Просмотр содержимого документа
«"Адаптация первоклассников" - статья»
Отчёт по адаптации учащихся 1 класса к новым условиям
обучения
2022 -2023 учебный год.
Сроки проведения контроля: 01.09.2022 – 27.10.2022
Объект контроля - учащиеся 1 класса
Формы и методы работы – наблюдение, беседы, урок
У каждого ребенка, пришедшего в школу, начинается новый этап в его жизни: появляется новый вид социально значимой деятельности (учебный), предъявляются новые требования, возникают новые обязанности, складываются новые отношения. Все это требует большого напряжения физических и нравственных сил.
Первый год обучения в школе чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребёнка. Адаптация ребёнка к школе – довольно длительный процесс. Ни день, ни неделя требуется для того, чтобы маленький ученик освоился в школе. Несомненно, главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю. И поэтому в начале учебного года передо мной стояла главная цель – помочь каждому ребенку адаптироваться к школьным условиям.
В первом классе – 5 детей. Из них девочек – 3, мальчиков – 2. Возрастной состав: все -2015г.р., всем исполнилось 7 лет. Дети достаточно взрослые и ростом высокие.
Все из полных семей – 5. Многодетных семей –1. До поступления в школу все посещали детский сад. Дети общительные. На контакт со взрослыми идут легко. К началу учебного года д вое из 5 знали все буквы и читали по слогам. Одна ученица научилась читать по слогам. Еще двоим нужна помощь. Еще не все вошли в учебный процесс, отвлекаются, разговаривают. Не могут запомнить изученные буквы. Чтение по слогам не получается, хотя ознакомились с достаточным количеством букв. У двоих учащихся речь не четкая. Один ученик не может сразу выговорить слова. Письмо получается удовлетворительно. У одного ребенка слабо развита моторика рук.
На уроках математики научились воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, моделировать разнообразные расположения объектов в пространстве по их описанию. И с использованием слов (вверху, внизу, за, между), но (слева и справа) еще путают. Учимся сравнивать числа в пределах 10, стараемся соотносить предмет и цифру; классифицировать предметы по цвету, по форме, размеру. Но один ученик до сих пор путает цифры.
Устный счет слабый (на пальцах).
В начальный период обучения были созданы благоприятные условия для адаптации (сокращенный рабочий день, три урока по 35 минут, на уроке в обязательном порядке проводятся две физкультминутки в игровой форме. Классное помещение проветривается во время перемен, уровень освещенности соответствует санитарным нормам. Организовано рациональное питание. Горячим бесплатным питанием охвачены все дети.
Пока еще для некоторых детей характерны такие качества, как невнимательность, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением. Это связано с особенностями их психики, поэтому я стараюсь не делать резких замечаний, не одергивать их, стараюсь фиксировать внимание на положительных проявлениях ребенка. В процессе обучения учитываю индивидуальные особенности ученика. Стараюсь подчеркивать достоинства и успехи детей. С самого начала поддерживаю общую самооценку ребенка. Для этого использую правила: не скупиться на похвалу, словесная похвала, кивок головой, улыбка, хвалить исполнителя, предлагаю ребёнку оценить себя и друга.
Воспитательные моменты включаются в урок, на перемене воспитание происходит по ситуации.
В целом родители заинтересованы жизнью своих детей, ожидают от них положительных результатов с учетом способностей детей. Регулярно посещают школу. Оказывают помощь классу, стараются сотрудничать с учителем вырабатывать единство требований семьи и школы. Но к сожалению, есть и родители, которые часто заняты своими делами. 27 октября провели первое родительское собрание, где присутствовали родители только троих детей. Родителям даны рекомендации, как помочь ребенку в адаптационный период. Также получили задания на осенние каникулы.
Обучающиеся на момент поступления в первый класс имели недостаточный уровень подготовки к школе и в течении двух месяцев дети по-разному адаптировались к школе. В основном освоилась с режим работы в школе, на уроках активны.
Каждого ребенка обучаю на уровне его возможностей и способностей. Проводя наблюдения, пришла к выводу, что у большинства детей сформировалась положительное отношение к школе, дети школу посещают охотно. Таким образом, задачи, которые были поставлены на адаптационный период, выполнены. Условия, для того, чтобы ребёнок быстро и безболезненно приспособился к школьной жизни, были мной созданы. Адаптационный период в первой четверти не заканчивается, так как ребенок постоянно приспосабливается. А моя задача ему в этом помочь. И на следующую четверть поставила перед собой такие задачи: продолжить создавать ситуацию успеха; способствовать сплочению классного коллектива; формировать доброжелательные отношения между одноклассниками; создавать условия для сохранения и укрепления здоровья; развивать творческие, интеллектуальные и физические возможности детей.
Родителям рекомендуется больше уделять внимания детям, проявлять заинтересованность в их обучении, чаще бывать на свежем воздухе, ограничить время на просмотр телевизора и игр на компьютере. Приобрести наборы для детского творчества, которые способствуют улучшению мелкой моторики.