Просмотр содержимого документа
«4 критерия готовности к школе»
4 критерия готовности к школе
Сейчас в образовании вступительные испытания при поступлении в первый класс запрещены. Проводить их можно, если родители согласны. Но вот учитывать их при приеме первоклассников нельзя. А решение о том, в каком возрасте ребенку идти в школу, принимают родители, опираясь на свой опыт и представления о благе для ребенка. И оказывается, что в одном классе могут учиться дети с разницей в два года. Это в первом классе особенно заметно, ведь чем дети младше, тем существеннее отличия в развитии при разнице в возрасте год-два.
Выделяют четыре основных момента, по которым определяют готовность ребенка к школе. 1. Мотивация
Первое, в чем должен созреть будущий школьник, это, несомненно, желание учиться. Учиться в смысле трудиться, достигать результата через преодоление себя.
Если такой интерес есть — желание достичь успеха через «постараться, потерпеть и все получится», это первый показатель взрослости и готовности быть учеником. Ведь, по большому счету, учеба в первом классе не требует особых глубоких знаний. Она требует системного труда, ответственности и соблюдения правил.
Совет по определению уровня мотивации: Эти способности можно легко проверить дома, не прибегая к услугам специалистов. Если заниматься предложенным делом регулярно и примерно по часу, можно увидеть, сохраняется ли у ребенка интерес к работе долгое время. Или же он ждет быстрого результата, сиюминутного и не готов пока прикладывать усилия для достижения результата отложенного.
Первое, в чем должен созреть будущий школьник, это, несомненно, желание учиться
Иногда мотивация к обучению у дошкольника видна ну просто невооруженным глазом. Она вытекает из того, насколько усложнились и затруднились его игры
Желание трудиться, создавать, терпеливо идти к намеченному результату — это и есть учебная мотивация. И ее нужно дождаться. Не сидеть и ждать, конечно. Предлагать подходящие игры, отдавать в подходящие секции, читать подходящие книги. Ребенок должен наиграться в простые игры, научиться играть в игры, в которых нужно трудиться. Постепенно игры уйдут, а труд останется. И если все сделать правильно, то и удовольствие от труда останется.
Отдавать в школу ребенка, который не готов пока достигать результата в труде — это бессмыслица. Вам же потом придется десять лет ходить по учителям и завучам, приговаривая «мой ребенок уже в пять лет умел читать, а вы у него отбили желание учиться!». 2. Двигательное развитие и моторика
То, что развитие ловкости и чувствительности пальчиков взаимосвязано с развитием интеллекта в самом широком смысле, сегодня известно уже, не побоюсь преувеличить, всем.
Конечно, мы не заставляем больше сортировать гречку и пшено по разным тарелочкам. Хотя в некоторых советских книгах по педагогике, которые я читала в прошлом веке, такое упражнение было рекомендовано для дошкольников. Сегодня мы записываем в студии лепки и бисероплетения. И это, безусловно, полезно, точно так же, как и вязание крючком или макраме.
Видимо, такими испытаниями проверяется также терпение. В школе от ребенка будут требовать очень многого: ровно проводить линию, аккуратно писать, лепить мелкие детали, попадать цифрами в клеточки. Его пальчики должны быть готовы, должны успевать за его мыслями. А у некоторых мам, у которых не хватает терпения подготовить детские пальчики к школьным нагрузкам, сегодня актуально просто назвать своего ребенка «дисграфиком». Ребенок должен лазить, бегать, карабкаться и кататься.Отдельно нужно иметь в виду двигательное развитие. Ребенок должен уметь понимать окружающее его пространство, видеть и принимать во внимание предметы и объекты вокруг себя. Ему нужно научить осознавать себя, свое тело в окружающем мире. Есть даже такие исследования, в которых дети, которые лазили по горкам, полосам препятствий и всяким прочим лабиринтам, в будущем лучше усваивали приставки и предлоги: над, под, с, в, между. И они же демонстрировали лучшее понимание и пространственное мышление на уроках геометрии в старших классах. И это как раз тот аспект развития, который электронными моделями или даже конструкторами не заменишь. Значит, готовясь к школе, в перерывах между школами раннего развития и балетом ребенок должен лазить, бегать, карабкаться и кататься.
Среди первоклассников всегда можно увидеть нескольких ребятишек, у которых этот момент развития упущен родителями. Они, заходя в столовую, врезаются в дверь, а вставая из-за парты, опрокидывают стул, на уроках физкультуры — не могут убрать мячи на полку. И я понимаю, как сложно объяснить маме ребенка, который читает и считает в пять лет, что пока он не научится ровно раскрашивать и слезать с турника, ему рано идти в школу.
3. Эмоционально-волевая готовность
Школьнику очень важно уметь управлять своими эмоциями. Уметь сдерживать себя, выражать свои чувства уместно и конструктивно. Это, кстати, учительницам и мамам школьников тоже важно. Но с них, видимо, это не так строго спрашивается, как с семилеток.
«Каждый день в школе — это проверка на волевые качества, на способность управлять своими эмоциями»
Если первоклассник не может своими эмоциями управлять, сам успокаиваться или «откладывать» острые эмоциональные реакции до встречи с родными, ему придется очень нелегко. Ведь каждый день в школе — проверка на волевые качества, на способность управлять своими эмоциями.
Если первокласснику выдать проверенную пропись с исправлениями, пусть даже без оценки, он видит, что исправлений много, что он сделал не идеально, он расстроится. Отсюда и замечания на уроках, и драки на переменах, и грубость в адрес окружающих.
Вот к этому нужно готовить. К умению управлять собой, владеть собой. А не к таблице умножения. Именно волевые качества нужно тренировать. Без них придется столкнуться с тем, что учителя все придираются, одноклассники дружить не хотят, а ребенку в школе то ли не интересно, то ли слишком трудно.
Совет «Как оценить уровень развития эмоционально-волевой сферы»: Отследить этот аспект развития очень легко. Если человек может спокойно высидеть в театре, потерпев с едой и туалетом до антракта, а потом пересказать бабушке сюжет спектакля, он точно сможет провести день в школе без особых эмоциональных потрясений.
Или если он смиренно примеряет в магазине всю одежду, которую подносит мама, а папе не приходится силой его удерживать и обещать за этот подвиг мороженое и прочих роботов.
Но если ребенок постоянно капризничает, переключается с одного занятия на другое, злится, если не удается бросить начатое, школа его от этого не избавит. Наоборот, это будет мешать ему вплоть до старших классов. Потому что он был не готов. Ему нужно было время. А его родители посчитали, что в семь с половиной будет уже поздно, опасаясь то ли армии, то ли попасть не к той учительнице, то ли общественного мнения о недостаточной развитости чада.
4. Интеллектуальная готовность
Этот аспект, конечно, важен, но все-таки знания вторичны. Без готовности их получать, без эмоциональной зрелости, желания учиться и двигательного развития проблемы неизбежны. Виноваты окажутся все, кроме тех, кто принял решение отдать в первый класс ребенка уже за то, что он читает и считает:
«Как у него может быть тройка по чтению, если он «Конька-горбунка» с трех лет наизусть знает?»
«Это ему сосед по парте мешает, наш мальчик баловаться не приучен»
«Да он таблицу умножения в пять лет наизусть, а вы ему двойку за контрольную! Жаловаться будем!»
И прочее, и прочее…
Нужно ведь не просто уметь читать, а читать то, что предписано программой. А это не всегда соответствует личному интересу ученика.
Также нужно не просто писать, а вписывать буквы в строчки, соединяя их по строго соблюдаемым правилам. Еще нужен правильный наклон, правильный захват ручки и ровная спинка. А это снова борьба зрелости, а не знаний.
И даже в математике побеждает не тот, кто раньше начал считать, а кто правильно прочитал или услышал задание. Например, требуется записать только ответ, а не весь пример.
Я наблюдала за своим сыном, которого отдала в школу до того, как ему исполнилось полных семь лет. И несмотря на то, что исключения есть, я бы предпочла, чтобы мой сын проживал школьные годы так, как это делают те, кто стал первоклассником вовремя, будучи всесторонне готовым к этому.