Проблема: снижение показателей здоровья учащихся за период обучения в начальной школе.
Цель:
1) Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.
2) Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
3) Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи:
1) Пропаганда здорового образа жизни.
2) Формирование стойкого убеждения в личной ответственности за состояние здоровья.
3) Обучение приемам поведения в различных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
Ожидаемые результаты:
1) Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию обучающегося.
2) У учащегося должны быть выработаны формы поведения, помогающие избежать опасности для жизни и здоровья.
3) Снижение заболеваемости среди учащихся.
Наше общество подвергается сегодня информационному шквалу. Каждое десятилетие объем информации удваивается, а каждые семь лет обновляется на 50%, поэтому категория «объем знаний» перестает играть ведущую роль. Вопрос «что учить?» закономерно заменяется вопросом «как учить?». Наряду с этим специалисты констатируют, что наш народ, некогда один из самых здоровых народов планеты, сегодня стал одним из самых больных. По данным Минздрава России, только 5% выпускников школ являются сегодня практически здоровыми. Можно сослаться на ряд причин: ухудшение качества жизни, нехватка средств на образование и здравоохранение, ухудшение экономической обстановки и т.д. Вероятно, нельзя сводить проблему только к биологическим и социально-экономическим проблемам. Все чаще и чаще сегодня встречается мнение, что болезнь — это категория медицинская, а здоровье — это мера реализации генетического потенциала человека. В каждом ребенке, как ростки, заложены телесные, психические и духовно-нравственные силы. Именно из них вырастает человеческое здоровье во всем многообразии понимания этого слова. Правильное воспитание и обучение раскрывают и приумножают эти резервы жизнеспособности. Нарушение природосообразности в процессе обучения и воспитания приводит к разрушению здоровья человека. Таким образом, здоровье становится областью педагогики, о чем много говорится в современной периодической печати.
Работа школы сегодня должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, и она может считаться полноценной и эффективной тогда, когда в полной мере и в единой системе реализуются здоровье сберегающие и здоровье формирующие технологии.
ЗОЖ не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать ЗОЖ, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается
в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно- психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%.
Анализ основных групп болезней, по которым отмечен рост заболеваемости, позволяет считать, что это обусловлено:
- нарушением правил школьной гигиены;
- нарушением правил личной гигиены;
- пренебрежением правилами безопасности поведения.
Работа началась с анализа и диагностики состояния здоровья учащихся моего класса. Наблюдения показали, что из 28 детей, принятых в 2018 г. в I класс СОШ №2 на момент поступления состояли на диспансерном учете или наблюдались у различных специалистов, некоторые даже сразу у нескольких. Этот и последующие анализ были сделаны медицинской сестрой школы (Приложение № ).
В 4 «Б» классе 28 учащихся имеют на сегодняшний день различные отклонения в физическом здоровье и обучаются на уроке физкультуры в следующих группах:
основная — 23 чел. (82%);
подготовительная — 4 чел. (14%);
спецгруппа — 1 чел. (4%).
Учащимся моего класса была предложена анкета по видам недомоганий, которые они испытывают, ее результаты приводятся в таблице:
Виды недомоганий.
«Я испытываю.-»
Всегда
Часто
Иногда
Никогда
сонливое состояние
-
-
15
13
раздражительность; невозможность сосредоточиться
-
2
15
11
головные боли
-
-
15
13
боли в желудке
-
2
7
19
Головокружения
-
-
1
27
Все вышеперечисленные факты и данные анкет свидетельствуют, что нужно привести педагогические технологии в соответствие с законами становления и развития детского организма и детской психики на всех этапах обучения.
В программе «Здоровье» были выработаны основные направления оздоровления учащихся:
— учебные занятия в классе решено проводить в режиме динамических пауз. Для этого в классе проводятся физкультминутки, которые сопровождаются веселыми стихотворениями, музыкальными отрывками из популярных детских песен;
начало занятий включает в себя пятиминутный комплекс общеукрепляющих упражнений, которые проводятся самими учащимися по очереди, так как каждый ученик владеет комплексом этихупражнений, который регулярно обновляется. Эти упражнения сочетают в себе движения головой, туловищем, укрепляют позвоночник, формируют правильную осанку;
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Для эффективного внедрения в свою педагогическую практику идей ЗОЖ необходимо решение трёх проблем:
1. Изменение отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровье сбережения.
2. Изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его особенности, склонности, умения и способности, каков возможный путь его развития.
3. Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохранённым здоровьем.
2.Средства здоровье сберегающих технологий.
Для достижения целей здоровье сберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:
Физкультурные минутки на общеобразовательных уроках. (Приложение 1.)
Физкультурные минутки – это активный отдых, который проводится на общеобразовательных уроках и на самоподготовках для того, чтобы уменьшить утомление учащихся, снять отрицательные явления статической нагрузки, активизировать внимание учащихся и повысить способность к восприятию учебного материала. Для младших школьников наиболее целесообразно их проведение между 15-20-й минутами. При организации этого вида активного отдыха в указательные промежутки времени отмечается благоприятная динамика умственной работоспособности в течение урока. В комплекс физкультурных минут могут включаться 4-5 упражнений. Продолжительность выполнения 1,5-2 минуты. При составлении комплексов физкультурных минуток важное значение придается последовательности выполнения упражнений. Рекомендуется следующий порядок выполнения:
- одно упражнение в подтягивании ( выпрямляет позвоночник и растягивает мышцы, находящиеся при сохранении рабочей позы в статическом состоянии, способствует вентиляции легких и ликвидации застойных явлений);
- одно упражнение, вовлекающее в работу в различных сочетаниях группы мышц верхнего плечевого пояса (особое внимание уделяется упражнениям на осанку);
- одно упражнение для мышц туловища и ног (повороты, полунаклоны, полувыпады и др.) в сочетании с простейшими движениями рук;
- одно упражнение на растягивание и расслабление мышц, несущих основную нагрузку в процессе учебной деятельности;
- одно упражнение на внимание (ассиметричное движение рук, выполняется по словесному написанию и т.п.).
По окончании выполнения упражнений рекомендуется принять положение правильной осанки и удержать его в течение 5-6 с. Это позволит создать установку на сохранение правильной осанки в процессе учебных занятий. Смену комплексов физкультурных минуток следует проводить не реже одного раза в 2 недели. Для повышения эффективности физкультурных минут целесообразно использовать музыкальное сопровождение.
Перед проведением физкультурной минуты помещение проветривается.
2. Оздоровительные двигательные минутки на уроке. Методика их проведения.
Для того, чтобы помочь ребенку сохранить его психическое и физическое здоровье не нужно организовывать ничего совершенно невероятного.
Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволят им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.
Здоровье сберегающие минутки – это обязательный компонент школьного урока.
Оздоровительные минутки на уроке будут способствовать не только сохранения физического здоровья учащихся, но и сохранению их психического здоровья.
Оздоровительные минутки (физкультурные минутки, локальная гимнастика для различных частей тела, дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию, рифмованные стихи, элементы самомассажа, минуты тишины, психогимнастика) – это только часть системы использования здоровье сберегающих технологий в школе. Главным в их проведении – заинтересованность учащихся в сохранении собственного здоровья.
2. Локальная гимнастика для различных частей тела. (Приложение 1.)
1) Упражнения для коррекции осанки.
В сохранении вертикального положения тела и поддержании правильной осанки принимает участие более 300 мышц одновременно. Для выработки и закрепления навыка правильной осанки используют общеразвивающие упражнения (при обязательном сохранении правильного положения тела).
2) Упражнения для коррекции плоскостопия.
Все упражнения для мышц стопы выполнять, снимая обувь, в течение 1-2 минут. Например: сидя на стуле, поочередно поднимать носки и пятки. Выпрямив Ноги, попеременно сгибать и разгибать стопы. Делать медленные круговые движения стопами внутрь, наружу.
3) Пальчиковая гимнастика. Регулярные упражнения пальчиками улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук.
4) Упражнения для снятия зрительного утомления. Отдых для глаз уместен после длительного письма или чтения.
3. Дыхательные упражнения (Приложение 3).
Правильно выполняемые дыхательные упражнения оздоровляют весь организм, способствуют эмоциональному равновесию.
4. Точечный массаж.
Как свидетельствует восточная медицина, массаж больших пальцев на руках повышает работоспособность мозга, указательных - желудка, средних – кишечника, безымянного – печени, мизинцев – сердца.
Для снятия зрительного утомления массаж делается подушечками пальчиков. Ставим указательный палец между бровями, слегка надавливаем и рисуем столько раз букву О, сколько вам полных лет. Остальные точки – 2, 3, 4 – парные. Массируем их пальцами обеих рук одновременно.
5. «Минуты тишины» тоже являются одним из видов отдыха на уроке и как упражнение в умении сдерживать свои порывы к разговору, смеху, быть спокойным в течение определенного времена на только физическим отдыхом для нервной системы, но и хорошей гимнастикой задерживающих волевых центров.
Если появляется на доске слово «Тишина» дети в одну секунду «замирают», устремив глаза на учителя. Чтобы вывести их из напряженного ожидания можно предложить детям сесть и тихо посидеть в течение одной минуты. Иногда полезно предложить детям прислушаться к звукам, какие они услышат. Вызванные шёпотом сообщают, что они услышали.
6. Психогимнастика.
7. Упражнения на релаксацию.
Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно взволнован, возбужден или, наоборот, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Для того, чтобы появилась возможность управлять ими, необходимо научить детей расслаблять мышцы.
Биологическая потребность школьников в движении может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности учащихся в объеме не менее 2 часов. В объем активного времени входят прогулки и игры на дворовой площадке. А какие они у нас? После классного часа на тему «Где и как провожу свое свободное время» ребятам было предложено написать сочинение на тему «Наш двор сегодня и завтра». Тут подключились и родители. Одни работы были критичные, а в других – усматривалась мечта о дворике, в котором много разнообразных аттракционов, спортивных снарядов.
На уроках трудового обучения дети сделали макеты дворовых площадок, в которых они хотели бы отдыхать на досуге. Я думаю, что мечта когда-нибудь воплотиться в жизнь.
2) Оздоровительные силы природы:
Проведение занятий на свежем воздухе.
Учет влияния метеорологических условий на изменения в организме человека (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменение атмосферного давления)
Солнечные и воздушные ванны. Витаминотерапия.
Дети очень любят ходить в лес, парк, на экскурсии. Здесь они не только познают мир, но и прыгают, играют в догонялки, дышат свежим воздухом, тем самым укрепляют свое здоровье. При составлении расписания пятым уроком стараюсь поставить физкультуру, динамическую паузу (прогулки, урок ритмики).
3) Гигиенические факторы:
Выполнение санитарно-гигиенических требований.
Личная и общественная гигиена.
Проветривание.
Влажная уборка.
Соблюдение режима дня, питания и сна.
Оказание первой медицинской помощи.
Проведение прививок.
Обучение детей элементарным приемам ЗОЖ.
При составлении расписания уроков необходимо учитывать сложность предметов и преобладание динамического или статистического компонентов во время занятий. В качестве оценки уроков используется ранговая шкала трудности предметов:
Вторник, среда – период наиболее высокой и устойчивой работоспособности.
Четверг, пятница – спад работоспособности.
Организация урока
С учётом динамики работоспособности школьников урок можно разделить на 3 части:
1часть – врабатывание (2-7 мин) – нагрузка невелика. Фазу врабатывания можно сократить ситуацией игры.
2часть – фаза оптимальной устойчивой работоспособности (15-17 мин).
3 часть – упадок (утомление) (последние 5-10 мин).
Сохранить высокую работоспособность помогают чередование различных видов деятельности, интерес. После фазы интенсивной работоспособности необходимо дать детям отдохнуть, отвлечься – тогда прибавится ещё 5-10 мин эффективной работы и не будет резкого спада работоспособности.
Большую роль в поддержании работоспособности на уроке играют физкультминутки, физкультпаузы, гимнастики (пальчиковые, дыхательные, зрительные). Из всех нагрузок, с которыми встречаются дети в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения в течение всего урока. Переключение с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться изменением позы ребёнка.
Количество времени, затрачиваемое учащимися на приготовление уроков дома.
Класс
1
2—3
4
Время на
приготовление
уроков
1
час.
1,5 часа
2
часа
Часы приготовления уроков дома.
Для обучающихся в начальных классах — с 16 до 17—18 час.
Часы пребывания учащихся на воздухе (прогулки, игры, занятия спортом)
1. 12 час. 30 мин.— 12 час. 45 мин. (15 мин)
2. 14 час. — 15 час. 15 мин. (1 час. 15 мин)
3. 17 час. 30 мин. — 19 час. (1 час. 30 мин.)
4. 19 час. 30 мин. — 20 час. (30 мин.).
Всего 3 часа 30 мин.
1 сентября, когда дети в первый день счастливые и нарядные сели за новые парты, а родители примостились рядышком, мы начали разговор о Здоровье под девизом «В здоровом теле здоровый дух». Это представление состояло из беседы, сказки, игр. В нем участвовали и дети, и родители. А главными героями были вожатые 5-го класса – мои выпускники. Класс был оформлен очень красочно: множество воздушных шаров, цветов (Приложение № ).
На этом же собрании познакомила детей и родителей с книгой «Азбука здоровья в картинках» из серии «Готовимся к школе» для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Некоторые воспитатели детских садов своим выпускникам подарили эти энциклопедии как путеводную нить в жизнь. Но не все! И поэтому рекомендовать эту книгу я сочла нужным и уместным именно в первый день пребывания в школе. При проведении утренника из этой книги были взяты цитаты, прочитаны стихи и пословицы, показаны рисунки.
Эта книга поможет малышу понять, как устроен человеческий организм, почему, чтобы стать сильным и ловким надо соблюдать правила гигиены, знать минимум о болезнях, подстерегающих нас, и, конечно, надо обязательно заниматься спортом. Благодаря этой книге ребенок узнает о том, какие правила надо соблюдать, чтобы не попасть в опасную ситуацию на улице или дома. А яркие, красочные иллюстрации превратят его путешествие в мир Здоровья в незабываемое приключение. В последствие эта энциклопедия стала настольной книгой каждого ученика нашего класса.
В конце праздника каждый школьник получил по сувениру, а родители – памятки:
Памятка дляродителей
Вместе с ребенком составьте режим дня, договоритесь о постоянных трудовых поручениях.
Первые две-три недели помогайте ребенку освоиться с режимом, учите его контролировать себя во время прогулки, напоминайте ему о трудовых обязанностях.
Поощряйте старание, прилежание и упорство ребенка.
Показывайте свое неудовлетворение срывом или невыполнением режима дня.
5. Будьте во всем ребенку примером. Личный пример - великая воспитательная сила!
Преподавание основ гигиены в начальной школе проводятся только учителем. Медицинские работники оказывают консультационную помощь при освещении вопросов, требующих специальных знаний: закаливание, предупреждение острых инфекционных кишечных заболеваний, уход за зубами, вред курения и т.д. В начальных классах гигиеническое обучение и воспитание проводится на всех уроках, особенно на уроках «окружающий мир». Поскольку в курс этого предмета вводится специальная тема «Организм человека и охрана здоровья».
В первые же дни занятий по азбуке даю простые и доступные пониманию учащихся указания о режимных моментах. Поводом для бесед о здоровье в дальнейшем служили произведения о временах года, о забавах детей. На этих уроках мы говорили о закаливании, об укреплении здоровья, о простудных заболеваниях. Ниже дается фрагмент обобщающего урока по теме «Зима».
Программа «Здоровье»
Учитель. Во время зимы организм человека ощущает недостаток тепла, солнечного света, витаминов. Задача вашей программы — рассказать, как надо заботиться о своем здоровье зимой.
Задание 1
Помоги подобрать зимнюю одежду для мальчика.
Учитель. В студию поступил видеовопрос, включаю запись: «Расскажи, почему зимой надо одеваться теплее».
Задание 2
Правильно ли оделась девочка, которую ты видишь на картинке, для занятий на лыжах? Найди ошибки и помоги их исправить.
Задание 3
Прокомментируй серию картин: зарядка, занятия спортом, катание на коньках, бег на лыжах, посещение бассейна, закаливание.
Учитель. А сейчас — физкультминутка. Выполним комплекс упражнений, который вы разучивали дома.
Задание 4
Расскажи, как пополнить недостаток витаминов в организме зимой.
Назови продукты, которые необходимо употреблять в зимнее время.
Задание 5
Используя схему, объясни, почему изменилась жизнь людей с приходом зимы.
На уроках русского языка на минутках чистописания включаю пословицы о здоровье, например, «Морковь прибавляет кровь».
Задание: 1) выделите орфограммы; 2) объясните смысл пословицы; 3) каким витамином богата морковь? 4) какой овощ самый полезный? (капуста – витамины А, В1, В2 , В6 , С.
Уроки трудового обучения начинаются с инструктажа «как работать с колющими, режущими инструментами, клеем». Этим мы предупреждаем детский травматизм. Подбадривая их, приводим мудрые пословицы: «Без уменья и сила ни при чем».
Чтобы не было отрицательного психологического воздействия на ребенка, мы заранее должны предотвратить ситуации, когда ребенок может сильно испугаться, получить стресс. С этой целью
мы проводим специальные беседы с учащимися и родителями по темам: правила дорожного движения, домашние опасности, пожар, лесные опасности. Надо подготовить ребенка ко всяким случайным происшествиям. Научить правильно действовать в той или иной ситуации.
Стрессовые ситуации в повседневной жизни способствуют снижению сопротивляемости организма к болезням.
Каждый год преподаватели ОБЖ проводят конкурс – игру по станциям. Мы с детьми готовимся к этим соревнованиям; повторяем правила по гигиене и санитарии, по правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи, по пожарной безопасности. Конкурсы проходят очень весело, азартно. Я думаю, что от таких мероприятий больше пользы, чем от нудных нравоучений.
Мои дети очень любят выступать. И мы решили готовить сценарии по правилам дорожного движения, по санитарии и гигиене и выступать перед учениками начальных классов. И у них это здорово получается. Они называют себя агитбригадой. Сценарии таких выступлений даются в приложении.
Пожалуй, никто из родителей и педагогов не будет возражать против утверждения, что развитие ребенка, его личностных качеств во многом определяется взаимоотношениями, которые складываются у ребенка с окружающими его близкими людьми. Очень часто взрослые совершают грубые психологические ошибки, когда в общении с ребенком они проявляют негативное отношение к его внешности: «какой ты неуклюжий!», «ой какой ты лопоухенький!». Это отрицательно влияет на формирование целостного образа Я у детей, в котором немаловажное значение имеет физическая сторона, физическое Я. Причиной формирования определенного отношения к здоровью у ребенка являются сами взрослые как носители определенных физических и психических качеств. Человек, который сам не выглядит здоровым или пренебрежительно относится к своему здоровью, не может сформировать правильное отношение к здоровью ребенка.
На одном из родительских собраний мною были предложены рекомендации для родителей:
1) внимательно относитесь к формированию образно-словесных ассоциаций у детей, особенно касающихся отношения к здоровью;
2) формируйте у ребенка положительное отношение к физическому Я;
3) помните, что ваши физические недостатки, ваше отношение к здоровью влияют на отношение к здоровью у ребенка;
4) формированию у детей навыков безопасного поведения способствует воспитание положительных привычек (чистить зубы, мыть руки с мылом, делать утреннюю зарядку и т. д.);
5) помните, что для закрепления привычки большое значение имеет похвала взрослого, она действует гораздо сильнее, чем порицание;
6) наряду с формированием привычек воспитывайте у детей чувство долга, ответственность, человечность.
Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно-ориентированном образовании. Все чаще родители становятся участниками классных часов, проводят тематические беседы по здоровому образу жизни, родители-медработники активно участвуют в обсуждении вопроса о сезонной витаминизации учащихся, которая стала бы профилактической мерой в предупреждении различных заболеваний (Приложение № ).
Одна из важнейших задач, возложенная на родителей, — контроль за соблюдением режима дня школьника и сбалансированного питания. Там, где эти задачи решаются успешно, в семье растет здоровый, физически крепкий ребенок с хорошей эмоционально-волевой сферой, социально защищенный. В нашей школьной столовой кормят не плохо. Комплексный обед входят салаты из свежих овощей и фруктов. В первом классе весь салат оставался на тарелках. И тогда мы с родительским комитетом провели большую беседу с ярким выступлением вожатых о вкусной и здоровой пище. Сейчас в классе только четыре человека не едят салаты. (Сценарий выступления дается в приложении).
На протяжении многих лет родители с огромным удовольствием участвуют в спортивных праздниках «Папа, мама, я — спортивная семья», в театральных постановках, новогодних утренниках, в празднике цветов, овощей и фруктов. Они и режиссеры, и актеры, и оформители.
На протяжении нескольких лет в школе с помощью родителей проходят декады по озеленению классных комнат, рекреаций и пришкольного участка, что делает классы и коридоры уютными и комфортными. А у малыша, посадившего своими руками деревце или кустик и ухаживающего за ним, в душе крепнут ростки добра, милосердия, любви ко всему живущему, воспитывается экологическая культура.
Нужно быть реалистами: школу невозможно изменить в одночасье. В то же время важно оставаться оптимистами и настойчиво воплощать те задачи, которые поставлены перед школой. Проблемы охраны и укрепления здоровья — приоритетные задачи современной школы, поэтому сегодня их решают на различных уровнях в разных формах специалисты, работающие в школе, в том числе преподаватели такой дисциплины, как ОБЖ. Этот предмет введен в школьный курс со II класса. Учащиеся получают первые знания по валеологии, ведется ранняя профилактика вредных привычек, формируются гигиенические истины, воспитывается культ здоровья.
Литература
1. Попова А.И. Здоровье наших детей и подготовка их к школе / Начальная школа - №2 – 1992.
2. Казаковцева Т.С., Косолапова Т.Л. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях / Начальная школа - №4 – 2006.
3. Митина Е.П. Здоровье сберегающие технологии сегодня и завтра / Начальная школа - №6 – 2006.
4. Елизарова Л.Н., Чирихин С.Н. Оздоровительная работа в начальной школе / Начальная школа - №9 – 2000.