Работу выполнила:
Паршакова Наталья Анатольевна
Учитель начальных классов
МОУ «Средняя
общеобразовательная школа №2»
Чурнушка 2011год
- самый важный праздник для всех православных. Церковь называет его праздником праздников и торжеством из торжеств. В этот день весь православный мир торжествует Воскресение Иисуса Христа. Праздник символизирует победу Света над тьмой, Жизни над смертью, Истины над грехом. Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей . Установленный день празднования — воскресенье . Пасха как великий христианский праздник особо почитается уже более 2 тысяч лет. В 2011г все православные будут его праздновать 24 апреля .
- - самый важный праздник для всех православных. Церковь называет его праздником праздников и торжеством из торжеств. В этот день весь православный мир торжествует Воскресение Иисуса Христа. Праздник символизирует победу Света над тьмой, Жизни над смертью, Истины над грехом. Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей . Установленный день празднования — воскресенье . Пасха как великий христианский праздник особо почитается уже более 2 тысяч лет. В 2011г все православные будут его праздновать 24 апреля .
К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом. —Установлен в подражание Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней. В течение всей первой недели поста запрещались всякие развлечения, театральные представления и музыка. А дома за столом - капуста кочанная с маслом, суп грибной... и уже нет мяса и в помине.
Никольский храм Чернушинского района
Канун самой строгой последней недели поста - Страстной, приходится на Вербное воскресенье , праздник Входа Господня в Иерусалим. В этот день освещаются ветки вербы. Освященные ветви раздаются молящимся.
Освященную в этот день вербу хранят целый года.
Верующие считали, что освященная верба защитит их от нечистого духа.
Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца, которые были символом весеннего возрождения природы, плодородия земли. Яйца, окрашенные в один цвет, называли крашенками . Если на яйце были крапинки, полоски, пятнышки другого цвета - крапинки . Яйца, раскрашенные от руки узорами, назывались писанки . Сейчас можно окрасить яйца в любой цвет с помощью пищевых красителей.В старину их красили преимущественно в красныйцвет. Первое полученное яйцо считалось священным, и его сохраняли
целый год.
Великий Четверг традиционно называют "чистым". В этот день убирали в избе, всё мыли и чистили. На Севере и в Средней полосе России было принято собирать и сжигать ветви можжевельника, для окуривания жилища и хлева. Считалось, что целебный можжевеловый дым защищал человека и "животинку" от нечисти и болезней. В Чистый Четверг был народный обычай очищения водой - купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца. В Чистый же четверг варили овсяный кисель для "ублажения" мороза.
С Четверга готовили пасху, пекли куличи, бабы, блины, мелкие изделия из лучшей пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, петушков, курочек, голубков, жаворонков. Но главное пасхальное угощенье — все же кулич, особый, праздничный святой хлеб. Секреты выпечки так же передавались из поколения в поколение. Существовало поверье: если кулич удался, то и дела весь год будут в порядке.
В Великую пятницу выносится из алтаря на средину храма плащаница – погребальное покрывало или полотно. Вышитое разноцветными нитями изображение тела Иисуса Христа. Плащаницу украшают живыми цветами. Она выносится для поклонения прихожанами и оставляется там до пасхальной полунощницы, затем снова вносится в алтарь.
В России, а также других православных странах, после молчания колоколов во время Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонится благовест. Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения.
Непосредственно перед Пасхой православные собираются в храме, откуда начинается крестный ход: впереди
священник с крестом, а за ним дети и взрослые с зажжёнными
свечами и с молитвами и пением псалмов
обходили вокруг храма. К полуночи шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени.
Илья Репин. Крестный ход в Курской губернии. 1880-83
В Пасху, как в важнейший праздник церковного года, совершается особо торжественное бого-служение. В Церкви c древних времен сложиласьтрадиция совершения Пасхального богослужения ночью; или в некоторых странах (например, Сербии) ранним утром — с рассветом.
Пасхальный огонь играет большую роль в
богослужении, а также в народных празднествах. Он символизирует Свет Божий.
Традиция ставить у алтаря во время ночной пасхаль-
ной службы большую свечу есть во всех христианских
странах. Люди уносят свечи с благословенным огнём .
Это приносит счастье в дом.
В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца В православной традиции на Пасху освящается артос — квасной хлеб особого освящения. Те, кто не мог причаститься на Пасху могли ощутить единство через вкушение общего хлеба.
Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято христосоваться, то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. Этот обычай идёт с апостольских времён: « Приветствуйте друг друга с целованием святым »
Б. Кустодиев Пасхальная открытка (1912)
А после службы, усталые, но радостные, люди расходились по домам. Дома всех ждали накрытые столы.
Остатки освященных в Церкви яиц, пирогов и мясных блюд (кости) закапывали в поле. Одно пасхальное яйцо сохраняли до начала сева. Его брали с собой идя первый раз сеять, чтобы урожая был богатым.
Было принято приглашать к столу тех, у кого не было возможности накрыть такой стол: нищих, убогих, больных
Художник: А. П. Суворов «Пасхальный стол».
На Пасху люди, по традиции празднично одетые.Вечером Пасхи прямо на церковном дворе начинаются народные гуляния,открывались ярмарки.В России народные гуляния с хороводами, играми, качелями продолжались в разных местностях от одного дня до двух-трёх недель и назывались Красная горка. Детишки устраивают «покатушки» — у кого яйцо дальше укатится. Пасхальное крашенное яйцо в русской культуре означало новую жизнь, возрождение. Пасхальные яйца в России катали по земле, чтобы она была плодородной.
Кустодиев. Хоровод. 1912.
На Руси традиционно украшали дом на праздник пасхальными венками, а иконы гирляндами из зелёных веток и живых цветов. Пасхальные венки собирали из любых весенних цветов и веток, используя крашеные яйца, фигурки животных, красные ленты. Венками украшали столы, дарили близким.
Многие из этих и других традиций остались в прошлом. В Пермском крае традиционно отмечается и соблюдаются обряды празднования Пасхи . И передаются из поколения в поколение. И можно надеяться на то, что наши дети и внуки тоже будут уметь красить пасхальные яйца и соблюдать другие пасхальные традиции наших предков.
Список используемой литературы:
«Пасха. Традиции. Обряды. Рецепты.» Авторы: Козлова И.С., Давыдова О.С. ООО ТД «Издательство. Мир книги»2008.«Встречаем Пасху».
Интернет ресурсы:
http :// www . paskha . net /,
http :// www . sunhome . ru / cards /28,
http :// www . solnet . ee / holidays / s 13. html ,
http :// ru . wikipedia . org / wiki /% D 0% AF % D 0% B 9% D 1%86% D 0% B 0_% D 0% A 4% D 0% B 0% D 0% B 1% D 0% B 5% D 1%80% D 0% B 6% D 0% B 5.
http://domprazdnika.ru/feasts/allfeasts/30/?rid=48
http://www.inkobrin.org/page-id-218.html
http://afisha.prm.ru/News/Pasha08
http://bk-gdk.narod.ru/prazdnik_pasha.htm
http://supercook.ru/700-rpk-10.html