4 – ноября. День народного единства Что рассказать о нем детям
4 – ноября. День народного единства Что рассказать о нем детям
Предлагаемая методическая разработка основана на опыте работы объединения «Умелые руки» и призвана сориентировать педагогов в пространстве тематики, помочь в выборе форм организации деятельности в преддверии празднования Дня народного единства 4 ноября.
Данная методическая разработка будет интересна педагогам любой формы обучения детей.
Цели и задачи мероприятий ко Дню народного единства:
- формирование гражданственности и патриотического самосознания подрастающего поколения;
- воспитание у обучающихся уважения к истории и культуре своего народа;
- развитие мировоззренческих убеждений;
- формирование патриотической позиции на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«4 – ноября. День народного единства Что рассказать о нем детям»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ»
города Каменск-Шахтинский
Принято на методическом совете
протокол № ___от __
4 – ноября. День народного единства
Что рассказать о нем детям
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
(Для педагогов любой формы обучения детей)
Педагог дополнительного образования
высшей категории Шемонаева Е.А.
Содержание
I
Пояснительная записка
II
Основная часть
1
О празднике
2
Возможные формы проводимых мероприятий
3
Список возможных мероприятий
4
Методические рекомендации
5
Рекомендации по организации тематических выставок
6
Методические рекомендации акции «Мы непобедимы»
7
Методические рекомендации по организации и проведению квест-игры «Россия – многонациональная страна»
8
Итоговые тезисы
III
Список литературы и интернет ресурсов
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это не только воспитание любви к родному дому, семье, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результату его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общественным праздникам. Проведение мероприятий патриотического направления очень важно в воспитании подрастающего поколения, ведь формирование отношения к своей стране начинается с детства.
Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. Эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Предлагаемая методическая разработка основана на опыте работы объединения «Умелые руки» и призвана сориентировать педагогов в пространстве тематики, помочь в выборе форм организации деятельности в преддверии празднования Дня народного единства 4 ноября.
Цели и задачи мероприятий ко Дню народного единства:
- формирование гражданственности и патриотического самосознания подрастающего поколения;
- воспитание у обучающихся уважения к истории и культуре своего народа;
- развитие мировоззренческих убеждений;
- формирование патриотической позиции на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок.
Проводимые мероприятия дают возможность напомнить нам всем о наших общих корнях, в полной мере осознать, что единство народов во все времена было и остаётся главной национальной идеей России, залогом её достойного будущего, понять, что для того, чтобы добиться национального успеха, все мы должны быть вместе, независимо от возраста, рода занятий, национальности и политических пристрастий.
Данная методическая разработка будет интересна педагогам любой формы обучения детей.
II. Основная часть
О празднике
День народного единства– российский государственный праздник. С 2005 года отмечается 4 ноября. Этот праздник был учреждён в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов в 1612 году, и приурочен ко Дню Казанской иконы Божьей Матери.
4 ноября мы отдаем дань событиям, когда общество, встав на сторону государства, спасло его от неминуемой гибели. Смертельная опасность объединила все патриотические силы страны. Народное движение спасло русскую государственность. В пору безвременья проявились лучшие черты русского народа – его стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради неё пожертвовать жизнью. «Именно поэтому мы празднуем эту дату как день сохранения и спасения не только русского государства, но и русского народа – его бы просто не было, если бы Смутное время не удалось преодолеть». Эти слова принадлежат Патриарху Всея Руси Алексию II.
В День народного единства в разных городах нашей страны организуются митинги, шествия, концерты, благотворительные акции и другие массовые мероприятия. И учреждения дополнительного образования тоже не остаются в стороне. Настоящее методическое пособие включают в себя материалы, призванные помочь педагогам при планировании, подготовке и проведении мероприятий, посвященных Дню народного единства, и никоим образом не ограничивают их творческий поиск в данном направлении.
Учитывая значимость события, подготовка и проведение Дня народного единства (4 ноября) открывает широкие возможности для решения целого ряда задач в рамках воспитательной деятельности учащихся и их родителей. Для реализации поставленных целей могут использоваться разнообразные виды и формы работы: интегрированные, проблемные, театрализованные, дискуссии, мини-конференции, обсуждение сообщений учащихся, презентации, и т.д., позволяющие сформировать у учащихся активное отношение к изучаемым событиям, умения анализировать и определять их значение в судьбе Отечества.
В приложении 1 можно посмотреть историческую справку об истории праздника и некоторые дополнительные материалы для планирования мероприятий.
Возможные формы проводимых мероприятий
Среди многообразия возможных форм проводимых мероприятий необходимо выбрать оптимальную, которая бы отвечала следующим принципам:
1. Соответствие выбранной формы теме проведения мероприятия.
2. Ресурсные возможности.
3. Интеллектуальные и психологические потребности обучающихся.
4. Эффективное достижение результатов при выборе данной формы.
Некоторые примеры форм мероприятий:
− занятия интегрированные, проблемные, театрализованные, дискуссии;
− конференции, экскурсии;
− конкурсы творческих работ по теме «День народного единства»;
− конкурс рисунков или праздничных стенгазет обучающихся;
− беседы о героях народного ополчения;
− выставки фотографий «История страны в истории моей семьи» и др.
− социальные акции «Поздравь с праздником»;
− музейные занятия, выставки;
− конкурсы интерактивных открыток;
− фестивали национальных культур;
При конструировании воспитательных мероприятий необходимо учитывать возрастные и психолого-педагогические особенности обучающихся.
В рамках мероприятия можно оформить стенд «Дерево Единства» или «Цветок Единства». На стволе дерева или серединке цветка написать слово «ЕДИНСТВО». Предложить детям самим ответить на вопрос: «Что такое единство?» (как они сами понимают это) и написать свои ответы на листьях дерева или лепестках цветка. Для обучающихся 1 класса, которые будут затрудняться с определением, можно заготовить листья и лепестки с готовыми ответами (согласие, объединение, дружба, надежда, мир, доброта и др.), и пусть они выберут то, что им понравится и сами прикрепят листочки к дереву или лепестки к цветку.
Девизом могут стать слова: «Один посадит дерево, а все вместе сад».
Список возможных мероприятий
Выставки: «Навеки в памяти народной», «Славный день в истории России», «Россия – Родина святая», «Духом славные, народные сыны», «Ты всё смогла, моя Россия», «Славься ты, Русь моя!»
Тематические беседы: «Живи и здравствуй, Русь святая!», «С поклоном русскому народу», «Но время смутное, невзгоды Русь не забудет никогда!», «На Руси большой не бывать врагу», «Под звон колоколов единство обрели».
Беседы-портреты: «Славные сыны державы», «Спасители земли русской: Минин и Пожарский», «Храни себя, Россия, Русь!: Чудотворные иконы», «Герои смутного времени».
Интеллектуальные турниры: «И славит стих былых героев», «Победой вписана строка»
Исторические брейн-ринги: «Летопись русской славы», «Ушли в историю года», «Имя России».
Викторины: «Загадки истории», «Путь через века», «Дни великой Смуты», «Примером сильны и сердцем отважны», «Нет в мире краше Родины нашей: Пословицы и поговорки разных народов», «День народного единства» (приложение)
Видео-знакомства, видео-путешествия по страницам истории России: «День народного единства через летопись веков», «Лишь тот достоин уваженья, кто чтит историю свою», «Защитники земли русской», «Герои в бронзе: История одного памятника», «И матушка Россия будет помнить вас».
Беседы с показом слайд-презентаций: «Мы будем все едины», «Судьба России в свете православия», «Россия – территория единства!», «День народного единства: к истории праздника», «Истоки человеческой мудрости: История мировых религий», «Предков чтить, дела их помнить», «Минин и Пожарский – защитники земли русской».
Патриотический минуты: «О чём рассказали потомки», «Будущее России – в единстве», «Все мы разные, а Родина одна», «Мы непобедимы, если мы едины», «Россия – страна единства и согласия», «Во благо России – о прошлом для будущего», «Гражданское служение России», «В ответе за прошлое, настоящее и будущее», «Их подвиг жив и вечен».
Информационные минутки: «Что нас объединяет?», «Отчизна наших надежд», «России славные сыны: Наши современники», «От раздоров к единению».
Минуты интересных сообщений«Россия – страна единства и согласия»
Выставка-панорама, выставка-фотогалерея: «И я с тобой, Россия, навсегда!», «Уголок России – Отчий дом».
Выставка творческих работ: «В семье единой».
Дни творчества: «Единства день провозглашая», «Будущее России в единстве», «Я люблю свою Россию».
Творческие мастерские, мастер-классы: «Дружба народов», «Наш любимый край родной», «Праздник к нам приходит», «Дом идей – дом затей».
День уважения и терпения (Обычаи и традиции разных народов) «Вместе мы – Россия!», «Дружба без границ»;
- Праздник национального костюма «Все краски солнца»;
- Акция «Ты лети, воздушный шар» (дети прикрепляют к шарам письма-пожелания «Что бы я хотел сказать людям нашей страны»).
Тематические акции предоставляют безграничные возможности сотворчества педагога и обучающихся, дают право применять нестандартные подходы к решению проблематики темы в формате проведения мероприятий. Акция – это всегда действие, часто краткое, яркое, иногда масштабное и долгосрочное. В пределах коллектива объединения, образовательного учреждения акции позволяют использовать креативные точечные технологии для достижения поставленных целей.
Основные принципы проведения акций: наличие активных действий, достижение целей и результатов, коллективный подход, применение креативных технологий, использование информационных технологий.
Все предложенные мероприятия должны быть направлены на формирование знаний об истории праздника, о его необходимости, о современном понятии единения народов России, на воспитание в детях чувства взаимопонимания, милосердия, заботы о людях, гордости за нашу Родину и её героев.
В ходе мероприятий ребята должны понять, что история России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Соединяет людей и народы дружба, и сильна Россия только тогда, когда она едина. Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник - День народного единства. Это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия.
4. Методические рекомендации
Вне зависимости от выбранной педагогом формы проведения и темы мероприятия при его подготовке и проведении необходимо сохранить общие идейные установки, связанные с формированием у детей младшего школьного возраста:
элементарных представлений об истории государственного праздника - Дня народного единства - его историческом, общественном и нравственном значении для народов нашего государства.
положительного эмоционального отношения к данному празднику.
Мероприятие должно быть направлено на достижение следующих планируемых результатов:
– формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России на основе возможностей региональной культурной среды;
– формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
– формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям;
– овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.);
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий, отнесения к известным понятиям;
– готовность слушать собеседника, отвечать на вопросы и вести диалог.
Успех мероприятия во многом будет обусловлен тем, насколько педагогу удастся создать праздничную атмосферу, живой интерес к празднику и положительный эмоциональный настрой каждого ребенка на участие в нем.
В связи с этим в рамках мероприятия целесообразно использовать;
аудиозаписи гимна Российской Федерации, Донского края, авторских песен, посвященных празднику;
презентационные материалы, позволяющие продемонстрировать фото, картинки, книжные иллюстрации (государственные символы Российской Федерации и Донского края; изображение памятника Д. Пожарскому и К. Минину на Красной площади; изображение Казанской иконы Божией Матери; живописные образы Д. Пожарского и К. Минина и др.)
мультипликационные фильмы.
За счет этого обеспечивается накопление чувственного опыта ребенка школьного возраста, реальных ярких впечатлений, которые важны для успешного познания окружающего.
5.Рекомендации по организации тематических выставок
Выставка – простой и доступный метод нестандартного акцентирования на конкретной теме, это способ мотивирования обучающихся на самостоятельные исследования через сопричастность к происходящему и результативность командной работы.
Воспитательная система образовательного учреждения, система работы педагога дополнительного образования должна способствовать развитию интеллектуального и творческого потенциала обучающихся вне зависимости от степени их изначальной одаренности.
Участие в выставках позволяет обучающимся расширять и систематизировать свои знания, формировать ценностный взгляд на предмет исследования, вносит элемент новизны, дисциплинирует, развивает коммуникативные и командные навыки, культуру речи.
Принципы организации выставок:
-правильный выбор места и времени, соответствующих тематике выставки;
-формирование грамотного технического задания для сбора экспонатов, соблюдение правил хранения экспонатов.
Проведение информационной кампании для потенциальных посетителей, модерирование выставок, организованных в сети Интернет, соблюдение авторских прав, грамотное размещение и систематизация экспонатов, наличие последействия.
Эффективное использование выставок в воспитательном процессе способствует развитию и совершенствованию системы воспитания обучающихся средствами музейной педагогики и исследовательской деятельности, направленной на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования личности обучающихся, их активной жизненной позиции, чувства ответственности за судьбу страны.
Организация и проведение выставок помогает творческой самореализации обучающихся, способствует всемерному поощрению творческого поиска как условия конкурентоспособности личности.
6. Методические рекомендацииакции «Мы непобедимы»
Акция «Мы непобедимы» проводится силами всех обучающихся. В основе – идея взяться за руки и образовать круг. Независимо от возраста, национальности, команда может все! Перед мероприятием проводится беседа на тему «История праздника «День народного единства», делается вывод о силе единения народов России.
Мероприятие рекомендуется к проведению накануне праздника «День народного единства».
Технология проведения.
1. Беседа в объединениях «История праздника «День народного единства».
2. Построение всех участников. Взявшись за руки, замыкая круг. Звучат песни о России.
4. В момент соединения круга ведущий говорит слова о патриотизме, единении, дружбе.
5. Участники хором говорят: «Вместе мы едины – мы непобедимы!».
7. Методические рекомендации по организации и проведению квест-игры «Россия – многонациональная страна»
Квест-игра «Россия – многонациональная страна» проводится силами педагогов дополнительного образования.
Актуальность мероприятия.
Воспитание патриотических чувств у детей – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, родному городу и родной стране. Работа по данным направлениям имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, маленькие россияне.
Участниками квест-игры являются обучающиеся младшего школьного возраста.
Цель квест-игры: знакомство обучающихся с народами, проживающими на территории России. Формирование у них уважения к истории и культуре народов России через знакомство с народами, проживающими на территории Российской Федерации, с их традициями и обычаями..
Задачи:
Образовательные задачи:
расширять представления детей о людях разных национальностей, проживающих в России;
актуализировать имеющиеся знания детей о национальных особенностях жителей РФ (национальные костюмы, жилища, традиции).
продолжать знакомить детей с этикой межнационального общения.
Воспитательные задачи:
воспитывать доброжелательное отношение к обычаям и традициями народов России,
воспитывать любовь к своей Родине и желание больше узнать о ней.
Развивающие задачи:
развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать о жизни народов России;
расширять активный словарь детей, фантазию, воображение.
Предлагаемая форма проведения квест-игры в формате прохождения станций.
Технология проведения
1. Разработка маршрута прохождения станций и сценариев работы станций. Участникам предлагается познакомиться с народными играми. Количество станций и формат их работы определяется организатором.
2. Слова организаторов и ведущих о празднике.
3. Деление участников на команды. Проведение инструктажа для участников квест-игры.
8. Итоговые тезисы
1. День народного единства — российский государственный праздник. Отмечается 4 ноября, начиная с 2005 года. Этот праздник установлен в честь важного события в истории России — освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, и приурочен ко Дню Казанской иконы Божией Матери.
2. При подготовке и проведении специальных мероприятий необходимо использовать не только традиционные формы, но и инновационные коммуникационные технологии, мультимедийные возможности.
3. Каждое мероприятие уникально, и эту уникальность придает не только материал и знание темы, использованные приемы, но и уникальность личностей педагога и детей, именно в содружестве и сотворчестве которых рождаются самые эффективные методики и приходят настоящие результаты.
III. Список литературы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2004 № 201-ФЗ «О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации»
2. В.Е. Шматов, Великая дата России // Знамя (Чкаловск). – 2004. – 26 окт.
3. В.Е. Шматов. Князь Пожарский — человек высокой веры, чести и долга. Материалы межрегиональной научной конференции ″ПЕТРЯЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ″, Киров, 2005.
Интернет ресурсы:
https://ru.wikipedia.org
http://nashashcola.ru
http://detskiychas.ru Викторина «4 ноября – День народного единства» (с ответами)
http://festival.1september.ru/ Разработка тематического занятия. Сценарий праздничной квест-игры "День народного единства"
http://scholtro.narod.ru/metodika/SovremUrok.htm
peschanmcb.rnd.muzkult.ru День народного единства. Методические пособие «Страна непобедима, когда един народ»
perevolockcdt.ru Методические рекомендации для организаций дополнительного образования детей по организации образовательных событий, посвящённых Дню народного единства (4 ноября)
romcveid.ru Методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий, посвященных дню народного единства
nsportal.ru Методические рекомендации по организации и проведению учебно-воспитательных мероприятий ко Дню народного единства (4 ноября)
multiurok.ru Методические указания по проведению классного часа "День народного единства"
infourok.ru Методическая разработка на тему: «День народного единства» Разработчик: Зайцева В.И.
docs.edu.gov.ru Методические рекомендации по организации и проведению тематических уроков согласно Календарю образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА (4 ноября)
solncesvet.ru Методическая разработка "День народного единства" ☼ | Черепанова Людмила Александровна. Работа №234927
https://www.kommersant.ru/doc/6310795 День народного единства: суть и история праздника 4 ноября