Проблемное обучение эффективно влияет на процесс формирования творческого типа деятельности и способствует развитию мышления и практических действий. Презентация на тему "Технология проблемно-диалогического обучения" содержит структуру проблемного урока, методы и приемы создания проблемных ситуаций на уроке. Презентация предназначена для учителей начальных классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология проблемно-диалогического обучения»
МБОУ Новониколаевская ООШ
Технология
проблемно – диалогического обучения
ПОДГОТОВИЛА: РЕВА
СВЕТЛАНА ЕВГЕНЬЕВНА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Скажи мне – и я забуду.Покажи мне – и я запомню.Вовлеки меня – и я научусьКитайская пословица
Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учителя и учащегося при максимальной самостоятельности первого и общем руководстве второго.
Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.
Для достижения этой цели надо решать следующие задачи:
создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования
повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями
применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.
Проблемное обучение решает следующие задачи:
стимулирует мотивацию учения;
повышает познавательный интерес;
формирует самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления;
развивает творческие способности;
формирует убеждения;
формирует навыки исследовательской деятельности;
развивает коммуникативные компетенции.
Структура проблемного обучения
I этап - постановка педагогической проблемной ситуации, организация появления у учащихся вопроса
II этап – формулирование проблемы
III этап - поиск решения проблемы, выдвижение и проверка различных гипотез
IV этап - "Ага-реакция", появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания
Структура проблемного обучения
V этап – анализ результатов
VI этап – формулирование выводов
VII этап – применение нового знания
Характеристика проблемного обучения
Деятельность
Традиционное обучение
Учитель
Проблемное обучение
сообщает готовые знания: объясняет новый материал, показывает новые положения, подкрепляет их примерами
Учащиеся
организует самостоятельную работу, управляет их учебными действиями; развивает навыки исследовательской деятельности
воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются, упражняются и т.п
учатся формулировать проблему, осуществлять самостоятельные действия по ее решению; организуют самоконтроль и самооценку деятельности
Характеристика проблемного обучения
Традиционное обучение
Мотивация
Проблемное обучение
непосредственное побуждение
Методы обучения
объяснительно-иллюстративные
интеллектуальные мотивы
Результаты обучения
исследовательские, активные
готовые знания
знания – убеждения, творческие способности, компетенции
Приёмы создания проблемных ситуаций
подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;
побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
Приемы создания проблемных ситуаций
ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения;
определить проблемные теоретические и практические задания;
ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).
Структура проблемного урока
1.Организационный момент
- включение детей в деятельность;
- выделение содержательной области.
2. Актуализация знаний
- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания;
- фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.
Структура проблемного урока
3. Постановка учебной проблемы
- определение затруднения, его место.
- определение необходимости нового знания.
4. «Открытие» учащимися нового знания
- выдвижение гипотезы;
- проверка гипотезы.
Структура проблемного урока
5. Первичное закрепление
- внешнее оформление новых алгоритмов;
- фиксирование уже оформленного знания.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе;
- самостоятельное решение типовых заданий;
- самостоятельная проверка учащимися своей работы.
Структура проблемного урока
7. Повторение
- включение нового материала в систему знаний;
- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.