Урок по изобразительному искусству во 2 классе по теме «Жанры изобразительного искусства. Натюрморт». Учитель Петрик Екатерина Павловна КГУ СОШ № 12 ГУ «Отдел образования г. Семей ВКО»
Тип урока: смешанный с использованием интерактивной доски.
Цель урока: познакомить с жанром «Натюрморт».
Задачи:
- познакомить с работами художников в этой области;
- научить анализировать изобразительные средства (композиция, рисунок, цвет, линия, свет, мазок), которые используют художники при создании картины. Уметь мысленно разложить форму сложных предметов до простейших составных;
- закрепить умение в использовании закономерностей линейной и воздушной перспективы;
- рисовать с натуры доступными графическими средствами.
Деятельность детей: анализ, формы предметов, расположения их в пространстве, пропорций, цветовых отношений; поисковая: построение композиции, цветовых оттенков на палитре, передача объема предметов с помощью цвета.
Оборудование:
Для учителя: компьютер, проектор, комплект слайдов «Искусство»; презентация песни Г. Гладкова, А. Кушнера «Если видишь на картине...» со слайдами; комплект слайдов «Натюрморт»; комплект слайдов «Виды натюрморта»; комплект слайдов «Репродукции картин»; комплект слайдов «Рисование натюрморта».
Для учащихся: терминокарта; листок с графическим заданием; альбом, простой карандаш, ластик.
Основание для применения компьютерных технологий: дефицит наглядных пособий, отсутствие качественного современного демонстрационного материала на печатной основе предполагает поиск новых форм наглядностей. Урок изобразительного искусства как ни один другой предмет школьной программы предусматривает широкий спектр наглядного демонстрационного материала. Именно поэтому оправдано и актуально обращение к информационным компьютерным технологиям и ресурсам.
Ход урока
I. Организация класса. Проверка готовности к уроку.
II. Повторение изученного материала. Беседа с демонстрацией слайдов:
- Мы начинаем новый урок по изобразительному искусству.
Как вы понимаете, что такое искусство в целом? (Слайд «Искусство» 1)
- Какие виды искусства вы знаете? (Слайд «Искусство» 2)
На уроках по изобразительному искусству мы говорили уже про жанры.
- Давайте перечислим жанры изобразительного искусства. (Слайд «Искусство» 3).
Презентация песни Г. Гладкова, А. Кушнера «Если видишь на картине...» с демонстрацией слайдов.
III. Введение в тему.
Беседа с демонстрацией слайдов:
- Мы прослушали песню о жанрах в изобразительном искусстве, просмотрели картины великих мастеров. Давайте повторим, что изображают художники на пейзажах? На портретах?
Сегодня мы более подробно остановимся на таком жанре изобразительного искусства как натюрморт. Для того, чтобы вы лучше запомнили наш материал, я предлагаю вам терминологическую карту.
Натюрморт - это изображение неживой природы. (Слайд «Натюрморт» 1)
- Перечислите, что вы запомнили, рассматривая натюрморты художников. Давайте сделаем вывод, что можно изобразить на натюрморте. (Слайд «Натюрморт» 2)
Рассказ учителя:
В изобразительном искусстве натюрмортом (от фран. "мертвая природа") принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины. В натюрморте выражается отношение человека к окружающему миру. Предметы, сделанные умелыми, трудолюбивыми, мудрыми руками, несут на себе отпечаток мыслей, желаний, влечений человека. Они служат ему, радуют его (Слайд «Натюрморт» 3). Натюрморт - сравнительно молодой жанр. Самостоятельное значение в Европе он получил лишь в XVII веке. Особенно полно и ярко натюрморт расцвел в Голландии. Художников привлекали особенности национального быта, родной природы, вещей, хранящих на себе отпечаток трудов и дней простых людей. Именно отсюда, из сознательного интереса к жизни народа, родились самостоятельные жанры бытовой картины, пейзажа, возник и натюрморт. Искусство натюрморта, сложившееся в XVII веке, определило основные качества этого жанра. Картина, посвященная миру вещей, рассказывала об основных свойствах, присущих предметам, окружающим человека, раскрывала отношение художника и современника к тому, что изображено, выражала характер и полноту познания действительности. Живописец передавал материальное бытие вещей, их объем, вес, фактуру, цвет, функциональную ценность предметов обихода, их живую связь с деятельностью человека.
Красота и совершенство домашней утвари определялись не только их необходимостью, но и мастерством их создателя.
Беседа с демонстрацией слайдов:
Мы сейчас просмотрели цикл произведений в жанре натюрморта. Все они были выполнены при помощи красок. Как вы думаете, можно ли изобразить предметы посуды, растения иначе? Вспомните, на уроках трудового обучения мы делали различные поделки. Демонстрация слайдов «Виды натюрморта» - вышивка, аппликация, оригами, лепка, сервировка стола.
IV. Практическая работа.
- Сейчас мы выполним упражнение «графический натюрморт». Перед тем, как приступить к работе, давайте отгадаем, какие инструменты и принадлежности нам потребуются. Загадки:
Черный Ивашка-
Деревянная рубашка,
Где носом поведёт,
Там заметку кладёт. (Карандаш)
Если ей работу дашь-
Зря трудился карандаш. (Резинка)
- Чтобы ваша работа была выполнена аккуратно и правильно, сделаем пальчиковую гимнастику.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Пальцев дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
Выполнение клеточного рисунка «Ваза». Повторение - симметричность предмета.
V. Физ. минутка:
- К нам приехал пароход из Америки! Дети: - Да ну?
- И привёз нам подарки! Дети: - Какие?
- Акварельные краски! Мы нарисуем ими радугу! (Движение рисования в воздухе радуги:
Красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.)
Повторение цветов радуги в движении:
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан (выполняются движения по тексту).
VI. Рассматривание работ великих мастеров, анализ картин.
А теперь мы совершим путешествие в залы музеев. По картинам можно судить о том, что художника привлекает все: и люди, и природа, и увиденные события, и предметный мир. Сегодня у нас состоится знакомство с картинами-натюрмортами. Натюрморт в переводе с французского языка означает «мертвая натура», «неживая природа». Давайте посмотрим, так ли это? Слайд 1 «Репродукции картин»
Сколько любви и восторженности живет в душе художника В.Стожарова. В своей картине «Лен» он сумел донести до нас красоту рукотворного искусства народа. Взгляните, как написал художник полотенце! Как пушистое облачко, как жемчужина, оно лежит на столе.
А почему художник положил пучок льна на полотенце?
- Полотенце льняное, поэтому они и вместе. Вместе они смотрятся как островок маленького льняного поля, над которым летает бабочка. Берестяной туес, прялка, веретено, полотенце - за всеми предметами можно увидеть человека.
Слайд 2 «Репродукции картин»
Однажды утром художник Илья Иванович Машков пришел в булочную, а там - чего только там не было! И хлеб, и булки, и булочки, пирожные, крендели. И все такое свежее и ароматное, аппетитное. Захотелось ему нарисовать все это богатство, чтобы другие люди удивились и порадовались красоте и изобилию. Слайд 3 «Репродукции картин».
До чего же яркая, нарядная, праздничная и «вкусная» картина! Художник Илья Иванович Машков назвал ее «Синие сливы».
- Разве здесь нарисованы только сливы?
- Какие еще фрукты вы видите?
Представим, будто перед нами развернулось фруктовое войско во главе с царем Апельсином. Стражники сливы хоть и небольшие, но плотно, крепко держат свой строй. Они здесь главные. Вот почему художник так назвал свою картину. А персики - как придворные, склонились в поклоне и почтительно слушают приказ своего царя. Слайд 4 «Репродукции картин».
Вы видите еще один натюрморт с фруктами художника Аслабазяна.
- Как вы думаете, какое настроение было у художника, когда он писал эту картину?
- Чему он был рад?
- Да, обилию фруктов! Как их много, какие они все красивые, нарядные!
Слайд 5 «Репродукции картин».
Прекрасны натюрморты с цветами. Художники не просто изображают цветы, они с кистью в руке размышляют о любви, красоте, радости, тревоге и грусти.
Перед вами картина И. Крамского «Флоксы». Фон картины написан в темных тонах. Цветы выделяются ярким красно-лиловым пятном, блики на темно-синем кувшине подчеркивают торжественность натюрморта. Художник хочет нам сказать, что в жизни всегда есть место ярким и мрачным событиям.
Слайд 6 «Репродукции картин». Натюрморт В. Ван Гога «Подсолнухи» - символ света, тепла и солнца.
Слайд 7 «Репродукции картин». К. Коровин в своих живописных работах главным выразительным средством делает цвет.
Слайд 8 «Репродукции картин» Широкую, сочную манеру работы красками перенял от К.Коровина и его ученик - А. Герасимов. Яркость красок на полотнах вызывает жизнерадостное настроение. Мы вместе с художниками восхищаемся красотой букетов роз - настоящим чудом природы.
VII. Практическая работа. Беседа:
Каждый художник должен уметь видеть красоту в обыденном. Вы тоже можете найти её в обычных вещах и предметах. Натюрморт может быть составлен из двух и более предметов, разных по форме, цвету и материалу. Чтобы натюрморт был интересным, надо стараться подбирать предметы разные по величине и форме.
Для обучающего натюрморта возьмём два предмета - кувшин и яблоко. Предметы на натюрморте расположены по правилу: крупные предметы сзади, а более мелкие - впереди.
Рисование натюрморта.
Натурная постановка натюрморта должна состоять из хорошо знакомых тебе объемных предметов. Составим натюрморт из двух простых предметов — это кувшин и яблоко (слайд 1 «Рисование натюрморта»)
На первом этапе сравни высоту всей группы с ее длиной, это подскажет тебе верное расположение листа. В данном случае оно вертикальное. Простым карандашом отметь основную пропорцию всего натюрморта.
Пропорция — это отношение одного размера к другому, (слайд 2 «Рисование натюрморта»)
(слайд 3 «Рисование натюрморта»)
Определи высоту самого высокого предмета (это будет кувшин) и штрихами укажи положение его крайних точек.
Ты должен помнить, что изображению надо найти такое расположение на листе, чтобы у зрителя не возникало желание увеличить или уменьшить его, сдвинуть вправо или влево, опустить вниз или поднять вверх.
На втором этапе построения натюрморта постарайся отметить место расположения яблока. Оно находится слева и слегка загораживает часть ковша. Теперь уточни форму кувшина и яблока, сравнивая и сопоставляя их с натурой.
Заверши работу над рисунком натюрморта более тщательной прорисовкой деталей, то есть уточни направление ручки, ее ширину, прорисуй ободок кувшина и наметь границу света и тени.
Самостоятельная работа.
VIII. Итог урока.
- О каком жанре изобразительного искусства мы с вами сегодня беседовали?
- Что вам запомнилось?
4