Просмотр содержимого документа
«"Сказки о гласных звуках"»
ФОНЕТИЧЕСКИЕ СКАЗКИна уроках русского языкав 1 классе
Творческая группа
МО учителей 1 классов
2019-2020уч.год
Одно из значений слова фонетика— звуковой строй языка . Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Иными словами, особенность формирования речи напрямую зависит от степени развития фонематического слуха — слуха, позволяющего человеку воспринимать речевые звуки (фонемы), способность к их анализу и синтезу.
Последовательность работы над каждым звуком такова:
1. знакомство со звуком — выделение его на слух;
2. уточнение артикуляции звука;
3. определение характеристик звука (гласный — согласный, глухой — звонкий);
4. выделение на слуховом уровне звука из ряда других звуков, слогов, слов;
6. определение места звука в слове (с опорой на картинки);
7. определение твердости — мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки;
8. составление слогов, слов из заданных звуков;
9. подбор слов с определенным звуком.
Знакомство детей с буквой проходит в следующей последовательности:
1. знакомство с буквой: рассматривание, сравнение с предметами окружающей действительности (на что похожа), выделение ее элементов, прослушивание стихотворения о букве;
2. «печатание» буквы в воздухе, далее — в тетрадях по образцу;
3. чтение слогов с изучаемой буквой по таблицам.
Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению — не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи. Эту задачу с легкостью решит любой желающий, если, читая или рассказывая сказку, сначала сам, а затем вместе с ребенком (детьми) будет:
1. четко артикулировать и пропевать звуки (длиннее-короче, выше-ниже) так, как указано в тексте;
2. отхлопывать ритм «песен» каждого звука;
3. «дирижировать» — демонстрировать рукой продолжительность звука, высоту звучания голоса;
4. имитировать игру на музыкальных инструментах, следуя ритмическому рисунку той или иной «песенки»;
5. использовать наглядный материал из приложения для «записи» и «чтения песен» звуков. При этом следует показывать:
o протяжный звук — ведением руки в воздухе по горизонтальной линии;
o отрывистый звук — резким разведением (растопыриванием) предварительно сомкнутых пальцев;
o повышение звука — подниманием руки вверх;
o понижение звука — опусканием руки вниз.
Жил-был звук А . Он любил петь, широко открывая рот: «А». Иногда звук А пел очень тихо: «А, А, А.» Иногда — очень громко: «А, А, А».
Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню:
- А_А_ А_А_ А_А_А_.
Бывали времена, когда звук А играл на барабане:
ААааа, ААааа.
А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:
Сказка первая — о звуке А
Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.
Сказка вторая — о звуке У
Жил да был звук У . У звука У была удивительная особенность: когда он пел, то вытягивал губы трубочкой, отчего все его песни становились похожи на гудок: «У, У, У».
Звук У умел гудеть как пароход: «У, У, У» . Умел звук У гудеть и как поезд:
- У У_ У У__ У У__.
Звук У умел гудеть и тихо:
- У_ У_ У__, — и громко: У_ У_ У_.
Но больше всего звук У любил играть на трубе:
- УуУууууу У, УуУууууу У.
Заслышав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши и подпевали:
- ___________ УуУууууу У___________, УуУууууу У _______________.
Веселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда звук У трубил отбой:
- У_У_ у у У У У_У_ у у У__У
Все расходились, а песня звука У раздавалась все тише и тише:
- _____________ У_У_ у у У___, У...
Так звук У утром помогал вставать, а вечером напоминал, что пора ложиться спать.
Сказка третья — о звуке О
Жил-был звук О . Очень звук О любил петь. Пел он много и с душою. Когда звук О пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «О, О, О».
Звук О был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!»
Звук О мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят:
- О О О_ О О О_ О О О_О О О О_.
В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко...»
Очень многим нравился звук О . Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.
Сказка четвертая — о звуке И
Жил-был звук И . Рот у интересного и привлекательного звука И всегда широко-широко улыбался, и от этого песни его звучали игриво: «И, И, И».
Иногда звук И играл на свирели. И тогда вокруг разносились самые разные мелодии, которые звучали и высоко:
- И_ И И И__, И_ И И И__.
И низко:
- ИИИИИИ И_.
И протяжно:
- И_ И_ И__.
И отрывисто:
- ИИ и и и, ИИ иии.
Но больше всего окружающим нравилось слушать в исполнении звука И песню о Чижике-пыжике:
- ИИ ИИ ИИИ_, ИИ Иии ИИ И_.
Когда звук И прилежно выводил мелодию на свирели, все ему подпевали прихлопывая, притопывая, любуясь его широкой улыбкой.
Сказка пятая — о звуке Э
Жил да был звук Э . Звук Э всегда чем-то интересовался. При этом его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят: «Э, Э, Э».
Звук Э задавал много разных вопросов: «Это что? Это зачем? Это почему?»
Звук Э был известен и тем, что любил петь протяжные песни:
—э э э, э э э.
Больше других ему нравилась такая песня:
э э э э э э
э э э э э э,
э э э э э э
э э э э э э.
Так и жил звук Э : задавал вопросы, и получив на них ответы, распевал свои протяжные песни, приоткрывая рот и приподнимая язык.
Сказка шестая — о звуке Ы
Жил-был звук Ы . Известен был звук Ы своим низким голосом. Звучал его голос низко-пренизко оттого, что пел звук Ы , немного улыбаясь приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком: «Ы, Ы, Ы».
Звук Ы умел петь и протяжно:
- Ы_ Ы_ Ы_
И отрывисто:
- Ы Ы ы ы ы.
Иногда звук Ы играл на барабане:
- ыыыыы ы, ыыыыы ы.
Иногда — пел тихие колыбельные песни:
- Ы Ы Ы Ы Ы_Ы Ы_, Ы Ы Ы Ы Ы_Ы Ы_.
Звук Ы жил тихой спокойной жизнью, радовал окружающих красивым, низким бархатным голосом, всегда немного улыбался, оттягивая язык назад.
Сказка «Живые звуки»
Часть I
Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер: А — радостный и веселый, У — угрюмый, задумчивый, О — очень любил всему удивляться, И — игривый, улыбчивый, Э — медлительный, рассудительный, Ы — самый серьезный и хмурый.
А О У Ы И Э
Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько — высоко:
- А, О, У, Ы, И, Э.
И низко:
- А, О, У, Ы, И, Э.
Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть ГЛАСНЫМИ и красные рубашки подарили.
Но однажды задумались звуки:
- Как же так, — говорит А , — у всех есть дома, а у нас нет.
- У зверей — у кого дупло, у кого берлога, — поддержал У .
- О, и у каждой птички есть гнездо, — подхватил О .
- И люди в домах живут, — тихонько заметил И .
- Это что же получается, одни мы без постоянного места жительства, — возмутились Э и Ы .
Подумали-подумали да и начали дома мастерить. А да И нашли по три палочки. А сделал шалаш с перекладиной. И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.
У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности.
О увидело колесо, оно ему и подошло. Э долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился — домик появился и у него.
Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть БУКВАМИ.
У звука А — домик-буква А , у звука У — домик-буква У , у звука О — домик-буква О , у звука И — домик-буква И , у звука Э — домик-буква Э , у звука Ы — домик-буква Ы .
С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.
Часть II
Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса, вдруг слышат что-то странное, непонятное: «Й Й Й Й...» Смотрят — какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит: «Й... Й... Й...»
Прислушался И и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали И-кратким , потому что звучит он отрывисто, коротко, и расслышать его не всегда легко.
Слушали-слушали звуки и наконец поняли — это И-краткий в хор к ним просится. Вышли гласные, встали в кружок и стали думу думать, как же И-краткого петь научить.
Все у него хорошо: голос и звонкий, и мягкий, и нежный, а звук тянуть не может...
Для начала домик ему построили — такой же, как у его родственника, звука И, но с козырьком, для отличия. Домик И-краткого назвали буквой И-краткой.
Обрадовался И-краткий, благодарит всех за домик-букву:
- Й..., Й.., Й...
Поселился И-краткий в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать:
- Й..., Й..., Й
Слушал-слушал А , да и говорит:
- А давай-ка попробуем спеть вдвоем.
Ты начинай, а я подхвачу.
И-краткий согласился, и они запели:
ЙА, ЙА, ЙА.
- У вас здорово получается, — задумчиво протянул У , — ну а со мной петь будешь? — обратился он к И-краткому.
- Буду, — ответил тот, не задумываясь.
И тут же все услышали:
- ЙУ, ЙУ, ЙУ.
- О, как хорошо! Спой теперь со мной, — попросил О . - Пожалуйста.
ЙО, ЙО, ЙО, — полилась новая песня.
- Э, я не хочу оставаться в стороне, — рассудил Э , — споем вместе, — предложил он И-краткому.
Следующая песня звучала так:
- ЙЭ, ЙЭ, ЙЭ.
Радуется И-краткий: поет с А — получается «ЙА, ЙА, ЙА »,
поет с У — получается «ЙУ, ЙУ, ЙУ»,
поет с О — получается «ЙО, ЙО, ЙО »,
поет с Э — получается «ЙЭ, ЙЭ, ЙЭ».
Опечалены были только И да Ы .
- Мило, очень мило, — вздыхал И , слушая пение друзей, — хотелось бы мне спеть с И-кратким, но если я запою, его вообще никто не услышит, мы же родственники.
- Мы с И-кратким тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, — горевал Ы .
Так сидели они, слушали песни: «ЙА», «ЙУ», «ЙО», «ЙЭ», тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы И-краткий мог выступать с концертами со звуком А, со звуком У, со звуком О, со звуком Э.
Подумали-подумали да и смастерили четыре домика.
Первый домик назвали буквой Я ,
в нем И-краткий стал петь со звуком А.
Второй домик назвали буквой Ю , в нем И-краткий стал петь со звуком У.
Третий домик назвали буквой Ё , в нем И-краткий стал петь со звуком О.
Четвертый домик назвали буквой Е , в нем И-краткий стал петь со звуком Э.
Так до сих пор и поют в домиках-буквах Я, Ю, Ё, Е.
А звук И-краткий за то, что согласился петь с гласными, стали называть согласным, да прибавлять «звонкий, мягкий». Голос-то у И-краткого действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий.
Фонетическая сказка
«Как гласные звуки спасли звук «Й»
Тише! Слышите: кто-то зовет на помощь… Мы приблизились к Кощееву Замку.
Садитесь удобно, по-турецки и послушайте сказку «Как гласные звуки «А», «О», «Э», «У» спасли звук «Й» .
И так… подошли гласные звуки к замку Кощея, открыли могучую дубовую дверь, а за ней звук «Й» сидит, плачет.
- Прыгнул на помощь в замок звук «А»
- Э! А как же я? Воскликнул звук «Э»
- О! Как же вы справитесь без меня? Удивился звук «О»
У! Загудел звук «У» . Я тоже помогу!
- Попасть то они попали в замок, да как выбраться не знают: сидит Кощей знакомые буквы караулит.
- Стали думать звуки как им Кощея обмануть и незаметно выбраться из замка… И придумали. Как вы думаете, что придумали звуки?
- А придумали звуки вот какую хитрость:
Надо спрятаться 2-м звукам в одну букву и тогда Кощей не догадается, что идут не один звук, а целых два звука!
- Попробуйте догадаться, в какую букву могли превратиться стоящие рядом звуки «Й» и «А». Для этого произнесите эти 2 звука быстро друг за другом: «Й» «А». Что получилось? («Й» + «А» = Я) .
- Давайте проверим, действительно, ли надежно спрятались звуки. Догадайтесь, какие 2 звука спрятались в букве Я? Ё? Ю? Е?
- Выбрались звуки из Замка, а Кощей их не узнал в новых буквах. Незамеченными вернулись они домой.
- Дружным парам звуков так понравилось жить вместе, что они не стали расставаться, а так и остались находчивыми буквами Я, Е, Ё, Ю !
Гласные исогласные
В некотором царстве, в некотором государстве, в старинном бумажном замке жили-были братья-звуки.
Жили они в мире и согласии до тех пор, пока один из братьев не заявил: «Братья, а ведь вы все никому не нужны!»
Что тут произошло?! Звуки возмутились, подняли невероятный шум. Каждый стал на все лады расхваливать свои достоинства.
- Я самый главный, я самый круглый, аккуратный, меня очень легко произносить, - заявил звук О.
- Нет, я важнее тебя, - прожужжал звук Ж. – Меня хотя и труднее произносить, но я шире тебя; без меня не могут обойтись многие слова, а жук даже похож на меня!
- Подумаешь – широкий! Подумаешь – важный! А у меня зато длинный хвостик, и я умею гудеть, - загудел звук У.
В спор вступили со временем и остальные звуки. Они спорили так громко и до тех пор, пока не разбудили своим криком спящую фею – Фонетику . Эта фея славилась своей добротой и мудростью. Прилетев к замку, она сразу взялась за дело, Фея созвала самых крикливых и голосистых братьев (А, О, У, Ы, И, Э) и назвала их гласными . А остальных, более тихих и спокойных, которые всегда соглашались с гласными, - согласными . Согласные звуки не могли кричать и петь так, как гласные, но тоже пошумели: пыхтели – п-п-п, шипели – ш-ш-ш, свистели – с-с-с.
Фонетика сказала им, что каждый из них одинаково нужен, и лишь вместе они полезны людям. С помощью звуков составляются слова, люди их произносят, затем объединяют в предложения, при помощи которых общаются между собой. Звуки с интересом слушали Фею. А потом она предложила произнести слово «мама»: согласному звуку М без гласного А, а гласному А без согласного М. И все услышали вначале только мычание М-М, а затем лишь крик – А-А. Друг без друга им оказалось не обойтись. Всем стало ясно, что все звуки важны и жить надо, как и прежде, дружно. А чтобы звуки не скучали и не сидели без дела, мудрая Фонетика ознакомила их с интересными играми: «Назови звук правильно», «Гласный или согласный», «Звук заблудился», «Измени слово», «Отгадай звуковой ребус», «Как кошку превратить в мышку, тигров в игры» и другими.
Эта история произошла с девочкой Машей. Как, вы не знаете Машу? Это же лучшая ученица второго класса.
Она была очень старательной, выучила все правила правописания. Только вот никак не могла подружиться с буквосочетаниями ЦЫ и ЦИ . Она не могла понять, почему это ей, такой сообразительной девочке, не поддаются такие простые сочетания. Они так часто встречаются в стихотворении, которое она недавно выучила, но написать правильно слова с сочетаниями ЦЫ и ЦИ так и не смогла.
О том, как ЦИ спорило с ЦЫ
Ц… пленок в ц… рке выступал,
Играл он на ц… мбалах ,
На мотоц… кле разъезжал
И ц… фр знал немало.
Он из ц… линдра доставал
Морковь и огурц… .
И только одного не знал,
Где И , а где же Ы .
Маша очень переживала. Но вот однажды приснился ей сон. Будто идет она по стране Правописания . Так чисто и красиво вокруг, везде порядок. Вот резвятся знакомые ей сочетания ЖИ и ШИ, ЧА и ЩА, ЧУ и ЩУ, буква О с А играют в прятки, а вот Б и П шутят, смеются, а там… И что же Маша видит?! Стоят рядом
знакомые ей сочетания и и спорят, кто из них лучше, важнее,
у кого больше друзей-слов. говорит:
- Я лучше и важнее тебя, потому что у меня очень много друзей-слов, которым без меня не обойтись!
- Ну и что же, - не сдается , - у меня тоже есть друзья. Их хоть и не так много, как у тебя, но зато они мне очень верны, и я не расстаюсь с ними никогда. Да вот и они, смотри!
Маша увидела, как откуда-то появился ЦЫган , идущий на ЦЫпочках . Он подозвал маленького ЦЫпленка: «ЦЫп-ЦЫп!», а лающей собачонке ЦЫкнул: «ЦЫц!».
- Вот и мои друзья! – радостно воскликнуло .
- Но их же совсем мало, - сказало . – Теперь смотри, сколько друзей у меня.
И тут же весело въехал ЦИрк , за ним пришагали ЦИркуль и ЦИфра , пришли станЦИя , акаЦИя и много других слов.
- И это еще не все, - продолжало .
- Я вспомнило, вспомнило, - закричало радостно . Со мной еще дружат все слова, в которых я стою в конце. Вот они: певЦЫ, молодЦЫ, ножниЦЫ, огурЦЫ, скворЦЫ – весны гонЦЫ и др.
молчало. Ему нечего было возразить.
Не выдержала Маша, подошла к сочетаниям и сказала:
- Не спорьте, вы в одинаковой мере важны и нужны своим друзьям-словам. А я теперь хорошо знаю их.
Сказала так и проснулась.
- Как это, оказывается, просто, - подумала Маша. – Я теперь твердо знаю: всегда пишется в конце слов и в словах ЦЫган,ЦЫпленок, наЦЫпочках,ЦЫп-ЦЫп иЦЫц . В остальных случаях пишется .
Маша взяла ручку и уверенно написала буквосочетания и в словах стихотворения.
Ш
Ж
Ч
Щ
Капризные буквы
Дружно живут согласные буквы с гласными. Еще бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек.
Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящая. С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно рядом с ними буквам О и Ё! То всем шипящим подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе, и они согласны стать только рядом с О. Вот и приходится писать: ШЕЛ ПО ШОССЕ ЧЁРНЫЙ ГАЛЧОНОК.
Капризничают шипящие и в конце слов. И в словах РОЖЬ,НОЧЬ или СЪЕШЬ они не могут обойтись без мягкого знака. А в словах МЕЧ, НОЖ или ШАЛАШ и видеть его не желают.
Ай да шипящие! Ну и молодцы! Как фокусники в цирке!
Будь осторожен, когда пишешь слова с шипящими буквами. Они недаром предупреждают:
- Осторож-ж-жно! Мы – ш-ш-шипящ-щ-щие!
В Государстве сочетаний
В одном Алфавитном царстве-государстве жили-были буквы и . И вот однажды они решили, что нужно найти настоящих друзей. Подумали, подумали и отправились в страну Сочетаний. А путь был неблизкий. Целый день они шли полем, а к вечеру подошли к лесу. А в
лесу волки ры щу т, пи щу и щу т. Страшно буквам и стало, нужно было торопиться, и побежали они. Бегут, бегут и видят, что лес все гуще и гуще становится – чаща начинается. А в ча ще той жило страшное чу довище. Напало оно на них и хотело заточить в свою нору. Но тут на помощь буквам пришел чу дак. Он стал щекотать чу довище. Оно хохочет и кричит: «Та щу , не дота щу , боюсь, что выпу щу !» И
выпустило. Бегут и дальше и видят:
Щ
Ч
ЧА
ЧУ
ЩА
ЩУ
ЖИ
ШИ
Чу ть колыша камы ши ,
Дремлет озеро в ти ши .
Отраженья в нем жи вут,
Тучи в озере плывут.
Бор сосновый, как жи вой,
Дремлет книзу головой.
А там:
Щу ка в озере жи ла,
Щеткой воду мела,
Щи варила для гостей,
Уго ща ла пескарей.
Угостила она и буквы и и рассказала, как пройти к Царю Сочетаний :
- Идти надо прямо по этой дороге, там вы увидите лестницу-чудесницу. По ней подниметесь на тучу, на которой стоит дворец. В нем и живет царь.
Поблагодарили буквы и щу ку и отправились в путь. В дороге они встретили буквы А и У . Те сообщили им, что они тоже идут к Царю , чтобы найти верных друзей. Все решили идти вместе: и дорога короче кажется, и веселее. Рано утром буквы подошли к лестнице-чудеснице, стали подниматься. Идти было тяжело, и они помогали друг другу.
Вот, наконец, буквы Ч, Щ,А, У увидели чу десный дворец. Царь принял их и сказал:
Я знаю, зачем вы пришли. Вы ищете друзей. Вы их уже нашли. Ведь вы, Ч и Щ , подружились в дороге с А и У. Я принимаю вас всех в свое Царство Сочетаний и издаю закон:
Обрадовались буквы,
взялись за руки и с тех пор не расстаются.
Это было очень давно.
Так давно, что никто и не помнит, когда.
Но закон этот действует и сегодня:
ЧА,ЩА пиши с А ;
ЧУ,ЩУ пиши с У.
«Отныне рядом с буквамиЧиЩвсегда будут стоять их друзья –АиУ.Во веки веков!»
Почему Ё всегда ударная
Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы – вверху две шишки, ой, нет! – две точки.
Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – в букву Ё . Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная.