Данная тема актуальна и очень интересна для всех людей, ведь сон – это
наше здоровье. В современном мире так важно следить за своим здоровьем и делать всё возможное для того, чтобы его не испортить.
Актуальность и выбор темы нашего исследования подсказала сама жизнь. Ведь самое большое достояние каждого человека – это здоровье. Об этом говорят повсюду! При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им крепкого здоровья. А одна из составляющих здоровья – это здоровый полноценный сон.
В последнее время дети стали чаще болеть. На уроках они быстро утомляются, часто бывают рассеяны.
Мы заметили, что перестали высыпаться. Приходим в школу и на первых уроках зеваем, причём и наши одноклассники тоже! Но ведь мы спали, и встали бодрыми, выспавшимися. Почему так происходит? Может быть, мы недостаточно много спим? Возможно, для полноценного сна чего-то не хватает? Может у нас неудобная кровать? Или ложимся спать слишком поздно?
Для чего нужен сон? Зачем он нужен организму? Что происходит с нами во время сна? Сколько нужно спать? Как подготовиться ко сну?
Как должен быть организован наш день и вечер, чтобы, проснувшись, мы чувствовали себя свежо и бодро? Что же необходимо для этого делать? Как правильно вести себя, чтобы сон помогал нам учиться, жить и быть здоровым?
Эти вопросы нас очень сильно заинтересовали.
Данной проблемой в разные годы занимались Зигмунд Фрейд, Леон Лазаревич Рохлин, Владимир Николаевич Анисимов, но наиболее широкое признание получило учение о сне, разработанное Иваном Петровичем Павловым.
Цельпроекта.
Изучить литературу по теме.
Определить условия для хорошего сна.
Исследовать, как сон влияет на здоровье и учёбу детей.
Провести собственные исследования.
Разработать памятку.
Гипотеза исследования.
Сон – это не бесполезная трата времени, а очень важная часть нашей жизни, которая влияет на наше здоровье и учёбу.
Этапы работы над проектом.
1. Мы изучили литературу по этой теме.
2. Консультировались со школьным врачом.
3.Беседовали со старшими.
4. Обращались к сети Интернет.
5. Проводили собственные исследования.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. ПРИРОДА СНА
Учёные разных стран очень давно и подробно начали изучать сон, ставили всевозможные опыты. Но однозначного ответа на вопрос: почему возникает сон, нет до сих пор. Сегодня известно, что активностью человека управляют два физиологических процесса – возбуждение и торможение.
Сон – это естественный процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным.
Сон – физиологическая потребность организма. Он даёт организму время для отдыха.
По современным данным «...сон есть торможение, распространившееся на большие районы полушарий головного мозга», утверждал Иван Петрович Павлов в первой половине ХХ века. Всякий раз, когда в нервных клетках коры создается угроза истощения, утомления или перевозбуждения, то наступает защитная реакция организма и человека клонит в сон.
Так и школьнику после трудного учебного дня необходим отдых. По себе помним, как в первые месяцы 1-го класса, мы отдыхали, иногда даже спали, сразу после школы. Теперь мы понимаем, это наступало утомление, и в организме срабатывала защитная реакция.
Известно, что смена сна и бодрствования у животных и людей происходит благодаря особым ритмам головного мозга. О том, насколько сон необходим, можно судить хотя бы по тому, что полное лишение сна люди и животные переносят гораздо тяжелее, чем голодание.
Рассказывает наш школьный врач Эмма Владимировна.
Человек совсем может не есть 30-40 дней, не пить 10 дней, но, если он не будет спать, то на 3сутки у него начнутся галлюцинации, на 5 сутки изменения в психике, а на 6-7 сутки человек умрёт. Т.е. сон важнее еды и питья.
Был поставлен специальный опыт: одних собак полностью лишили сна, а других – пищи. Собаки, лишённые сна погибли на 5-ый день, а лишённые пищи были живы и после 25-дневного голодания.
Наша учительница Ася Михайловна открыла нам один секрет. Оказывается, она лечится сном. Когда у неё что-то болит, она старается уснуть. А когда просыпается, чувствует себя уже хорошо. Значит, сон оздоравливает во время болезни? Не зря народная мудрость гласит: «Сон – лучшее лекарство»
Когда мы спим, мозг не бездействует. В это время в головном мозге происходит обмен веществ, нервные клетки мозга восстанавливают свою работоспособность. То есть идёт замена масла, смазка всех частей организма, чистка мотора, как у автомобиля во время техобслуживания.
Итак, на основе исследований И.П.Павлова и его последователей установлено, что сон - это торможение и одновременно защитное приспособление организма, охраняющее его от чрезмерных раздражений и дающее возможность восстановить работоспособность организма в целом.
2.2. ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ СНА
Современная жизнь с её ритмами и нагрузками постоянно вмешивается в такой естественный процесс как сон, отсюда возникают различные нарушения сна. Самым распространённым нарушением сна является бессонница. Её причинами могут быть:
- нарушение режима сна,
- сокращение длительности сна,
- возбуждение перед сном,
- мысли, накопившиеся за день и затрудняющие засыпание.
Сколько же нужно спать человеку?
Оказывается, это зависит от возраста. Как рост и вес, сон у людейиндивидуален.
младенцы и младшие дети должны спать 12-14 часов в сутки;
дети 5-12 лет – 10-11 часов;
подростки – 8-9 часов;
взрослые – 7-8 часов;
пожилые люди – 4-6 часов.
Наши исследования показали, что 60 % детей спят меньше 10 часов, а значит – не досыпают. У них нет постоянного графика сна. Из-за этого у них во время чтения плывут строчки, они быстро устают, у них рассеянное внимание. Часть детей иногда на уроках засыпают. Хотят спать на уроках 38% ребят.
Почему же ребята поздно ложатся спать?
Мы попытались выяснить это у наших одноклассников.
Вот как они ответили.
делаю уроки;
укладываю младших;
считаю, что не усну;
смотрю телевизор;
сижу за компьютером.
2.3. ГИГИЕНА СНА
Перед сном нельзя:
играть в шумные игры;
кричать;
бегать;
драться;
смотреть страшные фильмы.
Перед сном необходимо:
почистить зубы;
умыться;
подготовить одежду на утро;
собрать портфель;
проветрить комнату.
3. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
3.1 КАК СПЯТ МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ
Учащимся наших классов школы №40 было предложено ответить на вопросы. Результаты анкетирования показали, что 60% опрошенных спят на 1-2 часа меньше нормы ежедневно!
Итак, в нашем возрасте необходимо спать 10 часов в сутки!
Почему так происходит, что мы спим меньше нормы? Оказалось, что более половины школьников (57%) просыпаются только тогда, когда их будят взрослые или по сигналу будильника. При этом большая часть детей (64%) просыпается в течение ночи и половина опрошенных (59%) утверждают, что засыпание у них проходит медленно, значит, они не имеют здорового и полноценного сна.
65% опрашиваемых ответили, что после просмотра телевизора перед сном, они легче засыпают. Здесь всё зависит от вида телепередачи. Спокойный расслабляющий кинофильм редко увидишь в ночное время, лучше делать небольшое усилие над собой и выключать телевизор за 1 час до сна.
Мы целую неделю сами проводили опыты: начали ложиться спать не позднее 22-00 часов. При этом ровно в 21-00 выключали телевизор, после этого ещё в течение часа готовились ко сну: играли с младшими в настольную игру, собирали портфель, чистили зубы перед сном и шли спать. Утром мы заметили, что стали чувствовать себя выспавшимися!
А что ещё необходимо для полноценного сна?
3.2. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ САМОНАБЛЮДЕНИЕ
Режим любого человека, а школьника особенно, должен предусматривать определенное время для работы, отдыха, приёма пищи, сна. Но как узнать, что нужно делать перед сном, чтобы сон был правильным?
Поэтому мы решили опытным путём выяснить, какие виды деятельности в вечернее время благоприятно действуют на сон школьника.
Исследование заключалось в следующем: мы все получили различные задания, которые выполнили и наблюдали, как же сон влияет на нас. Затем описали и сравнили свои ощущения, оценив полноценность сна после различных видов деятельности:
- просмотра российских мультфильмов,
- просмотра боевика или криминального фильма,
- чтения книги,
- игры на компьютере с эмоциональным напряжением (на скорость, на время),
- рисования, настольной игры, др.спокойные игры,
- подвижной игры дома.
Севостьянова Кристина спала 7 часов. Перед сном смотрела фильм по телевизору, плотно покушала. Комнату не проветрила. Долго не могла уснуть. Снилось что-то неприятное. Утром вставать не хотелось. В школе была невнимательна, из-за этого сердилась. После обеда чувствовала усталость.
Беляева Алина. Время сна – 8 часов. Перед сном играла на компьютере. Комнату не проветрила. Съела яблоко. На уроках не всегда была внимательна, допускала ошибки. Настроение было не очень.
Акиева Виктория спала 10 часов. Перед сном играла на компьютере. Комнату не проветрила. Немного поела. Заснула не сразу. Ночью просыпалась 1 раз. Приснился страшный сон. В школе почти всё хорошо. Устала во второй половине дня.
Кодзасова Камилла. Время сна – 10 часов. Перед сном приняла душ. Немножко почитала. Проветрила комнату. Выпила стакан кефира. Уснула сразу. Спала, не просыпаясь. Проснулась утром легко. Чувствовала себя бодро. На уроках всё получалось. Настроение хорошее весь день.
Опытное исследование показало, что:
1) Если школьник с увлечением играет на компьютере или смотрит ночной боевик, сон пропадает. Причина в том, что младшему школьнику нелегко уснуть, если им овладевает какой-либо эмоциональный подъем (радость, тревога, страх), и сон продолжительное время не наступает.
2) Во время малоподвижных игр, чтения детской литературы школьники легче переходят ко сну и быстрее засыпают.
3) При высокой двигательной нагрузке, непосредственно перед сном, настроиться на отдых гораздо труднее. Выяснив, что для полноценного сна огромное значение имеет то, чем мы занимаемся в вечернее время, были составлены рекомендации о правильнойорганизации сна:
Перед сном воздержись от большой умственной или физической работы, она вызывает возбуждение нервной системы и затрудняет засыпание.
Для лучшего расслабления в конце дня принимай тёплый успокаивающий душ или ванну с травами. Если нет возможности это сделать, то просто ножная ванна тоже хороша.
3. Обязательно спи в хорошо проветренной комнате. Не закрывай лицо одеялом или подушкой и не укрывайся слишком тепло.
4. В течение дня правильно сочетай труд и отдых.
5. Помни, что прогулки на свежем воздухе очень полезны.
6. Учёные выяснили, что лучшие друзья при засыпании - это затемнение комнаты и тишина.
7. Непосредственно перед сном прекращай подвижные и компьютерные игры, физические упражнения, просмотр телевизора.
8. Постельное бельё и одежда для сна должны быть из натуральных тканей. Помни, нельзя спать в том, в чём ты ходил днём! Ночная одежда должна быть без грубых швов и тугих резинок.
9. Пользуйся маленькой подушкой с натуральным наполнителем и ортопедическим матрасом.
10. Воздержись от еды в позднее время! Ужин должен быть не позднее, чем за 2-3 часа до сна.
Выполняя эти несложные советы, можно научиться быстро засыпать, и ваш сон будет глубоким и полноценным, а следующий день активным и радостным.
Выводы.
* Теперь мы точно знаем, что здоровье – неоценимое счастье в жизни каждого человека.
* Сон влияет на здоровье и учёбу младших школьников.
* Ко сну надо тщательно готовиться.
* Младшим школьникам нужно спать 10 часов в сутки.
Давно уже замечено, что если человек рано ложится спать и рано встает, то он долго сохраняет хорошую работоспособность и чувствует себя бодрее, чем лежебока. Вспомним нашу пословицу: «Кто рано встаёт, тому бог подаёт». У англичан есть похожая: «Рано ложись и рано вставай – будешь здоровым, богатым и мудрым».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование проблемы показало, что сон - действительно важное и необходимое условие жизни, он защищает наш организм от переутомления и бережёт здоровье.
Научно данный вопрос в разные годы изучали: З.Фрейд, И.П.Павлов, Л.Л.Рохлин. Было установлено, что сон - это неотъемлемая часть активности организма, когда на смену возбуждению приходит торможение.
Выявили, что систематическое нарушение режима сна приводит к снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности, нарушению нервной системы.
Опытно-исследовательская работа выявила следующие проблемы:
* младшие школьники не всегда соблюдают режим сна;
* только часть школьников умеют правильно организовать свой сон;
* требуется участие родителей для формирования в семье полноценного и здорового сна;
* школьники не все понимают, что сон очень важен и жизненно необходим.
Выдвигаемая в начале работы гипотеза, подтвердилась: сон – это не бесполезная трата времени, а очень важная часть нашей жизни, которая влияет на наше здоровье и учёбу.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Анисимов В.Н. Мелатонин в физиологии. СПб: Наука, 2003. 164с.
2. Занимательная психология для детей и взрослых. М: Фортуна-Пресс,
1996. 216с.
3. Основы психологии. Современная школьная энциклопедия. Яновская
Л.В. – М.: Мир книги, 2007. – с.158-177.
4. Рохлин Л.Л. Сон, гипноз и сновидения в свете теории И. П. Павлова. М.,
Выполняя эти несложные советы, ты научишься быстро засыпать, и твой сон будет глубоким и полноценным!
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Многие знают, что Дмитрий Менделеев открыл свою периодическую систему во сне. Неужели можно совершить открытие, просто увидев сон? В действительности перед нами завершение мысли не днём, а когда человек спит. Бывает вечером, что-то решить не можешь, а утром решение приходит само. Не зря на Руси говорят: утро вечера мудренее!
Наполеон Бонапарт говорил о норме сна: «Четыре часа – для мужчин, пять – для женщин». При этом сам он ложился спать в 9 вечера, а в час ночи вставал бодреньким, как огурец.
Леонардо да Винчи отменил ночной сон вообще, зато каждые четыре часа ложился вздремнуть на 15 минут, тратя в итоге за сутки на сон 1,5 часа, посвящая все остальное время своим исследованиям и экспериментам. Возможно, именно благодаря этому он и прожил долгую, насыщенную жизнь, оставив множество гениальных работ в самых разных областях науки и искусства.
Если гормон сна (мелатонин) вырабатывается, то ваша жизнь продлевается. Но проблема в том, что в достаточном количестве мелатонин вырабатывается лишь до возраста 25-30 лет, а затем выработка этого гормона всё больше уменьшается, что неуклонно ведёт организм к старению. Не сокращайте свой сон в детстве!
Человек, достигший 60 лет, в среднем проспал примерно 20 лет! Получается, сну мы отдаем треть нашей жизни! Не огорчайтесь! Ведь только благодаря сну мы можем каждый день с новыми силами успешно работать и активно отдыхать – читать, играть в подвижные игры, заниматься спортом, посещать театры и т.п.
МОУ СОШ № 10
г. Архангельск
ул. Воскресенская, 95,к.3
тел.: 64-07-65
КАК
СПАТЬ
ПРАВИЛЬНО
ПОМНИ,
режим дня каждого
школьника включает:
♦ зарядку для тела (ежедневная утренняя гимнастика);
♦ зарядку для ума (активная умственная нагрузка);
♦ прогулку на свежем воздухе в течение 1,5 часов;
♦ 5-разовое питание (питайся часто и понемногу);
♦ ложись спать не позднее 22 часов.
Для полноценного сна необходимо:
* * *
Для лучшего расслабления в конце трудного дня принимай тёплый успокаивающий душ или просто ножную ванну.
* * *
Помни, что короткая вечерняя прогулка на свежем воздухе очень полезна.
* * *
Воздержись перед сном от большой умственной или физической работы.
* * *
Непосредственно перед сном прекращай подвижные и компьютерные игры, физические упражнения, просмотр телевизора.
* * *
Учёные выяснили, что лучшие друзья при засыпании - это затемнение комнаты и тишина.
* * *
Спи обязательно в хорошо проветренной комнате. Не закрывай лицо одеялом и не укрывайся слишком тепло.
* * *
Пользуйся маленькой подушкой с натуральным наполнителем и ортопедическим матрасом.
* * *
Помни, нельзя спать в том, в чём ты ходил днём! Ночная одежда должна быть из натуральных тканей, без
грубых швов и тугих резинок.
* * *
Воздержись от еды в позднее время! Ужин должен быть за 2-3 часа до сна.