Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии по ФГОС»
Современные педагогические технологии в рамках ФГОС ОО
ТЕХНОЛОГИЯ(отгреч.téchne — искусство, мастерство, умение игреч.logos — изучение)— комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами
Г.Ю. Ксенозова
М.В. Кларин
«Такое построение деятельности педагога,
«Системная совокупность и порядок
функционирования всех личностных,
в котором все входящие в него действия
представлены в определенной целостности
инструментальных, методических средств,
используемых для достижения
и последовательности, а выполнение
предполагает достижение необходимого
педагогических целей».
результата и имеет вероятностный
прогнозируемый характер».
ЮНЕСКО
«Системный метод создания,
применения и определения
всего процесса преподавания
и усвоения, ставящий своей задачей
оптимизацию форм
образования».
В.П. Беспалько
«Совокупность средств и методов
воспроизведения процессов обучения
и воспитания, позволяющих успешно
реализовать поставленные
образовательные цели».
Педагогическая
технология
В.М. Монахов
«Продуманная во всех деталях
модель педагогической
деятельности, включающая в себя
проектирование, организацию и
Проведение учебного процесса с
безусловным обеспечением
комфортных условий для учащихся
и учителя».
В.В. Гузеев
«Это упорядоченная совокупность действий,
операций и процедур, инструментально
обеспечивающих достижения
прогнозируемого результата в изменяющихся
условиях образовательно-воспитательного
процесса».
Образовательные технологии
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
- Педагогика сотрудничества- Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили- Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
- Игровые технологии- Проблемное обучение- Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов)- Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
Образовательные технологии
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
-Технологии уровневой дифференциации
-Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов)
- Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н.Закатова).
- Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков)
- Технология программированного обучения
- Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)
- Групповые технологии
- Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.
Образовательные технологии
Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
- «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)- «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов)- Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М.Эрдниев)- Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович)
Частнопредметные педагогические технологии
- Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев)- Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев)- Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин)- Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев)- Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)
Образовательные технологии
Альтернативные технологии- Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)- Технология свободного труда (С.Френе)- Технология вероятностного образования (А.М.Лобок)- Технология мастерских
Природосообразные технологии- Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)- Технология саморазвития (М. Монтессори)
Технологии развивающего обучения- Общие основы технологий развивающего обучения- Система развивающего обучения Л.В.Занкова- Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.- Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов)- Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская)-Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
Современные образовательные технологии
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
Педагогика сотрудничества
Педагогика сотрудничества
Особенности методики:
гуманно-личностный подход к ребёнку-новый взгляд на личность как цель образования,
гуманизация и демократизация педагогических отношений,
отказ от прямого принуждения как метода не дающего результатов в современных условиях,
формирование положительной Я-концепции.
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс:
-содержание обучения рассматривается как средство развития личности,-обучение ведётся прежде всего обобщённым знаниям, умениям и навыкам, способам мышления,-вариативность и дифференциация обучения,-создание ситуации успеха для каждого ребенка.
Педагогика сотрудничества
Концепция воспитания:-превращение школы Знания в школу Воспитания,- постановка личности школьника в центр всей учебно- воспитательной системы,-гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей,-развитие творческих способностей ребёнка.
Педагогизация окружающей среды:- сотрудничество с родителями,-взаимодействие с общественными и государственными институтами защиты детства,-деятельность в микрорайоне школы.
Технология проектного обучения
Исходный лозунг основателей системы проектного обучения:
« Всё из жизни, всё для жизни».
Цель проектного обучения:создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Технология проектного обучения
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
процесс обучения строится на логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
процесс обучения строится на логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.
глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.
Технология проектного обучения
Суть проектного обучениясостоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
Игровые технологии
Проблемное обучение
Игровые технологии
Игра– это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
Игра несёт на себе функции:
психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;
психотерапевтические, помогая ребёнку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие;
технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.
Игровые технологии
Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры,учебный материал используется в качестве средства игры,в учебную деятельность включается элемент соревнования,успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Педагогические игры по характеру педагогического процесса подразделяются на группы:
По игровой методике:предметные,сюжетные,ролевые,деловые,имитационные,драматизации.
Младший школьный возраст-игры и упражнения , формирующие умение выделять основные , характерные признаки предметов,сравнивать, сопоставлять их.
Проблемное обучение
Проблемное обучение -
это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Результат проблемного обучения:
Творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проблемное обучение
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия в практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);
- ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).
Технологии «ТРИЗ» (технология решения изобретательских задач)
ТРИЗ - педагогикаставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Её отличие от известных средств проблемного обучения – в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики. Под методом решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приёмы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие зарубежные методы, как мозговой штурм.
Портфолио
Портфолио–технология, позволяющая решать проблему объективной оценки результатов деятельности
Портфолио–технология планирования профессиональной карьеры
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
Технология уровневой
дифференциации
обучения
Компьютерные
(новые информационные)
технологии
Групповые технологии
Технология уровневой дифференциации
Дифференцированное обучение-это форма организации учебного процесса , при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа).
Индивидуально- психологические особенности детей, составляющие основу формирования гомогенных групп:
* по полу( мужские, женские, смешанные классы, команды),*по области интересов (гуманитарные, физико- математические, биолого-химические и др. группы)
*по уровню умственного развития (уровню достижений),*по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения и т. д. )
Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация (Н.П.Гузик):*внутриклассная дифференциация обучения ,*развивающий цикл уроков по теме.
Технология уровневой дифференциации
По каждой учебной теме пять типов уроков:1- урок общего разбора темы ( лекция),2-комбинированные семинарские занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся(от 3х до 5 уроков),3- уроки обобщения и систематизации знаний (тематические зачёты),4-уроки межпредметного обобщения материала( уроки защиты тематических заданий),5-уроки- практикумы.
Разноуровневые задания для учащихся(дидактический материал для самостоятельных работ, решения задач, лабораторных и практических заданий):первый вариант С- соответствует обязательным результатам обучения(стандарт),второй вариант В-предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника,третий вариант А- включение дополнительных заданий из вспомогательной учебно-методической литературы.
Выбор программыизучения каждого из предметов предоставляется самому школьнику.При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию- индивидуальный учёт достижений каждого учащегося.
Обучение в сотрудничестве(групповые технологии)
Цели-
*обеспечение активности учебного процесса,
*достижение высокого уровня усвоения содержания.
Особенности организации:-класс на уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач,- каждая группа получает определённое задание и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя,
-задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы,-состав группы непостоянный, он подбирается с учётом того, чтобы могли реализовываться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Групповые технологии
Технологический процесс групповой работы:
1.Подготовка к выполнению группового задания-*постановка познавательной задачи (проблемной ситуации),*инструктаж о последовательности работы,*раздача дидактического материала по группам.
2.Групповая работа:*знакомство с материалом,* планирование работы в группе*распределение заданий внутри группы,*индивидуальное выполнение задания,*обсуждение индивидуальных результатов работы в группе,*обсуждение общего задания группы(замечания, дополнения, уточнения, обобщения),*подведение итогов группового задания.
3.Заключительная часть-*сообщение о результатах работы в группах,*анализ познавательной задачи,*общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
Разновидности групповых технологий:
* групповой опрос,* нетрадиционные уроки-* урок-конференция,* урок-суд,* урок- путешествие,* урок-игра,* интегрированный урок и др.
Компьютерные(новые информационные) технологии обучения
Цели:
формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей,
подготовка личности «информационного общества»,
дать ребёнку так много учебного материала, как только он может усвоить,
формирование исследовательских умений,умений принимать оптимальные решения.
Главная особенность методик компьютерного обучения заключается в том, что компьютерные средства являются интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог.
Компьютерные(новые информационные) технологии обучения
Компьютер используется на всех этапах процесса обучения-* при объяснении нового материала,*при закреплении знаний,*при повторении,*при контроле ЗУН.
В функции учителя компьютер представляет:* источник учебной информации;* наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
*индивидуальное информационное пространство;* тренажёр;* средство диагностики и контроля.
Исследовательская деятельность
Учебно-исследовательская деятельность– это деятельность, направленная на обучение учащихся алгоритму ведения исследования, развитию у них исследовательского типа мышления
Этапы построения учебного исследования:
Постановка проблемыПостановка целей и задач исследованияФормулировка рабочей гипотезыИзучение теоретического материалаПодбор и освоение методик исследованияСбор материалаАнализ и обобщение собранного материалаПредставление результатов работы
Постановка проблемыПостановка целей и задач исследованияФормулировка рабочей гипотезыИзучение теоретического материалаПодбор и освоение методик исследованияСбор материалаАнализ и обобщение собранного материалаПредставление результатов работы
Постановка проблемыПостановка целей и задач исследованияФормулировка рабочей гипотезыИзучение теоретического материалаПодбор и освоение методик исследованияСбор материалаАнализ и обобщение собранного материалаПредставление результатов работы
Постановка проблемыПостановка целей и задач исследованияФормулировка рабочей гипотезыИзучение теоретического материалаПодбор и освоение методик исследованияСбор материалаАнализ и обобщение собранного материалаПредставление результатов работы
Постановка проблемы
Постановка целей и задач исследования
Формулировка рабочей гипотезы
Изучение теоретического материала
Подбор и освоение методик исследования
Сбор материала
Анализ и обобщение собранного материала
Представление результатов работы
Технологии развивающего обучения
Система развивающего обучения Л.В. Занкова,
технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова,
системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов),
личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская).
Технологии развивающего обучения
Новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно- иллюстративному.
Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидума.
В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.
В развивающем обучении ребёнок является полноценным субъектом деятельности.
Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребёнка.
Личностно ориентированноеразвивающее обучение
Технология личностно ориентированного обученияпредставляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и ученья, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Ее содержание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности.
Личностно ориентированноеразвивающее обучение
Технология личностно ориентированного обученияпредставляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и ученья, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Ее содержание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности.
Современные образовательные технологии
Личностно ориентированноеразвивающее обучение
Для каждого ученика составляется образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками. Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям ученика, динамике его развития под влиянием обучения.
Личностно ориентированноеразвивающее обучение
Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то ее методическую основу представляютиндивидуализацияидифференциацияучебного процесса. Исходным пунктом любой предметной методики являетсяраскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика.
Личностно ориентированноеразвивающее обучение
Постоянно наблюдая за каждым учеником, выполняющим разные виды учебной работы, педагог накапливает банк данных о формирующемся у него индивидуальном познавательном «профиле», который меняется от класса к классу. Профессиональное наблюдение за учеником должно оформляться в виде индивидуальной карты его познавательного (психического) развития и служить основным документом для определения (выбора) дифференцированных форм обучения (профильных классов, индивидуальных программ обучения и т.п.).
Технология саморазвивающего обучения(Г.К.Селевко)
Особенности содержания
Технология саморазвивающего обучения включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы
1.«Теория»- освоение теоретических основ самосовершенствования. В учебный план школы вводится существенная, принципиально важная компонента курс«Самосовершенствование личности»с I по XI класс.
2. «Практика»- формирование опыта деятельности по самосовершенствованию. Эта деятельность представляет внеурочные занятия ребенка во второй половине дня.
3. «Методика»- реализация форм и методов саморазвивающего обучения в преподавании основ наук.
Технология саморазвивающего обучения(Г.К. Селевко)
Курс«Самосовершенствование личности»дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Этим курсом реализуется положение о ведущей роли теории в развитии личности; он является теоретической базой для всех учебных предметов.
Технология саморазвивающего обучения(Г.К. Селевко)
Курс построен с учетом возрастных возможностей и представляет следующую структуру по классам:
I-IV классы - Начала этики (саморегуляция поведения);
V кл. - Познай себя (психология личности);
VI кл. - Сделай себя сам (самовоспитание);
VII кл - Учись учиться (самообразование);
VIII кл. - Культура общения (самоутверждение);
IX кл. - Самоопределение;
X кл. - Саморегуляция;
XI кл. - Самоактуализация.
Технология саморазвивающего обучения(Г.К.Селевко)
В процессе занятий половина учебного времени отводится практической, лабораторной и тренинговой формам работы, включающим
• психолого-педагогическую диагностику и самодиагностику учащихся;
• составление программ самосовершенствования по разделам и периодам развития;
• осмысливание, рефлексию жизнедеятельности;
• тренинги и упражнения по самовоспитанию, самоутверждению, самоопределению и саморегуляции.
Интерактивные технологии
Термин interactive learning (англ.) обозначает обучение , основанное на активном взаимодействии с учителем. По существу, оно представляет один из вариантов коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают. Иначе говоря, интерактивное обучение - это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двухсторонним обменом информацией между ними
3 режима информационного обмена:
Экстраактивный режим: . Ученик выступает в роли пассивного обучаемого. Этот режим характерен для лекций, традиционной технологии. Такой режим чаще всего является пассивным, не вызывает субъектной активности ребёнка, так как учение представлено в основном активностью обучающей среды.
Интраактивный режим: информационные потоки идут на ученика или группу, вызывают их активную деятельность, замкнутую внутри них. Ученики выступают здесь как субъекты учения себя, учащие себя. Этот режим характерен для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития.
Интерактивный режим: в этом случае информационные потоки проникают в сознание, вызывают его активную деятельность и порождают обратный информационный поток, от ученика к учителю. Информационные потоки, таким образом, или чередуются по направлению, или имеют двухсторонний (встречный) характер: один поток исходит от учителя, другой - от ученика. Этот режим и характерен для интерактивных технологий
Целевые ориентации:
активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся;
возбуждение внутреннего диалога ученика;
обеспечение пониманию информации, являющейся предметом обмена;
индивидуализация педагогического взаимодействия;
вывод ученика на позицию субъекта обучения;
достижение двухсторонней связи учителя и ученика
Задача учителя-ведущего в интерактивной технологии:
фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией:
Цель технологии– обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в процесс обучения.
Исходные научные идеи:
Критическое мышление:
способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;
облегчает понимание различных «взглядов на мир»;
позволяет воспитанникам использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
Технологияразвития критического мышления
Критерии оценки результата в условиях технологии развития критического мышления учащихся
Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:
Оценка (Где ошибка?)
Диагноз (В чём причина?)
Самоконтроль (Каковы недостатки?)
Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?)
Прогноз (Постройте прогноз).
Технология «Дебаты»
Формирует умения
Умение критически мыслитьУмение отделить важную информацию от второстепеннойУмение определить и вычленить проблемуУмение определить причины и возможные последствияУмение определить факты и мненияУмение эффективно решать проблемыУмение оценивать доказательстваУмение работать в команде
Умение критически мыслить
Умение отделить важную информацию от второстепенной
Умение определить и вычленить проблему
Умение определить причины и возможные последствия
Умение определить факты и мнения
Умение эффективно решать проблемы
Умение оценивать доказательства
Умение работать в команде
Какую бы педагогическую технологию мы не применяли в учебном процессе, все же реализуется она через систему учебных занятий, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности.