Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность, предусмотренная стандартами нового поколения, как основа воспитательной работы.»
Внеурочная деятельность, предусмотренная стандартами нового поколения, как основа воспитательной работы.
Слайд1 слайд 2
Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для формирования и развития личностных качеств детей и подростков в процессе образования. В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования нового поколения организации воспитательного процесса через реализацию программ внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство в образовательном процессе.
Слайд3
Необходимо рассмотреть понятие «внеурочная деятельность». Термин «внеурочная деятельность» не является абсолютно новым. Для школы внеурочная деятельность всегда была неотъемлемой частью образовательного процесса. Однако научный смысл и значение этого понятия менялись со временем и зависели от приоритетов, мировоззренческих установок исследователя, идеологических и культурных требований общества.
Как отмечает Ш.А. Амонашвили, внеурочная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы внеурочной работы практически совпадают с направлениями, формами и методами воспитательной работы.
Слайд4
В педагогических словарях и энциклопедиях чаще всего встречается термин «внеклассная работа». Она рассматривалась как организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков, развития индивидуальных способностей, а также для проведения ими разумного отдыха . Внеклассная работа рассматривалась как составная часть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время.
Однако с конца прошлого столетия стало меняться содержание внеклассной деятельности, начался активный поиск новых подходов к ее организации, что привело не столько к смене терминов, сколько к ориентации на личность ребенка, на его творческую активность. Эта тенденция получила развитие с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и институализацией внеурочной деятельности.
При понимании сущности внеурочной деятельности необходимо обратить внимание на категорию «деятельность». Посредством деятельности не только удовлетворяются потребности человека, но и устанавливается и функционирует регламентирующее индивидуальное поведение, которое проявляется во всех конкретных видах и формах организации деятельности. Разнообразные формы деятельности являются способами и средствами социализации индивида, развития личности.
Таким образом, внеурочная деятельность – это прежде всего процесс, способ исполнения чего-либо. Придание внеурочной работе статуса деятельности кардинально меняет ее роль и качество.
Слайд 5
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных и личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, тат как ученик выбирает её исходя из своих интересов, мотивов.
Слайд 6
Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в различных областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности.
Следовательно, большинство авторов считают, что внеклассная работа – учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время. Таким образом, внеурочная и внеклассная работа в основном отождествляются.
В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное, спортивно-оздоровительное.
Для реализации программ внеурочной деятельности на ступени начального общего образования отводится 10 часов в неделю на ученика, которые планируются в соответствии с программой внеурочной деятельности образовательного учреждения и запросом родителей и их детей.
Организация внеурочной деятельности ориентирована на те формы, которые способствуют развитию личностных качеств, творчества, расширению кругозора, интеграцию основного и общего образования: это экскурсии, кружки, секции, круглый стол, конференции, диспуты, КВН, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д.
Слайд 7
Для реализации целей ФГОС по формированию личностных качеств ребенка и его самоопределения в начальной школе организованы следующие занятия внеурочной деятельности:
- общеинтеллектуальное – «Информатика в играх и задачах», «Юным умникам и умницам», «Моя планета», «Занимательный английский язык».
Комплексная работа педагогов позволяет решить ряд задач по расширению кругозора, формированию и развитию познавательных, коммуникативных, ценностно-смысловых и творческих компетенций детей.
Слайд 8
– Игровая деятельность. Считается, что основной вид деятельности школьника – это учеба, но детям начальной школы сложно резко перестроиться от игры к учебе, поэтому учителя начальной школы строили свои программы не только на основе учебной, но и игровой деятельности. На занятиях по курсу внеурочной деятельности «Подвижные игры» используются различные формы организации деятельности: ролевые игры, выполнение игровых упражнений, творческих заданий, проблемно-ценностное общение и т. д. Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим Подвижные игры - самое лучшее лекарство для детей от двигательного голода - гиподинамии.
Слайд 9
С первых шагов своей жизни ребенок приобретает необходимые жизненные навыки и качества через игру. Игра развивает ум, совершенствует восприятие, формирует механизм координации и управления движениями, развивает психические качества и многое другое.
Слайд 10
Подвижные игры воспитывают национальную культуру. Свойственная подвижным играм многообразная двигательная деятельность, несущая в себе зародыши спортивного состязания, оказывается чрезвычайно полезной и даже необходимой для правильного развития моторно-психологической сферы и воспитания личностных качеств. Поэтому подвижные игры - это не только средство полноценного развития растущего организма, но и широко раскрытые ворота в мир физической культуры и спорта.
Слайд 11
Ещё один курс внеурочной деятельности, который часто встречается в начальной школе – это курс «Юным умникам и умницам». Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. Слайд 12
У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Слайд 13
Курс «Шахматы». Дети, играющие в шахматы не испытывают проблем с точными науками, быстро выполняют домашние задания. Шахматы для детей несут в себе множество положительных моментов. Воспитательные плюсы от игры в шахматы заключаются в том, что у ребенка появляется целеустремленность, усидчивость, воля и выдержка. Юный шахматист учится самостоятельно принимать решения, не расстраиваться и не унывать, а идти к цели. Шахматы делают ребенка внимательным и собранным. Познавательными плюсами от игры в шахматы являются хорошая память, умение сравнивать и обобщать, предвидеть результаты. Ребенок учится делать логические выводы, мыслить самостоятельно. У него развивается изобретательность и ориентирование на плоскости.
Слайд 14
Курсы внеурочной деятельности «Я – гражданин России», «Доноведение» уделяют большое внимание воспитанию гражданской идентичности. В нашем многонациональном государстве мы не можем не говорить о гражданском воспитании, как факторе, влияющем на сохранение культурных ценностей и традиций разных народов. Формирование гражданственности на занятиях происходит через обращение к фольклору, устному народному творчеству, ведь там кладезь народной мудрости не только о труде, но и о жизни в целом. Вместе с детьми мы ищем в устном народном творчестве пословицу на конкретную тему, обсуждаем, что несет в себе та или иная пословица, анализируем и делаем выводы: что все народы к жизни относятся одинаково, в большом почете ум, мастерство и труд, а лень и праздность высмеивается. Здесь нельзя не упомянуть и о речевом развитии. Наблюдение показывает, что современные дети страдают речевыми дисфункциями, плохо произносят ряд звуков и не умеют выразить свои мысли, поэтому развитие способностей к выражению мыслей, к правильному звукообразованию стало актуально не только в дошкольном образовании, но уже и в начальной школе.
Слайд 15
- Программа внеурочной деятельности по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил противопожарной безопасности, а также принципов ОБЖ среди учащихся школы следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы.
Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется словесной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д. Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.
Слайд 16
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде. Здесь реальную помощь оказывают курсы « Азбука безопасности». Их участники стали победителями районного и областного конкурсов.
Слайд 17
– Воспитательное значение внеурочной деятельности состоит в том, что в процессе постоянного погружения в атмосферу решения творческих задач, игровых ситуаций ребенок постепенно осваивает правильные нормы поведения, способы творческой деятельности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, правила грамотной речи, способы позитивного общения, любовь к Родине, как один из приоритетов развития личности
Подводя итог, можно сказать, что интеграция основного образования и внеурочной деятельности позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития. Личный положительный пример помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, найти им свое место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины. Реализация программы внеурочной деятельности несет в себе значимый ресурс по формированию предметных и метапредметных компетенций воспитанников по их самоопределению в дальнейшей жизни.