- Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям теплые шубы. Стоят в одинаковых нарядах. В переменах, которые несет зима, есть свои прелести: чистейший пушистый снег, прозрачность узорчатых ветвей, какая-то особая легкость бодрящего воздуха и ко всему этому – великий покой, разлившийся в природе.
Однако для животных и птиц наступила суровая пора.
- Сегодня мы отправимся в путешествие по зимнему лесу, поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму.
- Как называют таких птиц? (Зимующие птицы.)
Стук в дверь. Почтальон принес письмо.
- Спасите от смерти! На помощь! Кто послал письмо? (Птицы).
- Поможем птицам?
- Чтобы им помочь, надо знать: какие птицы у нас зимуют, чем кормятся.
-Давайте мысленно перенесемся в зимний лес.
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
2.Игра «Узнай птицу».
- А какие птицы остались, вы сможете узнать сами, угадав их по описанию.
- На голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом питается жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ест все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно любит несоленое сало. (Синица).
-Эту птицу каждый знает, В теплый край не улетает Эта птица - круглый год Во дворе у нас живет И чирикает она Громко с самого утра: - Просыпайтесь поскорей. - Всех торопит ... (Воробей).
- Его называют «смотритель леса». Живет на дереве, в дупле. Всю жизнь на ногах, бегает туда-сюда, вверх-вниз по дереву, ему крылья нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Любит орехи, липовые орешки, крылатки клена. Окраска не очень заметная.(Поползень.)
-Он в шапке красной и пальто Нос похож на долото. Столяру древесный ствол Каждый день и дом и стол. (Дятел).
- У этой птицы верх головы, крылья, хвост чёрные, спинка голубовато- серая, брюшко - красное. Клюв короткий, толстый, чёрного цвета. У самочек наряд более скромный. Они держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка. С приходом темноты вся стайка улетает и прячется в кустах. (Снегирь)
-Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. Верещунья белобока, А зовут её ...(Сорока).
- Самцы – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов этой птицы клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы.(Клест).
-Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая – Известная персона. Кто она? …(Ворона).
3.Беседа.
- Ребята, а как вы думаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?
Инсценированное выступление "Доживем до весны".
Появляется взъерошенный воробей: Ой, спасите! Караул! Кто в меня снежком пульнул? Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам. То снежками, то рогаткой! А ведь нам и так не сладко! Появляется синичка: Бр- р! Какой мороз трескучий! Где бы спрятаться получше? Замерзаю на лету! Может быть, согреюсь тут? Замечает воробья: Чик-чирикин! Что с тобой? Ты взъерошенный такой! Может, кто тебя обидел? Или ты кота увидел? Воробей: Ой, соседка! Тише! Тише! Видишь там троих мальчишек Бессердечных, злых и грубых? Хорошо им в теплых шубах, В шапках, в куртках меховых! Еле вырвался от них! Синичка: Я, сосед, с тобой согласна! Птичья жизнь зимой ужасна! Против нас мороз, бураны, Да еще и хулиганы! Нас выслеживают кошки, И во рту с утра не крошки! Червячков и мошек нет, А без них какой обед? Ой, как трудно жить на свете! Что нам делать? Кто ответит? Появляется сорока: Добрый день, синичка! Здравствуй! Чик - чирикин, как дела? Ой, не терпится похвастать- Я сегодня принесла Сногсшибательную весть: Будет всем нам, что поесть: Рассказала мне подружка Про какие-то кормушки. Дескать, дети есть такие- Ну, совсем, совсем не злые, А, как раз наоборот, Помогают птицам! Вот! Воробей недовольно: Перестань трещать сорока, О еде, о жизни легкой, Да еще о добрых детях. Сказки нет глупей на свете! Не поверю никогда, Будто где-то ждет еда! Никому мы не нужны. Эх, дожить бы до весны:. Сорока возмущенно: Чик - чирикин, Ты не прав! Разузнала я вчера: Эти славные ребята. Называются юннаты. Так летим же в школьный сад, Ведь кормушки там висят. Их, поверьте, там немало. Есть на них зерно и сало, Крошки хлеба и пшено! Воробей недовольно: Нет, не верю все равно! Синичка задумчиво: А вот я бы полетела. Что-то кушать захотела Я еще два дня назад. Кто со мною в школьный сад? Воробей: Так и быть, я полечу- Я всю зиму есть хочу. Все улетают. Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей. Синичка: Ах, какой чудесный пир! Я теперь люблю весь мир! Был жестоким день обычный, Оказалось, не со зла. Людям я не безразлична! Я нужна им! Ну, дела! Воробей: Да, в саду я убедился: На сороку зря сердился. И теперь уж наяву До весны я доживу! А весной мы дружно вместе Будем петь вам, люди, песни, Защищать от злой беды Огороды и сады. Ведь на сытый-то желудок Нам, пернатым, ерунда И любое время суток, И снега, и холода! Обращается к синичке: Ты со мной согласна?
Синичка: Да! Я, сосед, с тобой согласна! Как на свете жить прекрасно!
Выслушиваются ответы учащихся
- Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей. Пестрый дятел постучит по суку носом, достанет из-под коры короеда, сорвет шишку и полетит в свою кузнецу долбить её.
И все же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц выживают две. И чтобы помочь им, мы должны… А что мы должны?
Выходят чтецы и рассказывают стихотворение «Мы кормушку смастерили»
1-й
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели.
К нам синицы прилетели.
2-й
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
3-й
А в четверг со всех краёв —
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей.
Голубь лакомился кашей.
4-й
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел певец весенний-
Путешественник – скворец…
Вот и зимушке конец.
З. Александрова
- Есть ли у вас кормушки?
- Кормушки для птиц бывают самые разные: из дерева, пластиковых бутылок, даже из пакетов из-под сока или молока. ( Показываем кормушки, которые дети принесли в школу)
4. Правила укрепления кормушек.
- Ребята, а вы знаете, как нужно правильно крепить кормушки? Ответы школьников.
Правила:
Укрепляя не обламывать ветки, не повреждать стволы деревьев.
В кормушке не должно быть снега.
Не бросать возле кормушки пакеты, банки, в которых приносите корм.
- Ребята, какую пользу приносят птицы садам, огородам, лесу? (Выслушиваются мнения учеников.)
1.Пара синиц может оберегать от вредителей сад в 40 фруктовых деревьев.
2. Мухоловка-пеструшка каждый день ловит по 300 мух и комаров.
3. Грач, следуя за плугом способен уничтожить за день 400 червей.
4. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредителей.
5. Сова способна съесть за ночь 7-8 мышей. Только дна семья может уничтожить за год 10 тысяч мышей и таким образом спасти 20 т зерна.
6. А кукушка за день съедает 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки-капустницы,5 личинок майского жука, 4 паука и много муравьиных яиц.
7. Многие птицы - санитары. Вороны, галки, коршуны, сороки и некоторые другие, питаясь на свалках и помоях, способствуют оздоровлению местности.
7.Изготовление листовки «Покормите птиц зимой». (Приложение 1)
8.Итог мероприятия.
- Ребята, давайте возьмём кормушки, которые вы изготовили и развесим их на деревьях, чтобы птицам не было голодно и холодно зимой. Надо заметить, что если уж вы взялись подкармливать птиц, то делать это надо регулярно — по мере расходования корма. Иначе можно погубить привыкших к подкормке пернатых.