конспект внеклассного занятия "Покормите птиц зимой!"
Конспект внеклассного занятия "Покормите птиц зимой!"
Внеклассное занятие "Покормите птиц зимой!" проводится как итоговое в рамках проекта по аналогичной теме. В ход занятия включены интересные, познавательные задания: инсценировка, практическая работа, мини-исследование в группах. Занятие требует предварительной подготовки. Мероприятие заканчивается тем, что учащиеся развешивают изготовленные кормушки на территории школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект внеклассного занятия "Покормите птиц зимой!" »
Конспект открытого внеклассного мероприятия по теме:
« Поможем птицам зимой!»
Цели занятия: способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время, формированию исследовательских умений младших школьников.
Задачи: - сформировать целостное представление у детей о зимующих птицах и их жизни зимой; - развивать познавательную активность детей; учить детей сравнивать природные объекты, устанавливать между ними связь, делать выводы; - воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ожидаемые результаты. Учащиеся должны знать: основные виды зимующих птиц родного города, значение птиц в жизни человека; опасности, подстерегающие птиц зимой; разновидности кормушек; исходный материал для изготовления кормушек. Учащиеся должны уметь: выполнять частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы; составлять связные рассказы по материалам проведённой работы; работать в группах; пользоваться продуктами совместной проектной деятельности.
Подготовительный этап:
Принимают участие учащиеся 4-х классов, изучают материал по теме, отвечают на вопросы викторины, конструируют кормушки и готовятся их представить, заготавливают корм для птиц.
Учащиеся заранее проводят мини-исследование о зимующих птицах района и готовят его защиту.
Творческие группы учащихся готовят инсценированные выступления.
Оборудование:
1. ПК, проектор.
2. Изображения птиц на доске; 4 изображения разрезаны на части, в конвертах; стихи о птицах; описания птиц на карточках.
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте уважаемые гости! Мы рады Вас сегодня видеть в нашей уютной школе. Надеюсь, Вам у нас понравится. А ребятам будет интересно на сегодняшнем занятии. Изображение зимнего леса напомнит о свежести морозного воздуха, ярком зимнем солнце и создаст настроение для работы.
2. Введение в тему занятия.
Учитель: - О чем мы будем говорить сегодня на занятии вы должны догадаться. Тема спрятана в сюжете. (просмотр слайда № 1)
- Что вас удивило в этом слайде? Можно ли зимой услышать птичьи песни? Почему?
- Когда они зазвучат снова?
- Как называют птиц, которые не живут на одном месте постоянно?
- Почему многие птицы улетают в тёплые края? Какие улетают самыми последними?
- Попробуйте узнать некоторых птиц и назвать тех из них, которые не живут зимой у нас.
- Кто же остаётся?
- А тех птиц, которые зимуют с нами, как называют?
- Да, верно, это зимующие птицы. О них и пойдёт наш разговор. Пришла зима – спасайся, кто может. А кто не может? Вот синицы, воробьи, снегири, что делать им они не улетают как перелетные птицы в жаркие страны. Зимой наступают тяжелые времена для них. Тысячами гибнут они в суровые месяцы зимы, но не от холода, а от голода. Ученые подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 1-2. Для того чтобы слушать песни птиц весной, нужно быть неравнодушными и помочь им в тяжелую зимнюю пору.
- На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? Что узнать?
- Вот как птицы сами говорят о своих зимних проблемах, послушаем их разговор.
Инсценированное выступление "Доживем до весны". Появляется взъерошенный воробей:
Ой, спасите! Караул! Кто в меня снежком пульнул? Эти скверные мальчишки Жить мешают воробьишкам. То снежками, то рогаткой! А ведь нам и так не сладко!
Появляется синичка:
Бр- р! Какой мороз трескучий! Где бы спрятаться получше? Замерзаю на лету! Может быть, согреюсь тут?
Замечает воробья:
Чик-чирикин! Что с тобой? Ты взъерошенный такой! Может, кто тебя обидел? Или ты кота увидел?
Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише! Видишь там троих мальчишек Бессердечных, злых и грубых? Хорошо им в теплых шубах, В шапках, в куртках меховых! Еле вырвался от них!
Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна! Птичья жизнь зимой ужасна! Против нас мороз, бураны, Да еще и хулиганы! Нас выслеживают кошки, И во рту с утра не крошки! Червячков и мошек нет, А без них какой обед? Ой, как трудно жить на свете! Что нам делать? Кто ответит?
Учитель: - Как же ведут себя птицы зимой, чтобы легче справиться с зимними трудностями?
- Как мы можем помочь птицам? (Ответы учащихся.)
3. Работа по теме занятия. Учитель: - Ребята до начала нашего занятия мы с вами разделились на группы. У каждой группы было время на подготовку и своё задание. А вот название своей группы вы определите сейчас, если соберёте изображение птички из частей. Возьмите конверты и приступайте.
- Выберите одного человека из своей группы для следующего испытания. Проследи, на какую кормушку прилетит ваша птичка. (ученики работают у доски) В ходе выполнения заданий на вашей кормушке будут появляться маленькие птички. Посмотрим в конце занятия, кто больше птичек накормит на своей кормушке.
Конкурс 1. "Загадки о птицах"
Учитель: Птицы приготовили загадки о себе, каждая группа по очереди отгадывает загадку. (загадки выбирают ученики сами, они написаны на шишках)
Загадки
Спинкою зеленовата, брюшком желтовата, Чёрненькая шапочка и полоска шарфика.
Чернокрылый, красногрудый он везде найдёт приют. Не боится он простуды – с первым снегом тут как тут.
Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет. Хочет сделать шажок – получается прыжок.
Он по-рабочему одет – удобно, просто, ловко. На нем малиновый берет и пестрая спецовка.
Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит? Он бесстрашней всех в природе, ведь зимой птенцов выводит.
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, Птица говорливая, самая болтливая.
Конкурс 2. "Птичья страничка"
Учитель: - Ребята, я предлагаю вам попробовать свои силы и побывать в роли редактора журнала о природе. Каждой группе надо за 5 минут создать макет страницы о своей птичке. Для этой работы у каждой группы есть наборы картинок, стихов, текстов. Ваша задача выбрать нужный материал и оформить страничку, а потом её представить всем.
( Отчёт групп. Странички учитель объединяет в книжку.)
- Каждый из Вас подготовил дома страничку о зимующих птицах нашего района. Оцениваться будет: научная достоверность информации, оформление странички.
(Ребята представляют свои странички, посвященные зимующим птицам края.)
Конкурс 3. "Птичья викторина"
Учитель задаёт вопросы викторины группам по очереди. Ответить может любая группа, получив за правильный ответ 1 балл.(1 птичку)
Вопросы викторины.
1. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (тетерев, рябчик, глухарь)
2. У каких зимующих птиц на голове имеется хохолок?(Свиристели, хохлатая синица, сойка)
3. Какие птицы прилетают в наши края с наступлением зимы? Откуда они прилетают? Почему? (свиристели, снегири, щеглы. С севера.)
4. Какие полярные птицы прилетают к нам зимовать?(Чечётки, белые совы, пуночки)
5. Какого цвета самый крупный из наших дятлов? Как его называют?(черный, желна)
6. Что такое «кузница дятла»?( Дерево или пень, в щель которого дятел засовывает шишку, чтобы обработать их клювом. На земле, под такой кузницей, часто накапливается целая гора развороченных дятлом шишек)
7. В названиях каких птиц есть слово СНЕЖНЫЙ? (снежный гриф, снежный голубь, снежный вьюрок. Они живут высоко в горах)
8. Какая птица на зиму белеет? (Белая куропатка)
9. Какие разные виды синиц живут в наших лесах?(6: большая, хохлатая, гаечка, лазоревка, московка, длиннохвостая)
10. Какая птица зимой гнездо вьёт и птенцов выводит? Почему именно зимой? (Клёст, т.к. зимой много еловых семян, а клёст ими кормит птенцов. В марте шишки раскроются, семена высыплются и кормить птенцов будет нечем)
11. Когда сова охотиться днём? Почему? (В снежную зиму. Когда много снега, грызуны не выходят наверх. И сове приходиться переходить на птиц, а они летают днём)
12. Какие птицы и как зимой предсказывают мороз? (вороны, галки, воробьи, снегири)
Конкурс 4. "Птичья столовая"
Рассказ ученика: Зимой птицы больше погибают не от холода, а от голода. Масса корма, необходимого птице в течение суток, равно 10% от веса ее тела, это равно 2-3г. Именно из-за нехватки корма зимой, например, из семи синиц выжить удается только одной. Воробей не может голодать более двух суток. Он тратит много энергии т.к. постоянно двигается и температура его тела более 40 градусов, а особых жировых запасов нет. Если воробей вовремя не найдет еду, его тельце быстро охлаждается, и он погибает быстрей, чем летом, то есть быстрей, чем за двое суток. Зерноядные птицы могут голодать дольше, чем насекомоядные, так как зерна и семена перевариваются дольше, чем животные корма. Зерно переваривается 4 часа, жук - 1 час, а гусеница - всего 15-20 мин. Так, что зимой птицам приходится очень туго, и они практически зависят от людей и их питания.
Учитель: - Чем же можно подкармливать птиц зимой?
Рассказ ученика с презентацией. Я расскажу, какой корм нужно давать птицам. Голуби, дятлы, снегири, поползни охотно едят семена подсолнечника, арбуза, тыквы и дыни. Семена лучше засыпать в кормушку немного раздавленные и обязательно сырые не жареные, не солёные. Тогда птицам легче справиться с жёсткой оболочкой. Овес, просо предпочитают овсянки, воробьи. Семена репейника – основной корм щеглов. Семена крапивы, конского щавеля, лебеды охотно едят зерновые птицы. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам. Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Сырое мясо – хорошая пища для синиц, поползней, галок. Хлеб можно использовать для корма птиц только пшеничный белый. Ржаной чёрный хлеб у птиц не усваивается и птица может погибнуть.
Учитель: Проведём практическую работу.
У каждой команды на столе лежат образцы семян: арбуз, тыква, подсолнух, овес, овсяная крупа, ягоды рябины, черемухи, кусочки сала и т.д.
Задание: Узнайте и назовите виды корма. “Покормить свою птицу ”.. Птицы: снегирь, свиристель, синица, сойка
Задания:
Синицы----------кусочек сала Клесты----------кедровые орехи Снегири--------ягоды рябины Воробьи----------пшено Голуби---------семена подсолнечника
Конкурс 5. «Конструкторское Бюро»
От каждой группы учащиеся демонстрируют сделанные кормушки, рассказывают о технологии их изготовления.
- Ребята, а что нужно помнить, когда вы укрепляете кормушки? 1) Укрепляя, не обламывать ветки, не повреждать стволы деревьев 2) В кормушке не должно быть снега. 3) Не бросать возле кормушки пакеты, банки, в которых приносите корм. 4) Следить, чтобы корм в кормушке был постоянно.
4. Рефлексия. - Наше занятие подошло к концу. Что главного для себя поняли? (Птицам, которые улетели в теплые края, там достаточно корма, а тем, которые остались зимовать с нами, трудно искать корм. И помочь им пережить трудную зиму должны мы, потому что мы научились этому на сегодняшнем уроке)
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
- Оцените работу в группе. Выскажите свои впечатления о занятии. - Что понравилось на уроке? Хотели бы продолжить наше исследование о птицах, теперь уже о перелетных? Пожмите друг другу руку и поблагодарите коллег по исследованию за совместную работу. Молодцы! Я уверена, что вы станете надёжными друзьями для всех птиц.
Учитель: Я надеюсь, этот праздник открыл для вас что-то новое и интересное и крепче станет дружба между людьми и птицами!
Выступление театра кукол со спектаклем «Курорт «Сосулька».
Все участники праздника дружно отправляются развешивать кормушки, кормить птиц.