессивности в этом возрасте, главным образом, зависит от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения. Если родители и воспитатели относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироваться символические формы агрессивности, такие как нытье, фыркание, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии.
В этом возрасте усиливается “исследовательский инстинкт”, и в это же время малыш сталкивается с целой системой новых, для его опыта, запретов, ограничений и социальных обязанностей. Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и родительским “нельзя”, ребенок невольно испытывает сильнейшую депривацию - ограничение возможности удовлетворения своих потребностей. Другими словами, приводит к состоянию фрустрации. Ребенок воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность рзрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпается злость, отчаяние, агрессивные тенденции.
Однако, если раньше родители на агрессивность ребенка реагировали лаской, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишением удовольствий, изоляции.
А. Фромм [18], указывает на существование феномена “перенесения”, который в три-четыре года является одной из самых обычных примет агрессивности. Суть его в том, что ребенок не осмеливается в этом возрасте открыто изливать свою злость на мать и переносит гнев и агрессивность на другой, гораздо более безобидный объект. Ребенок не может взять верх над матерью с отцом прежде всего потому, что они взрослые и пользуются реальным авторитетом. К тому же ребенку уже привито чувство уважения и послушания, пусть даже с применением уроз и наказаний.
Ребенок к актам насилия может относить довольно широкий спектр действий, в который включаются даже такие, как лишение лакомства, игрушки, вербальные внушения, произнесенные повышенным тоном.
К шести-семи годам к инструментальной агрессии начинает примешиваться агрессия, адресованная другому человеку лично. Происходит смена форм агрессии: частота просто физического нападения уменьшается за счет роста более “социализированных” форм (оскорбление, борьба).
В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.
После кризиса трех лет ребенок приходит в наш мир взрослых
“проблемным” поведением, с точки зрения взрослых, что обуславливается неразвитостью аффективно эмоционально-волевой сферы, отсюда неумение управлять своими эмоциями.
С одной стороны, самостоятельность ребенка во всем, а с другой - слабая саморегуляция. И от нас взрослых, особенно родителей, требуется быть еще более внимательными и сочувствующими ребенку в этот период времени, т.е. отнестись к нему с пониманием.
Но, как отмечает Б.Спок [17], именно в этот период детства родители “консолидируются” и все вместе начинают подавлять “самоутверждение ребенка”. И, конечно, родители для этого используют любые средства.
Как отмечает К.Бютнер [1], от детей требуют соответствия родительским представлениям о поведении. А эти представления подразумевают полную “покорность”. Но, несмотря на то, что преобладают негативные отношения со взрослыми, дети, все-таки, постоянно стремяться к установлению и сохранению положительных взаимоотношений с ними. И, если эти взаимоотношения не удовлетворяют ребенка, у него возникают глубокие аффективные переживания, которые ведут либо к значительному снижению активности в общении со сверстниками, либо к агрессивности по отношению к ним. В этом случае мы говорим о непонимании родителями своего ребенка, его трудного периода. И это непонимание выражается применением физической силы и грубости по отношению к “своему милому беби”. А ведь ему и так не сладко! (Р.Кэмпбелл [4]).
Родители становятся невыносимыми, ссорясь с ребенком и друг с другом из-за его воспитания ( Мид М. “Развитие ребенка”[7]). А в этом случае, при воспитании детей в атмосфере постоянных скандалов, драк, недоразумений в семье у ребенка культивируется и усиливается неумение сдерживать непосредственные эмоциональные реакции, возбудимость, конфликтность. Заражаясь раздражительностью взрослых, дети переносят ее на свое ближайшее окружение - сверстников. В дошкольном возрасте перед детьми “взрослые выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире” (Д.Б.Эльконин [19]). И, конечно же, в этом возрасте в первую очередь такими образцами являются родители.
1.3. Влияние поведения родителей на детскую агрессию.
Вопросы семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на ребенка стали разрабатываться в рамках психолого-педагогического подхода (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Н.И. Лисина и др.).
Авторы, занимающиеся этой проблемой отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителей к ребенку.
М.Мид [7], изучая примитивные сообщества, сделала очень интересные наблюдения. В тех сообществах, где ребенок имеет негативный опыт, как правило, формируются отрицательные черты личности. В частности, стиль взаимодействия со взрослыми сводится к следующему:
мать рано отлучает ребенка от груди, надолго уходит работать, общение с матерью происходит редко. Дальнейшее воспитание остается достаточно суровым: в основном, используются частые наказания, враждебность детей по отношению друг к другу не вызывает у взрослых осуждения. В результате, формируются такие качества как тревожность, подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм и жестокость.
А.А.Бодалев [11] считает, что оценка ребенком другого человека и его действий является простым повторением оценки авторитетным для ребенка взрослым. Отсюда родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение.
Передавая социально полезный опыт, родители порой. Передают и негативные его стороны, являющиеся очень эмоционально заряженным “руководством к действию”. Не имея своего личного опыта, ребенок не в состоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения с объективной реальностью.
Сами же родители всегда довольны, хотя могут и не показывать вида, когда дети им подражают, пусть даже в самом дурном отношении.
Таким образом, опираясь на полученные данные, можно заключить, что на социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора:
Образец отношений и поведения родителей;
Характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих.
В частности, была установлена связь между родительским наказанием и агрессией у детей. Родители часто по-разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или сверстников.
Р.Бэрон, Д.Ричардсон [2] также указывают на зависимость между практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей, которая сосредоточилась на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителями поведения детей. В общем и целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.
В своем исследовании также выявили два главных фактора, определяющих возможное развитие агрессивности в поведении ребенка:
- снисходительность, т.е. степень готовности родителей прощать поступки, понимать и принимать ребенка;
Наименее агрессивны те дети, родители которых не были склонны ни к снисходительности, ни к наказанию. Их позиция - в осуждении агрессии и доведении этого до сведения ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка. Родители более агрессивных детей вели себя так, как будто любое поведение детей прилично, не делая свое отношение к агрессии более ясным. Однако, когда ребенок совершал проступок, он был строго наказан. Строгость родителей, если она последовательна и достаточно чувствительна для ребенка, может привести к подавлению агрессивных импульсов в присутствии родителей, но вне дома ребенок будет вести себя еще более агрессивно.
Кроме того, склонный к телесному наказанию родитель, хотя и ненамеренно, подает ребенку пример агрессивного поведения.
Ребенок, в этом случае, делает вывод, что агрессия по отношению к окружающим допустима, но жертву всегда нужно выбирать меньше и слабее себя. Он узнает, что физическая агрессия - средство воздействия на людей и контроля над ними, и будет прибегать к нему при общении с другими детьми.
Если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть причину, породившую подобные действия родителей.
Фактически стратегия социализиции в этом случае мешает усвоению правил приемлемого поведения, т.е. после сурового наказания ребенок рассержен или расстроен. Он из-за боли может забыть, за что его наказали.
И, наконец, дети, изменившие свое поведение в результате столь сильного воздействия, скорее всего не сделают нормы, которые им пытаются привить, своими внутренними ценностями. Т.е. они повинуются только до тех пор, пока за их поведением наблюдают.
Итак, формирование агрессивных тенденций у детей происходит несколькими путями:
- родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно, либо показывают пример (модель) соответствующего поведения по отношению к другим и окружающей среде.
- родители наказывают детей за проявление агрессивности.
Из исследований видно, что:
Родители, которые очень редко подавляют агрессивность у своих детей, воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность.
Родители, которые не наказывают своих детей за проявление агрессивности, вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную агрессивность.
Родителям, разумно подавляющие агрессивность у своих детей, как правило, удается воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение.
1.4. Влияние на проявление агрессивности в дошкольном возрасте отношений “Родители-Ребенок”.
Говоря об отношениях “родители-ребенок”, мы говорим о взаимоотношении между ними и о положении, которое занимает ребенок в семье. Если у ребенка (независимо от того, в какой возрастной группе он принадлежит) плохие отношения с одним или обоими родителями, если ребенок чувствует, что его считают никуда не годным, или не ощущает родительской пддержки, он, возможно, окажется втянутым в преступную деятельность, будет ополчаться на других детей, сверстники будут отзываться о нем как об агрессивном, он будет вести себя агрессивно по отношению к родителям.
Отношения родителей к своему ребенку можно описать двумя парами важных признаков:
- неприятие - расположение;
- терпимость- сдерживание.
Степень выраженности этих признаков обуславливает характер воспитательного воздействия. Выделяют три типа негативных отношений родителей к ребенку:
Тип А - отвержение (неприятие ребенка, демонстрация недоброжелательного отношения)
Тип Б - гиперсоциализация (сверхтребовательное отношение: чрезмерная критика, придирчивость, наказание за малейшую провинность)
Тип В - гиперопека (эгоцентрическое воспитание: сверхзаботливое отношение, при котором ребенок лишен возможности самостоятельно действовать.
Первый тип формирует у ребенка ощущение покинутости, незащищенности, неуверенности в себе. Ребенок не чувствует поддержки, “стены” за которую можно спрятаться. Кроме того, отвержение разрушает механизм идентификации (ребенок не принимает родительские убеждения). При холодных эмоциональных отношениях он не имеет позитивных поведенческих моделей реагирования. Это снижает способность саморегуляции ребенка.
Агрессивность определяют как “отчаяние ребенка, который ищет признания и любви”.
Второй тип (гиперсоциализация), вроде бы предоставляет ребенку образец для развития и направлен на формирование сильной, волевой личности, но все же приводит к негативным результатам - озлобленности, стремлению делать запретное “исподтишка” и прочее. Здесь критика со стороны родителей обычно не является конструктивной и потому не приводит к положительнм результатам. Критика в адрес ребенка формирует у него чувство неполноценности, тревожности и ожидания новых неудач. Чаще всего ребенок, занимающий такое положение в семье, оказывается несостоятельным и не способным занять высокое положение в группе. И этя несостоятельность приводит к тому, что агрессивное поведение ребенка служит ему для самоутверждения в группе.
Также, родители, предъявляя завышенные требования к ребенку, не учитывают его особенностей и возможностей. И отсюда чрезмерная загруженность ребенка занятиями. Причем занятия, несоответствующие возрасту и интересам ребенка могут привести к возникновению невроза, провоцирующего агрессивное поведение.
Третий тип (гиперопека) также нарушает нормальное развитие личности. Она предоставляет ребенку возможность получения родительской ласки и любви, однако, чрезмерный уход приводит к инфантилизму, несамостоятельности, неспособности принимать решения и противостоять стрессам, снижает личностные способности к саморегуляции.
Такие дети, считают психологи, чаще всего становятся жертвами агрессии. И, учитывая, что они неспособны постоять за себя, у них наблюдается косвенная агрессия, т.е. свои негативные эмоции они вымещают на других предметах (рвут книги, раскидывают игрушки, наказывают игрушки в игре и др.).
Таким образом, неправильное отношение к ребенку в семье также ведет к формированию агрессивных тенденций в поведении ребенка.
Агрессивные дети, как правило вырастают в семьях, где дистанция между родителями и детьми огромна, где мало интереуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.
2. Организация и методика проведения исследования. Обсуждение результатов.
Сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Тем более, что качественные изменения макросреды сопровождается и деформацией семьи, которая не выполняет таких важнейших функций, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Здесь нередко имеет место жестокое обращение с детьми дошкольного возраста, связанное с различными видами наказаний, в том числе физическими. Часть родителей принуждает детей к послушанию; другая часть не интересуется потребностями ребенка.
Следует отметить, что для многих детей типично подражание определенным манерам, как родителей, так и тем стереотипам, которые предлагаются различными средствами информации. Отсюда обилие «боевиков», «детективов», и т.п. провоцирует агрессивные формы поведения детей.
Имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях, как и в системе формальных и неформальных отношений с миром взрослых, обусловливает возникновение отчужденности, грубости, неприязни определенной части детей, стремление делать все назло, вопреки воле окружающих, что создает объективные предпосылки для появления агрессивности, демонстративного неповиновения, разрушительных действий.
Исследование проводилось на базе БОУ №Школа-интернат №%» Октябрьский АО г.Омска. В эксперименте участвовало 18 детей школьного возраста. Изучалось влияние окружающего на агрессию у детей.
Методика «Несуществующее животное» (Приложение 1) проводилась с группой из 13 человек. Цель: выявление агрессивных детей. Детям предлагалось придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать несуществующим именем. При качественном анализе рисунков, выполненных детьми, была выделена группа дошкольников с агрессивностью, в состав которой вошли 11 человек (61% выборки), среди которых было 9 мальчиков и 3 девочки. Эти агрессивные дети и составили экспериментальную группу, которая подвергалась психологическому исследованию.
В течении месяца проводилось наблюдение за экспериментальной группой, целью которого являлось выявление мотивов агрессии. Мы выделили 5 ситуаций, в которых проявлялось агрессивное поведение ребенка к сверстнику:
- привлечение внимания; (разбросав игрушки ребенок начинает громко смеяться, чем, естественно привлекает к себе внимание);
- ущемление достоинства другого (заметив, что сверстник расстроился из-за того, что не хватает нужной детали конструктора ребенок смеется над ним: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится…»;
- защита и месть (в ответ на «нападение» дети отвечают яркими вспышками агрессии);
- стремление быть первым (не заняв место воспитателя, ребенок отталкивает опередившего его сверстника);
- желание получить предмет (отбирает игрушку у сверстника).
Как видно из таблицы № 1 агрессия наиболее часто используется для достижения конкретной цели (чаще всего получить желанный предмет).
Таким образом, в основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность. Однако всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям , неспособность видеть и понимать других.
Таблица № 1
Ситуации проявления агрессии у детей
№ п/п
Ситуации
% агрессивности
1
Привлечение внимания
9,2
2
Ущемление достоинств другого
11,8
3
Защита и месть
21,7
4
Стремление быть первым
13,6
5
Желание получить предмет
42,9
Нами были рассмотрены такие формы агрессивности, как физическая, вербальная и негативизм (Таблица № 2).
Физическая, агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
Негативизм – оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
Вербальная агрессия – выражения негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
Для того, чтобы определить физическую, вербальную агрессивность и негативизм нами был использован тест – опросник для выявления агрессивного
поведения у дошкольника (Приложение № 3). Тест – опросник состоял из 12 вопросов, на которые ребенок отвечал «Да» или «Нет».
Выяснилось, что у детей преобладает физическая агрессивность. Причем вербальная агрессивность и негативизм, по сути, находиться на одной ступени развития (Таблица № 2).
Таблица № 2
Проявление различных форм агрессивности у дошкольников
№ п/п
Формы агрессивности
Процентное соотношение
1.
Физическая
49
2.
Вербальная
44
3.
Негативизм
45
Методика «Выбери нужное лицо» (Приложение № 2) была использована для получения информации о взаимоотношениях ребёнка и взрослого; о зависимости агрессивного поведения детей от агрессивного поведения взрослого.
Ребенку предъявляется 14 рисунков, на которых изображены типичные для жизни школьника ситуации в процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребенком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребенка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы. К рисунку прилагается улыбающееся или печальное лицо. Ребенок должен выбрать то лицо, которое, по его мнению, подходит к данной ситуации.
В ходе качественного анализа было выявлено, что 8 (≈ 73 %) взрослых с агрессивным поведением влияют на агрессивное поведение своих детей (Таблица № 3).
Дело в том, что дети дошкольного возраста особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. А одним из определяющих элементов микросреды в складывающихся отношениях, в которых формируется личность, является семья. При этом решающим является не ее состав – полная, неполная, распавшаяся, а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми.
Анализ полученных данных позволяет отметить выраженное влияние социальной ситуации развития, прежде всего семьи, на характер и уровень агрессивности дошкольников (Таблица № 4).
Так, установлено, что уровень физической формы агрессивного поведения наиболее выражен у детей из среды руководящих работников – 60%.
Вербальные формы агрессивного поведения типичны для большинства дошкольников из среды служащих (среднего звена) – 75%. В то же время эти дошкольники отличаются сравнительно невысоким уровнем физической формы агрессивного поведения – 30%.
Заключение.
Материалы проведенного исследования раскрывают выраженное влияние на особенности и уровень агрессивности у дошкольников их социальное окружение, прежде всего семьи, тех взаимоотношений, которые в ней доминируют.
На развитие агрессивности у дошкольников влияет природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Агрессия вызывается и необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, когда ребенок не видит иного выхода, кроме драки.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что работу по коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста следует начинать не только с самим ребенком, но и с окружением.