kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Золотое правило поведения, в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Золотое правило поведения, в начальной коле

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Золотое правило поведения, в начальной школе.»

«Золотое правило этики в начальной коле».

Цель:

●Дать представление об этике, этичном поведении.
Усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения.

Задачи:

●Усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения.

● Воспитывать чувство любви к ближнему.

● Развивать логическое мышление, память, речь.

Оборудование:

выставка детских работ, мультимедийная презентация, фотографии и изображения православных храмов, Евангелие, Библия, репродукция картины Паленова «Христос и грешница»

Основные термины и понятия:

Этика. Христианская этика. Заповедь. Милосердие.


Ход урока


  1. Организационный момент.


  1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.


Слайд 2.

  1. Представление учащимися работ социальной рекламы по теме «Спешите делать добро!», которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице.

  2. Пословицы, стихи о добре и милосердии.


Что такое доброта? -
Вымыть миску у кота,
Напоить водой цветок
(Он ужасно одинок),
Починить сестре игрушку,
Пропустить вперёд старушку,
Грусть лечить любви словами,
Помогать усталой маме,
А девчонке незнакомой
Донести портфель до дома.
От тепла и доброты
Распускаются цветы,
Согревает всех она,
Словно лучик из окна.


Подумайте сами, ребята, случается так почему – Е. Андреева
котенка один обижает, другой лечит лапку ему.


Один воробья из рогатки старается сбить наповал,
другой, чтобы выходить пташку, с земли воробья подобрал.


Один ранит палкой лягушку, в костер ее тащит живьем,
а кто-то из лужи-ловушки мальков перенес в водоем.


Подобных примеров немало, подобных поступков не счесть.
Закон доброты правит жизнью, у всех доброта в сердце есть!



Легко обидеть собаку - Л. Ерохина

а проще – бездомную кошку,
И громко смеяться над другом,

поставив ему подножку.

Легко не слушаться маму,

а проще – топнуть ногою,
Забыв, что она ведь устала,

но всё же играет с тобою.

Легко быть злым и упрямым,

на ключ заперев своё сердце.
Но проще быть добрым самым,

души распахнув своей дверцы.

Тогда ты погладишь собаку

и дашь молока котёнку,
А вместе с хорошим другом

ты будешь смеяться звонко!

Увидишь, что маме плохо,

её пожалеешь, обнимешь,
И мамину за день усталость

ты, словно рукою, снимешь.

Пожалуйста, добрым будь!

Люби и животных, и книжки,
И будет тебе благодарен

даже простой муравьишка ...

Добро возвратится добром.

Улыбка улыбкой вернётся
И в сердце горячем твоём

только добром отзовётся!


Добро творить – себя веселить.

Добрые слова дороже богатств.

Добро наживай, а худое избывай.

Делай другим добро – будешь сам без беды.

Жизнь дана на добрые дела.

Злой плачет от зависти, добрый от радости.

На добрый привет – добрый и ответ.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Никакое худо до добра не доведёт.

При солнце тепло, а при матери добро.

Рожь да пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.

С добрым жить хорошо.

Худо тому, кто добра не делает никому.


Слайд 3.

  1. Выбери верный ответ.

Заповеди даны человеку для того, чтобы:

● жизнь человека стала сложнее, потому что соблюдение правил всегда сложно;

●жизнь человека стало материально стабильной. Человек соблюдает заповеди – Бог должен обеспечить человека всем необходимым для его жизни;

● жизнь человека стала лучше, потому что, соблюдая правила человек ближе к Богу и делается более нравственным.


Слайд 4.

4. Выберите то поступок, который можно назвать милосердным:

● не обращать внимания на чужие беды и горести;

● помогать людям, которые в этом нуждаются;

● помогать людям, надеясь получить награду.


Слайд 5.

5. Продолжите предложение:

Ближний для меня …


  1. Выявление восприятия, мотивация.


Слайд 6.

- Как вы думаете, сплетня – это передача верных или лживых сообщений?
- Всегда ли хорошо передавать другим людям даже верные подробности чужой жизни?

  1. Работа с новыми понятиями. Слайд 7

► Сформулируйте свое определение «этики». (Выслушиваются ответы детей.) В переводе с греческого это «обычай». Этика – наука, которая изучает человека, характеры, нравы, мотив и поведение людей с точки зрения представлений о добре и зле. Основал ее в Древней Греции философ Аристотель.

►Сформулируйте свое определение «нравственности».
Это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Беседа.

-Что общего в понятиях «этика» и «нравственность»? Чем отличаются?


►Вывод: Термины «этика» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означают единое понятие – «нрав», «обычай»

  1. Золотое правило этики.


  1. Слайд 8

Представь, на улице поднялся ветер и несет тебе в лицо пыль и мусор. Неужели ты раскроешь глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом... Какая тебе польза от того, что ты слышишь? А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о тебе…


Притча. Один человек пришел к своему Наставнику и спросил:
- Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг?
- Подожди, - остановил его Учитель, - просей сначала все, что ты собираешься сказать через три сита.
- Три сита?
- Прежде, чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты хочешь сказать мне, есть правда?
- Да нет, я просто слышал…
- Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда, это или нет. Тогда просеем это через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
- Нет, напротив…
- Значит, продолжал Учитель, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо услышать мне то, что ты хочешь рассказать?
- Нет, в этом нет никакой необходимости…
- Итак, заключил Наставник, - в том, что ты хочешь сказать мне нет ни правды, ни доброты, ни необходимости.
Зачем тогда говорить это?

Христос сказал: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Это правило принято называть золотым правилом этики.

В другом виде оно звучит: Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них.

Чтобы не доверять сплетням, важно знать, что сплетник очень часто переносит на другого человека ту грязь, которая живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен.


  1. Запись темы урока в тетрадь.


  1. Работа с репродукцией Поленова В.Д. «Христос и грешница».
    Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках.


  1. Слайд 9

Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было казнить. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.
(Работа по репродукции Паленова В.Д. «Христос и грешница»)


- Рассмотрите картину. Как Христос защитил женщину?


Слайд 10. Чужие грехи.

В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.


Соотнесите эту притчу со словами Иисуса Христа, сказанными на Нагорной проповеди.


Слова Христа из Евангелия: слайд 11

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.


  1. Работа по учебнику. Слайд 12.


Комментированное чтение статьи, выборочный пересказ текста.


Осуждение других людей плохо еще и тем, что оно слишком упрощает мир и человека. А человек сложен. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Неудачник одной минуты может оказаться добрым гением следующего дня. Разве не бывает так в спорте? Футболист проваливает один эпизод или матч – но тем не менее блестяще играет в других встречах.

Вот человек, который однажды поступил некрасиво. Неужели он уже никогда не сделает ничего замечательного? Даже школьный хулиган может стать героем. Иногда это происходит сразу за школьным порогом. В 17 лет он кончил школу. В 18 его призвали в армию. В 19 он сделал то, чего и сам от себя не ожидал…

Так как же избежать осуждения человека? Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека. Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» - я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке и поставлю на нем клеймо.


  1. Самостоятельная работа учащихся.


Выпишите предложения, которые говорят об осуждении и неосуждении поступков человека, придумайте и напишите свои предложения со словами - неосуждение, любовь к ближнему.


  1. Слушание рассказа о святом Серафиме Саровском. Слайд 13


Великий пример неосуждения дал нам святой Серафим Саровский. Однажды подошли к старцу три неизвестных человека, одетые по-крестьянски, и приступили с требованием денег. Они думали, что у него их много: «К тебе ходят мирские люди и носят деньги». Серафим ответил им, что он «ни от кого и ничего не берёт». Они не поверили и напали на него, стали жестоко бить. Преподобный Серафим решил претерпеть всё, чтобы потом не было на нём никакой вины, хотя от природы был сильным. Разбойники, избив его до бесчувствия, стали обыскивать келью старца, в своём упорстве даже разломали печь, разобрали пол, но ничего не нашли, кроме икон да нескольких картофелин. Тогда они поняли, на кого подняли руку, опомнились от злой, убийственной корысти, овладевшей ими, и в страхе побежали прочь. Серафим же, придя в себя от страшных побоев, помолился Богу, чтобы Он простил разбойников, и поблагодарил Его за то, что сам не осудил их. Злодеи же впоследствии просили у него прощения и каялись.

- Почему так поступил Серафим Саровский?


  1. Работа в группах.Слайд 14


  1. Задание: рассмотрите иллюстрации к известным вам произведениям и сформулируйте свои правила.


  1. Обобщение. Слайд 15

  1. Выбери верный ответ:

Если кто-то из приятелей и друзей начинает сплетничать, то надо:

● принять участие в осуждении чужих недостатков;

● осудить осуждающих;

● сказать ребятам, что осуждать нехорошо и попытаться перевести разговор на другую тему.


Слайд 16+17

Представьте, что один из этих мальчиков, разглядывающих игрушки в витрине магазина, похвастался, что у него есть «вон такая же заводная игрушка», хотя ее у него нет.

Навредил ли он этой неправдой другим ребятам? (дети отвечают)

Другим пока нет, только себе, потому что в душе его вместе с ложью поселился страх разоблачения. Жить со страхом в душе очень трудно. Но тайное всегда рано или поздно становится явным. И вот однажды ребята просят: «покажи нам свою игрушку?» Если мальчик откажется, то обидит отказом ребят и они будут считать его хвастунишкой и жадиной. А если сознается, что сказал неправду, то обидит друзей ложью, и они будут считать его врунишкой. Может даже, дружить с ним перестанут.

Нужно всегда быть честным, даже если никто не видит твоей неправды. Наша «неисправность» души, как и неисправность кораблей, так или иначе, наносит вред и нам и другим.

Как вы думаете, всегда ли этот мальчик говорит неправду? (дети отвечают)

Правильным ли будет поставить на нем клеймо лжеца? (дети отвечают)

Нет. Потому что указать надо на грех, оценить поступок мальчика, а не его самого.


Люби грешника и ненавидь грех

Что должен сделать мальчик, чтобы исправить свой поступок? (дети отвечают)

Покаяться, попросить прощение.

А что должны сделать ребята? (дети отвечают)

Пожалеть и простить.



2. Закончи предложение. Слайд 18

Осуждение других людей …

●просвещает человека

●обогащает человека

●разрушает человека.


3. Ответьте на вопросы. Слайд 19.

- Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»?

- Как уберечься от осуждения других? Сформулируйте свои правила.

- Как увидеть в «другом» ближнего, брата и не унизиться до сплетни?


  1. Домашнее задание.

Читать стр. 46 – 49.

Сформулировать свои правила поведения.слайд 20


Виды творческих работ:

  1. Вместе с родителями подберите несколько живописных картин известных художников на евангельскую тему, которые не рассма-тривались на уроках. Расскажи одноклассникам, как они связаны с Евангелием.

  2. Подберите пары картин и икон, связанных одной темой, образом, сюжетом. Чем они схожи и чем отличаются?

  3. Выбери несколько важных для тебя заповедей из Священного Писания Ветхого Завета. Оформи красочно текст этих заповедей, напиши свой крат­кий комментарий, подбери к ним или создай самостоятельно иллюстрации.

  4. Создайте небольшой сборник стихов, с помощью которых вы могли бы проиллюстрировать, что вы узнали о православ­ной культуре.

  5. Сделай слайдовую презентацию о православном храме с фотографиями.


Слушание песни - Быть человеком Слайд 21


Исполняет детская группа «Непоседы»


1. Нам от самого порога Жизнь раскинула пути;

Выбирай свою дорогу И по ней смелей иди.

Пусть к тебе придёт удача,Если честно ты прожил.

Пусть судьба тебе назначит То, чего ты заслужил!


Только помни, только помни В грохоте-ритме века:

Самая главная в жизни профессия —Быть человеком.


2. В жизни прожитой дороги Очень уж порой круты.

Мы к себе бываем строги, За собою жжём мосты,

Ненавидим мы и любим, Разрушаем и творим;

И в жару и в холод лютый Мы друг другу говорим.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Золотое правило поведения, в начальной школе.

Автор: Нижевязова Дарья Дмитриевна

Дата: 08.01.2024

Номер свидетельства: 643667

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Прощай начальная школа "
    ["seo_title"] => string(30) "proshchai-nachal-naia-shkola-5"
    ["file_id"] => string(6) "228827"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1441525387"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(80) "povyshenie_effektivnosti_urokov_cherez_primenenie_i_ispolzovanie_sovremennykh_ob"
    ["file_id"] => string(6) "612087"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1661322831"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Разработка презентации к классному часу "Основные правила поведения и этикета""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_priezientatsii_k_klassnomu_chasu_osnovnyie_pravila_poviedieniia_i_eti"
    ["file_id"] => string(6) "380832"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1484736267"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(142) "povyshieniie-effiektivnosti-urokov-chieriez-primienieniie-i-ispol-zovaniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "169749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423466696"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Взаимодействие родителей и педагогических коллективов как предмет договора о формировании новой модели выпускников начальной школы"
    ["seo_title"] => string(147) "vzaimodieistviie-roditieliei-i-piedaghoghichieskikh-kolliektivov-kak-priedmiet-doghovora-o-formirovanii-novoi-modieli-vypusknikov-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "311275"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459177959"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства