kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Сказки о гласных звуках"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство со звуками в сказочной форме на уроках обучения грамоте.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Сказки о гласных звуках"»

ФОНЕТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ  на уроках русского языка  в 1 классе Творческая группа  МО учителей 1 классов 2019-2020уч.год

ФОНЕТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ на уроках русского языка в 1 классе

Творческая группа

МО учителей 1 классов

2019-2020уч.год

Одно из значений слова  фонетика — звуковой строй языка . Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Иными словами, особенность формирования речи напрямую зависит от степени развития фонематического слуха — слуха, позволяющего человеку воспринимать речевые звуки (фонемы), способность к их анализу и синтезу.

Одно из значений слова фонетика — звуковой строй языка . Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Иными словами, особенность формирования речи напрямую зависит от степени развития фонематического слуха — слуха, позволяющего человеку воспринимать речевые звуки (фонемы), способность к их анализу и синтезу.

Последовательность работы над каждым звуком такова: 1.  знакомство со звуком — выделение его на слух; 2.  уточнение артикуляции звука; 3.  определение характеристик звука (гласный — согласный, глухой — звонкий); 4.  выделение на слуховом уровне звука из ряда других  звуков, слогов, слов; 6.  определение места звука в слове (с опорой на картинки); 7.  определение твердости — мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки; 8.  составление слогов, слов из заданных звуков; 9.  подбор слов с определенным звуком. Знакомство детей с буквой проходит в следующей последовательности: 1.  знакомство с буквой: рассматривание, сравнение с предметами окружающей действительности (на что похожа), выделение ее элементов, прослушивание стихотворения о букве; 2.  «печатание» буквы в воздухе, далее — в тетрадях по образцу; 3.  чтение слогов с изучаемой буквой по таблицам.

Последовательность работы над каждым звуком такова:

1.  знакомство со звуком — выделение его на слух;

2.  уточнение артикуляции звука;

3.  определение характеристик звука (гласный — согласный, глухой — звонкий);

4.  выделение на слуховом уровне звука из ряда других  звуков, слогов, слов;

6.  определение места звука в слове (с опорой на картинки);

7.  определение твердости — мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки;

8.  составление слогов, слов из заданных звуков;

9.  подбор слов с определенным звуком.

Знакомство детей с буквой проходит в следующей последовательности:

1.  знакомство с буквой: рассматривание, сравнение с предметами окружающей действительности (на что похожа), выделение ее элементов, прослушивание стихотворения о букве;

2.  «печатание» буквы в воздухе, далее — в тетрадях по образцу;

3.  чтение слогов с изучаемой буквой по таблицам.

Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению — не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи. Эту задачу с легкостью решит любой желающий, если, читая или рассказывая сказку, сначала сам, а затем вместе с ребенком (детьми) будет: 1.  четко артикулировать и пропевать звуки (длиннее-короче, выше-ниже) так, как указано в тексте; 2.  отхлопывать ритм «песен» каждого звука; 3.  «дирижировать» — демонстрировать рукой продолжительность звука, высоту звучания голоса; 4.  имитировать игру на музыкальных инструментах, следуя ритмическому рисунку той или иной «песенки»; 5.  использовать наглядный материал из приложения для «записи» и «чтения песен» звуков. При этом следует показывать: o  протяжный звук — ведением руки в воздухе по горизонтальной линии; o  отрывистый звук — резким разведением (растопыриванием) предварительно сомкнутых пальцев; o  повышение звука — подниманием руки вверх; o  понижение звука — опусканием руки вниз.

Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению — не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи. Эту задачу с легкостью решит любой желающий, если, читая или рассказывая сказку, сначала сам, а затем вместе с ребенком (детьми) будет:

1.  четко артикулировать и пропевать звуки (длиннее-короче, выше-ниже) так, как указано в тексте;

2.  отхлопывать ритм «песен» каждого звука;

3.  «дирижировать» — демонстрировать рукой продолжительность звука, высоту звучания голоса;

4.  имитировать игру на музыкальных инструментах, следуя ритмическому рисунку той или иной «песенки»;

5.  использовать наглядный материал из приложения для «записи» и «чтения песен» звуков. При этом следует показывать:

o  протяжный звук — ведением руки в воздухе по горизонтальной линии;

o  отрывистый звук — резким разведением (растопыриванием) предварительно сомкнутых пальцев;

o  повышение звука — подниманием руки вверх;

o  понижение звука — опусканием руки вниз.

Жил-был звук А . Он любил петь, широко открывая рот: «А». Иногда звук А пел очень тихо: «А, А, А.» Иногда — очень громко: «А, А, А». Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню: - А_А_ А_А_ А_А_А_. Бывали времена, когда звук А играл на барабане: ААааа, ААааа. А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно: Сказка первая — о звуке А Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

Жил-был звук А . Он любил петь, широко открывая рот: «А». Иногда звук А пел очень тихо: «А, А, А.» Иногда — очень громко: «А, А, А».

Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню:

- А_А_ А_А_ А_А_А_.

Бывали времена, когда звук А играл на барабане:

  • ААааа, ААааа.

А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:

Сказка первая — о звуке А

Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

Сказка вторая — о звуке У  Жил да был звук У . У звука У была удивительная особенность: когда он пел, то вытягивал губы трубочкой, отчего все его песни становились похожи на гудок: «У, У, У». Звук У  умел гудеть как пароход: «У, У, У» . Умел звук У гудеть и как поезд: - У У_ У У__ У У__. Звук У  умел гудеть и тихо: - У_ У_ У__, — и громко: У_ У_ У_. Но больше всего звук У любил играть на трубе: - УуУууууу У, УуУууууу У. Заслышав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши и подпевали: - ___________ УуУууууу У___________, УуУууууу У _______________. Веселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда звук У  трубил отбой: - У_У_ у у У У У_У_ у у У__У Все расходились, а песня звука У раздавалась все тише и тише: - _____________ У_У_ у у У___, У... Так звук У  утром помогал вставать, а вечером напоминал, что пора ложиться спать.

Сказка вторая — о звуке У

Жил да был звук У . У звука У была удивительная особенность: когда он пел, то вытягивал губы трубочкой, отчего все его песни становились похожи на гудок: «У, У, У».

Звук У умел гудеть как пароход: «У, У, У» . Умел звук У гудеть и как поезд:

- У У_ У У__ У У__.

Звук У умел гудеть и тихо:

- У_ У_ У__, — и громко: У_ У_ У_.

Но больше всего звук У любил играть на трубе:

- УуУууууу У, УуУууууу У.

Заслышав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши и подпевали:

- ___________ УуУууууу У___________, УуУууууу У _______________.

Веселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда звук У трубил отбой:

- У_У_ у у У У У_У_ у у У__У

Все расходились, а песня звука У раздавалась все тише и тише:

- _____________ У_У_ у у У___, У...

Так звук У утром помогал вставать, а вечером напоминал, что пора ложиться спать.

Сказка третья — о звуке О   Жил-был звук О . Очень звук О любил петь. Пел он много и с душою. Когда звук О пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «О, О, О». Звук О был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!» Звук О мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят: - О О О_ О О О_ О О О_О О О О_. В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко...» Очень многим нравился звук О . Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.

Сказка третья — о звуке О

Жил-был звук О . Очень звук О любил петь. Пел он много и с душою. Когда звук О пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «О, О, О».

Звук О был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!»

Звук О мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят:

- О О О_ О О О_ О О О_О О О О_.

В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко...»

Очень многим нравился звук О . Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.

Сказка четвертая — о звуке И   Жил-был звук И . Рот у интересного и привлекательного звука И всегда широко-широко улыбался, и от этого песни его звучали игриво: «И, И, И». Иногда звук И играл на свирели. И тогда вокруг разносились самые разные мелодии, которые звучали и высоко: - И_ И И И__, И_ И И И__. И низко: - ИИИИИИ И_. И протяжно: - И_ И_ И__. И отрывисто: - ИИ и и и, ИИ иии. Но больше всего окружающим нравилось слушать в исполнении звука И песню о Чижике-пыжике: - ИИ ИИ ИИИ_, ИИ Иии ИИ И_. Когда звук И прилежно выводил мелодию на свирели, все ему подпевали прихлопывая, притопывая, любуясь его широкой улыбкой.

Сказка четвертая — о звуке И

Жил-был звук И . Рот у интересного и привлекательного звука И всегда широко-широко улыбался, и от этого песни его звучали игриво: «И, И, И».

Иногда звук И играл на свирели. И тогда вокруг разносились самые разные мелодии, которые звучали и высоко:

- И_ И И И__, И_ И И И__.

И низко:

- ИИИИИИ И_.

И протяжно:

- И_ И_ И__.

И отрывисто:

- ИИ и и и, ИИ иии.

Но больше всего окружающим нравилось слушать в исполнении звука И песню о Чижике-пыжике:

- ИИ ИИ ИИИ_, ИИ Иии ИИ И_.

Когда звук И прилежно выводил мелодию на свирели, все ему подпевали прихлопывая, притопывая, любуясь его широкой улыбкой.

Сказка пятая — о звуке Э Жил да был звук Э . Звук Э всегда чем-то интересовался. При этом его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят: «Э, Э, Э». Звук Э задавал много разных вопросов: «Это что? Это зачем? Это почему?» Звук Э был известен и тем, что любил петь протяжные песни: — э э э, э э э. Больше других ему нравилась такая песня: э э э э э э э э э э э э, э э э э э э э э э э э э. Так и жил звук Э : задавал вопросы, и получив на них ответы, распевал свои протяжные песни, приоткрывая рот и приподнимая язык.

Сказка пятая — о звуке Э

Жил да был звук Э . Звук Э всегда чем-то интересовался. При этом его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят: «Э, Э, Э».

Звук Э задавал много разных вопросов: «Это что? Это зачем? Это почему?»

Звук Э был известен и тем, что любил петь протяжные песни:

э э э, э э э.

Больше других ему нравилась такая песня:

э э э э э э

э э э э э э,

э э э э э э

э э э э э э.

Так и жил звук Э : задавал вопросы, и получив на них ответы, распевал свои протяжные песни, приоткрывая рот и приподнимая язык.

Сказка шестая — о звуке Ы  Жил-был звук Ы . Известен был звук Ы своим низким голосом. Звучал его голос низко-пренизко оттого, что пел звук Ы , немного улыбаясь приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком: «Ы, Ы, Ы». Звук Ы умел петь и протяжно: - Ы_ Ы_ Ы_ И отрывисто: - Ы Ы ы ы ы. Иногда звук Ы играл на барабане: - ыыыыы ы, ыыыыы ы. Иногда — пел тихие колыбельные песни: - Ы Ы Ы Ы Ы_Ы Ы_, Ы Ы Ы Ы Ы_Ы Ы_. Звук Ы жил тихой спокойной жизнью, радовал окружающих красивым, низким бархатным голосом, всегда немного улыбался, оттягивая язык назад.

Сказка шестая — о звуке Ы

Жил-был звук Ы . Известен был звук Ы своим низким голосом. Звучал его голос низко-пренизко оттого, что пел звук Ы , немного улыбаясь приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком: «Ы, Ы, Ы».

Звук Ы умел петь и протяжно:

- Ы_ Ы_ Ы_

И отрывисто:

- Ы Ы ы ы ы.

Иногда звук Ы играл на барабане:

- ыыыыы ы, ыыыыы ы.

Иногда — пел тихие колыбельные песни:

- Ы Ы Ы Ы Ы_Ы Ы_, Ы Ы Ы Ы Ы_Ы Ы_.

Звук Ы жил тихой спокойной жизнью, радовал окружающих красивым, низким бархатным голосом, всегда немного улыбался, оттягивая язык назад.

Сказка «Живые звуки»  Часть I Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер: А — радостный и веселый, У — угрюмый, задумчивый, О — очень любил всему удивляться, И — игривый, улыбчивый, Э — медлительный, рассудительный, Ы — самый серьезный и хмурый. А О У Ы И Э

Сказка «Живые звуки»

Часть I

Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер: А — радостный и веселый, У — угрюмый, задумчивый, О — очень любил всему удивляться, И — игривый, улыбчивый, Э — медлительный, рассудительный, Ы — самый серьезный и хмурый.

А О У Ы И Э

Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько — высоко: - А, О, У, Ы, И, Э. И низко: - А, О, У, Ы, И, Э. Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть ГЛАСНЫМИ и красные рубашки подарили. Но однажды задумались звуки: - Как же так, — говорит А , — у всех есть дома, а у нас нет. - У зверей — у кого дупло, у кого берлога, — поддержал У . - О, и у каждой птички есть гнездо, — подхватил О . - И люди в домах живут, — тихонько заметил И . - Это что же получается, одни мы без постоянного места жительства, — возмутились Э и Ы .

Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько — высоко:

- А, О, У, Ы, И, Э.

И низко:

- А, О, У, Ы, И, Э.

Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть ГЛАСНЫМИ и красные рубашки подарили.

Но однажды задумались звуки:

- Как же так, — говорит А , — у всех есть дома, а у нас нет.

- У зверей — у кого дупло, у кого берлога, — поддержал У .

- О, и у каждой птички есть гнездо, — подхватил О .

- И люди в домах живут, — тихонько заметил И .

- Это что же получается, одни мы без постоянного места жительства, — возмутились Э и Ы .

Подумали-подумали да и начали дома мастерить. А да И нашли по три палочки. А  сделал шалаш с перекладиной. И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен. У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности. О увидело колесо, оно ему и подошло. Э долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился — домик появился и у него. Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть БУКВАМИ. У звука А — домик-буква А , у звука У — домик-буква У , у звука О — домик-буква О , у звука И — домик-буква И , у звука Э — домик-буква Э , у звука Ы — домик-буква Ы . С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.

Подумали-подумали да и начали дома мастерить. А да И нашли по три палочки. А сделал шалаш с перекладиной. И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.

У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности.

О увидело колесо, оно ему и подошло. Э долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился — домик появился и у него.

Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть БУКВАМИ.

У звука А — домик-буква А , у звука У — домик-буква У , у звука О — домик-буква О , у звука И — домик-буква И , у звука Э — домик-буква Э , у звука Ы — домик-буква Ы .

С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.

Часть II Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса, вдруг слышат что-то странное, непонятное: «Й Й Й Й...» Смотрят — какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит: «Й... Й... Й...» Прислушался И и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали И-кратким , потому что звучит он отрывисто, коротко, и расслышать его не всегда легко. Слушали-слушали звуки и наконец поняли — это И-краткий в хор к ним просится. Вышли гласные, встали в кружок и стали думу думать, как же И-краткого петь научить.

Часть II

Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса, вдруг слышат что-то странное, непонятное: «Й Й Й Й...» Смотрят — какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит: «Й... Й... Й...»

Прислушался И и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали И-кратким , потому что звучит он отрывисто, коротко, и расслышать его не всегда легко.

Слушали-слушали звуки и наконец поняли — это И-краткий в хор к ним просится. Вышли гласные, встали в кружок и стали думу думать, как же И-краткого петь научить.

Все у него хорошо: голос и звонкий, и мягкий, и нежный, а звук тянуть не может... Для начала домик ему построили — такой же, как у его родственника, звука И, но с козырьком, для отличия. Домик И-краткого назвали буквой И-краткой.

Все у него хорошо: голос и звонкий, и мягкий, и нежный, а звук тянуть не может...

Для начала домик ему построили — такой же, как у его родственника, звука И, но с козырьком, для отличия. Домик И-краткого назвали буквой И-краткой.

Обрадовался И-краткий, благодарит всех за домик-букву: - Й..., Й.., Й... Поселился И-краткий в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать: - Й..., Й..., Й

Обрадовался И-краткий, благодарит всех за домик-букву:

- Й..., Й.., Й...

Поселился И-краткий в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать:

- Й..., Й..., Й

Слушал-слушал А , да и говорит: - А давай-ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу. И-краткий согласился, и они запели: ЙА, ЙА, ЙА. - У вас здорово получается, — задумчиво протянул У , — ну а со мной петь будешь? — обратился он к И-краткому. - Буду, — ответил тот, не задумываясь. И тут же все услышали: - ЙУ, ЙУ, ЙУ.

Слушал-слушал А , да и говорит:

- А давай-ка попробуем спеть вдвоем.

Ты начинай, а я подхвачу.

И-краткий согласился, и они запели:

  • ЙА, ЙА, ЙА.

- У вас здорово получается, — задумчиво протянул У , — ну а со мной петь будешь? — обратился он к И-краткому.

- Буду, — ответил тот, не задумываясь.

И тут же все услышали:

- ЙУ, ЙУ, ЙУ.

- О, как хорошо! Спой теперь со мной, — попросил О . - Пожалуйста. ЙО, ЙО, ЙО, — полилась новая песня. - Э, я не хочу оставаться в стороне, — рассудил Э , — споем вместе, — предложил он И-краткому. Следующая песня звучала так: - ЙЭ, ЙЭ, ЙЭ. Радуется И-краткий: поет с А — получается «ЙА, ЙА, ЙА », поет с У — получается «ЙУ, ЙУ, ЙУ», поет с О — получается «ЙО, ЙО, ЙО », поет с Э — получается «ЙЭ, ЙЭ, ЙЭ».

- О, как хорошо! Спой теперь со мной, — попросил О . - Пожалуйста.

  • ЙО, ЙО, ЙО, — полилась новая песня.

- Э, я не хочу оставаться в стороне, — рассудил Э , — споем вместе, — предложил он И-краткому.

Следующая песня звучала так:

- ЙЭ, ЙЭ, ЙЭ.

Радуется И-краткий: поет с А — получается «ЙА, ЙА, ЙА »,

поет с У — получается «ЙУ, ЙУ, ЙУ»,

поет с О — получается «ЙО, ЙО, ЙО »,

поет с Э — получается «ЙЭ, ЙЭ, ЙЭ».

Опечалены были только И да Ы . - Мило, очень мило, — вздыхал И , слушая пение друзей, — хотелось бы мне спеть с И-кратким, но если я запою, его вообще никто не услышит, мы же родственники. - Мы с И-кратким тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, — горевал Ы . Так сидели они, слушали песни: «ЙА», «ЙУ», «ЙО», «ЙЭ», тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы И-краткий мог выступать с концертами со звуком А, со звуком У, со звуком О, со звуком Э.

Опечалены были только И да Ы .

- Мило, очень мило, — вздыхал И , слушая пение друзей, — хотелось бы мне спеть с И-кратким, но если я запою, его вообще никто не услышит, мы же родственники.

- Мы с И-кратким тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, — горевал Ы .

Так сидели они, слушали песни: «ЙА», «ЙУ», «ЙО», «ЙЭ», тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы И-краткий мог выступать с концертами со звуком А, со звуком У, со звуком О, со звуком Э.

Подумали-подумали да и смастерили четыре домика. Первый домик назвали буквой Я , в нем И-краткий стал петь со звуком А. Второй домик назвали буквой Ю , в нем И-краткий стал петь со звуком У.

Подумали-подумали да и смастерили четыре домика.

Первый домик назвали буквой Я ,

в нем И-краткий стал петь со звуком А.

Второй домик назвали буквой Ю , в нем И-краткий стал петь со звуком У.

Третий домик назвали буквой Ё , в нем И-краткий стал петь со звуком О. Четвертый домик назвали буквой Е , в нем И-краткий стал петь со звуком Э. Так до сих пор и поют в домиках-буквах Я, Ю, Ё, Е. А звук И-краткий за то, что согласился петь с гласными, стали называть согласным, да прибавлять «звонкий, мягкий». Голос-то у И-краткого действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий.

Третий домик назвали буквой Ё , в нем И-краткий стал петь со звуком О.

Четвертый домик назвали буквой Е , в нем И-краткий стал петь со звуком Э.

Так до сих пор и поют в домиках-буквах Я, Ю, Ё, Е.

А звук И-краткий за то, что согласился петь с гласными, стали называть согласным, да прибавлять «звонкий, мягкий». Голос-то у И-краткого действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий.

Фонетическая сказка  «Как гласные звуки спасли звук «Й»  Тише! Слышите: кто-то зовет на помощь… Мы приблизились к Кощееву Замку. Садитесь удобно, по-турецки и послушайте сказку «Как гласные звуки «А», «О», «Э», «У» спасли звук «Й» . И так… подошли гласные звуки к замку Кощея, открыли могучую дубовую дверь, а за ней звук «Й» сидит, плачет. - Прыгнул на помощь в замок звук «А» - Э! А как же я? Воскликнул звук «Э» - О! Как же вы справитесь без меня? Удивился звук «О» У! Загудел звук «У» . Я тоже помогу! - Попасть то они попали в замок, да как выбраться не знают: сидит Кощей знакомые буквы караулит.

Фонетическая сказка

«Как гласные звуки спасли звук «Й»

Тише! Слышите: кто-то зовет на помощь… Мы приблизились к Кощееву Замку.

Садитесь удобно, по-турецки и послушайте сказку «Как гласные звуки «А», «О», «Э», «У» спасли звук «Й» .

И так… подошли гласные звуки к замку Кощея, открыли могучую дубовую дверь, а за ней звук «Й» сидит, плачет.

- Прыгнул на помощь в замок звук «А»

- Э! А как же я? Воскликнул звук «Э»

- О! Как же вы справитесь без меня? Удивился звук «О»

  • У! Загудел звук «У» . Я тоже помогу!

- Попасть то они попали в замок, да как выбраться не знают: сидит Кощей знакомые буквы караулит.

  • - Стали думать звуки как им Кощея обмануть и незаметно выбраться из замка… И придумали. Как вы думаете, что придумали звуки?
- А придумали звуки вот какую хитрость: Надо спрятаться 2-м звукам в одну букву и тогда Кощей не догадается, что идут не один звук, а целых два звука! - Попробуйте догадаться, в какую букву могли превратиться стоящие рядом звуки «Й» и «А». Для этого произнесите эти 2 звука быстро друг за другом: «Й» «А». Что получилось? («Й» + «А» = Я) . (Аналогично: «Й» + «О» = Ё, «Й» + «У» = Ю, «Й» + «Э» = Е) - Давайте проверим, действительно, ли надежно спрятались звуки. Догадайтесь, какие 2 звука спрятались в букве Я? Ё? Ю? Е? - Выбрались звуки из Замка, а Кощей их не узнал в новых буквах. Незамеченными вернулись они домой. - Дружным парам звуков так понравилось жить вместе, что они не стали расставаться, а так и остались находчивыми буквами Я, Е, Ё, Ю !

- А придумали звуки вот какую хитрость:

Надо спрятаться 2-м звукам в одну букву и тогда Кощей не догадается, что идут не один звук, а целых два звука!

- Попробуйте догадаться, в какую букву могли превратиться стоящие рядом звуки «Й» и «А». Для этого произнесите эти 2 звука быстро друг за другом: «Й» «А». Что получилось? («Й» + «А» = Я) .

(Аналогично: «Й» + «О» = Ё, «Й» + «У» = Ю, «Й» + «Э» = Е)

- Давайте проверим, действительно, ли надежно спрятались звуки. Догадайтесь, какие 2 звука спрятались в букве Я? Ё? Ю? Е?

- Выбрались звуки из Замка, а Кощей их не узнал в новых буквах. Незамеченными вернулись они домой.

- Дружным парам звуков так понравилось жить вместе, что они не стали расставаться, а так и остались находчивыми буквами Я, Е, Ё, Ю !

Гласные и согласные  В некотором царстве, в некотором государстве, в старинном бумажном замке жили-были братья-звуки. Жили они в мире и согласии до тех пор, пока один из братьев не заявил: «Братья, а ведь вы все никому не нужны!» Что тут произошло?! Звуки возмутились, подняли невероятный шум. Каждый стал на все лады расхваливать свои достоинства. - Я самый главный, я самый круглый, аккуратный, меня очень легко произносить, - заявил звук О. - Нет, я важнее тебя, - прожужжал звук Ж. – Меня хотя и труднее произносить, но я шире тебя; без меня не могут обойтись многие слова, а жук даже похож на меня! - Подумаешь – широкий! Подумаешь – важный! А у меня зато длинный хвостик, и я умею гудеть, - загудел звук У.

Гласные и согласные

В некотором царстве, в некотором государстве, в старинном бумажном замке жили-были братья-звуки.

Жили они в мире и согласии до тех пор, пока один из братьев не заявил: «Братья, а ведь вы все никому не нужны!»

Что тут произошло?! Звуки возмутились, подняли невероятный шум. Каждый стал на все лады расхваливать свои достоинства.

- Я самый главный, я самый круглый, аккуратный, меня очень легко произносить, - заявил звук О.

- Нет, я важнее тебя, - прожужжал звук Ж. – Меня хотя и труднее произносить, но я шире тебя; без меня не могут обойтись многие слова, а жук даже похож на меня!

- Подумаешь – широкий! Подумаешь – важный! А у меня зато длинный хвостик, и я умею гудеть, - загудел звук У.

В спор вступили со временем и остальные звуки. Они спорили так громко и до тех пор, пока не разбудили своим криком спящую фею – Фонетику . Эта фея славилась своей добротой и мудростью. Прилетев к замку, она сразу взялась за дело, Фея созвала самых крикливых и голосистых братьев (А, О, У, Ы, И, Э) и назвала их гласными . А остальных, более тихих и спокойных, которые всегда соглашались с гласными, - согласными . Согласные звуки не могли кричать и петь так, как гласные, но тоже пошумели: пыхтели – п-п-п, шипели – ш-ш-ш, свистели – с-с-с.

Фонетика сказала им, что каждый из них одинаково нужен, и лишь вместе они полезны людям. С помощью звуков составляются слова, люди их произносят, затем объединяют в предложения, при помощи которых общаются между собой. Звуки с интересом слушали Фею. А потом она предложила произнести слово «мама»: согласному звуку М без гласного А, а гласному А без согласного М. И все услышали вначале только мычание М-М, а затем лишь крик – А-А. Друг без друга им оказалось не обойтись. Всем стало ясно, что все звуки важны и жить надо, как и прежде, дружно. А чтобы звуки не скучали и не сидели без дела, мудрая Фонетика ознакомила их с интересными играми: «Назови звук правильно», «Гласный или согласный», «Звук заблудился», «Измени слово», «Отгадай звуковой ребус», «Как кошку превратить в мышку, тигров в игры» и другими.

Эта история произошла с девочкой Машей. Как, вы не знаете Машу? Это же лучшая ученица второго класса. Она была очень старательной, выучила все правила правописания. Только вот никак не могла подружиться с буквосочетаниями ЦЫ и ЦИ . Она не могла понять, почему это ей, такой сообразительной девочке, не поддаются такие простые сочетания. Они так часто встречаются в стихотворении, которое она недавно выучила, но написать правильно слова с сочетаниями ЦЫ и ЦИ так и не смогла. О том, как ЦИ спорило с ЦЫ

Эта история произошла с девочкой Машей. Как, вы не знаете Машу? Это же лучшая ученица второго класса.

Она была очень старательной, выучила все правила правописания. Только вот никак не могла подружиться с буквосочетаниями ЦЫ и ЦИ . Она не могла понять, почему это ей, такой сообразительной девочке, не поддаются такие простые сочетания. Они так часто встречаются в стихотворении, которое она недавно выучила, но написать правильно слова с сочетаниями ЦЫ и ЦИ так и не смогла.

О том, как ЦИ спорило с ЦЫ

Ц… пленок в ц… рке выступал, Играл он на ц… мбалах , На мотоц… кле разъезжал И ц… фр знал немало. Он из ц… линдра доставал Морковь и огурц… . И только одного не знал, Где И , а где же Ы .

Ц… пленок в ц… рке выступал,

Играл он на ц… мбалах ,

На мотоц… кле разъезжал

И ц… фр знал немало.

Он из ц… линдра доставал

Морковь и огурц… .

И только одного не знал,

Где И , а где же Ы .

Маша очень переживала. Но вот однажды приснился ей сон. Будто идет она по стране Правописания . Так чисто и красиво вокруг, везде порядок. Вот резвятся знакомые ей сочетания ЖИ и ШИ, ЧА и ЩА, ЧУ и ЩУ, буква О с А играют в прятки, а вот Б и П шутят, смеются, а там… И что же Маша видит?! Стоят рядом знакомые ей сочетания и и спорят, кто из них лучше, важнее,  у кого больше друзей-слов.  говорит: - Я лучше и важнее тебя, потому что у меня очень много друзей-слов, которым без меня не обойтись! - Ну и что же, - не сдается  , - у меня тоже есть друзья. Их хоть и не так много, как у тебя, но зато они мне очень верны, и я не расстаюсь с ними никогда. Да вот и они, смотри! Маша увидела, как откуда-то появился ЦЫ ган , идущий на ЦЫ почках . Он подозвал маленького ЦЫ пленка: « ЦЫ п- ЦЫ п!», а лающей собачонке  ЦЫ кнул: « ЦЫ ц!». - Вот и мои друзья! – радостно воскликнуло  .

Маша очень переживала. Но вот однажды приснился ей сон. Будто идет она по стране Правописания . Так чисто и красиво вокруг, везде порядок. Вот резвятся знакомые ей сочетания ЖИ и ШИ, ЧА и ЩА, ЧУ и ЩУ, буква О с А играют в прятки, а вот Б и П шутят, смеются, а там… И что же Маша видит?! Стоят рядом

знакомые ей сочетания и и спорят, кто из них лучше, важнее,

у кого больше друзей-слов. говорит:

- Я лучше и важнее тебя, потому что у меня очень много друзей-слов, которым без меня не обойтись!

- Ну и что же, - не сдается , - у меня тоже есть друзья. Их хоть и не так много, как у тебя, но зато они мне очень верны, и я не расстаюсь с ними никогда. Да вот и они, смотри!

Маша увидела, как откуда-то появился ЦЫ ган , идущий на ЦЫ почках . Он подозвал маленького ЦЫ пленка: « ЦЫ п- ЦЫ п!», а лающей собачонке ЦЫ кнул: « ЦЫ ц!».

- Вот и мои друзья! – радостно воскликнуло .

- Но их же совсем мало, - сказало  . – Теперь смотри, сколько друзей у меня. И тут же весело въехал ЦИ рк , за ним пришагали ЦИ ркуль и ЦИ фра , пришли стан ЦИ я , ака ЦИ я и много других слов. - И это еще не все, - продолжало  . - Я вспомнило, вспомнило, - закричало радостно  . Со мной еще дружат все слова, в которых я стою в конце. Вот они: пев ЦЫ , молод ЦЫ , ножни ЦЫ , огур ЦЫ , сквор ЦЫ  – весны гон ЦЫ и др.   молчало. Ему нечего было возразить. Не выдержала Маша, подошла к сочетаниям и сказала: - Не спорьте, вы в одинаковой мере важны и нужны своим друзьям-словам. А я теперь хорошо знаю их. Сказала так и проснулась. - Как это, оказывается, просто, - подумала Маша. – Я теперь твердо знаю:  всегда пишется в конце слов и в словах ЦЫ ган, ЦЫ пленок, на ЦЫ почках, ЦЫ п- ЦЫ п и ЦЫ ц . В остальных случаях пишется  . Маша взяла ручку и уверенно написала буквосочетания и в словах стихотворения.

- Но их же совсем мало, - сказало . – Теперь смотри, сколько друзей у меня.

И тут же весело въехал ЦИ рк , за ним пришагали ЦИ ркуль и ЦИ фра , пришли стан ЦИ я , ака ЦИ я и много других слов.

- И это еще не все, - продолжало .

- Я вспомнило, вспомнило, - закричало радостно . Со мной еще дружат все слова, в которых я стою в конце. Вот они: пев ЦЫ , молод ЦЫ , ножни ЦЫ , огур ЦЫ , сквор ЦЫ – весны гон ЦЫ и др.

молчало. Ему нечего было возразить.

Не выдержала Маша, подошла к сочетаниям и сказала:

- Не спорьте, вы в одинаковой мере важны и нужны своим друзьям-словам. А я теперь хорошо знаю их.

Сказала так и проснулась.

- Как это, оказывается, просто, - подумала Маша. – Я теперь твердо знаю: всегда пишется в конце слов и в словах ЦЫ ган, ЦЫ пленок, на ЦЫ почках, ЦЫ п- ЦЫ п и ЦЫ ц . В остальных случаях пишется .

Маша взяла ручку и уверенно написала буквосочетания и в словах стихотворения.

Ш Ж Ч Щ Капризные буквы Дружно живут согласные буквы с гласными. Еще бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящая. С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно рядом с ними буквам О и Ё! То всем шипящим подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе, и они согласны стать только рядом с О. Вот и приходится писать: ШЕЛ ПО ШОССЕ ЧЁРНЫЙ ГАЛЧОНОК . Капризничают шипящие и в конце слов. И в словах РОЖЬ ,  НОЧЬ или СЪЕШЬ они не могут обойтись без мягкого знака. А в словах МЕЧ, НОЖ или ШАЛАШ и видеть его не желают. Ай да шипящие! Ну и молодцы! Как фокусники в цирке! Будь осторожен, когда пишешь слова с шипящими буквами. Они недаром предупреждают: - Осторож-ж-жно! Мы – ш-ш-шипящ-щ-щие!

Ш

Ж

Ч

Щ

Капризные буквы

Дружно живут согласные буквы с гласными. Еще бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек.

Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящая. С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно рядом с ними буквам О и Ё! То всем шипящим подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе, и они согласны стать только рядом с О. Вот и приходится писать: ШЕЛ ПО ШОССЕ ЧЁРНЫЙ ГАЛЧОНОК .

Капризничают шипящие и в конце слов. И в словах РОЖЬ , НОЧЬ или СЪЕШЬ они не могут обойтись без мягкого знака. А в словах МЕЧ, НОЖ или ШАЛАШ и видеть его не желают.

Ай да шипящие! Ну и молодцы! Как фокусники в цирке!

Будь осторожен, когда пишешь слова с шипящими буквами. Они недаром предупреждают:

- Осторож-ж-жно! Мы – ш-ш-шипящ-щ-щие!

В Государстве сочетаний В одном Алфавитном царстве-государстве жили-были буквы  и . И вот однажды они решили, что нужно найти настоящих друзей. Подумали, подумали и отправились в страну Сочетаний. А путь был неблизкий. Целый день они шли полем, а к вечеру подошли к лесу. А в  лесу волки ры щу т, пи щу и щу т. Страшно буквам  и  стало, нужно было торопиться, и побежали они. Бегут, бегут и видят, что лес все гуще и гуще становится – чаща начинается. А в ча ще той жило страшное чу довище. Напало оно на них и хотело заточить в свою нору. Но тут на помощь буквам пришел чу дак. Он стал щекотать чу довище. Оно хохочет и кричит: «Та щу , не дота щу , боюсь, что выпу щу !» И выпустило. Бегут  и  дальше и видят: Щ Ч

В Государстве сочетаний

В одном Алфавитном царстве-государстве жили-были буквы и . И вот однажды они решили, что нужно найти настоящих друзей. Подумали, подумали и отправились в страну Сочетаний. А путь был неблизкий. Целый день они шли полем, а к вечеру подошли к лесу. А в

лесу волки ры щу т, пи щу и щу т. Страшно буквам и стало, нужно было торопиться, и побежали они. Бегут, бегут и видят, что лес все гуще и гуще становится – чаща начинается. А в ча ще той жило страшное чу довище. Напало оно на них и хотело заточить в свою нору. Но тут на помощь буквам пришел чу дак. Он стал щекотать чу довище. Оно хохочет и кричит: «Та щу , не дота щу , боюсь, что выпу щу !» И

выпустило. Бегут и дальше и видят:

Щ

Ч

ЧА ЧУ ЩА ЩУ ЖИ ШИ Чу ть колыша камы ши , Дремлет озеро в ти ши . Отраженья в нем жи вут, Тучи в озере плывут. Бор сосновый, как жи вой, Дремлет книзу головой. А там: Щу ка в озере жи ла, Щеткой воду мела, Щи варила для гостей, Уго ща ла пескарей.

ЧА

ЧУ

ЩА

ЩУ

ЖИ

ШИ

Чу ть колыша камы ши ,

Дремлет озеро в ти ши .

Отраженья в нем жи вут,

Тучи в озере плывут.

Бор сосновый, как жи вой,

Дремлет книзу головой.

А там:

Щу ка в озере жи ла,

Щеткой воду мела,

Щи варила для гостей,

Уго ща ла пескарей.

Угостила она и буквы  и  и рассказала, как пройти к Царю Сочетаний : - Идти надо прямо по этой дороге, там вы увидите лестницу-чудесницу. По ней подниметесь на тучу, на которой стоит дворец. В нем и живет царь. Поблагодарили буквы  и   щу ку и отправились в путь. В дороге они встретили буквы А и У . Те сообщили им, что они тоже идут к Царю , чтобы найти верных друзей. Все решили идти вместе: и дорога короче кажется, и веселее. Рано утром буквы подошли к лестнице-чудеснице, стали подниматься. Идти было тяжело, и они помогали друг другу.

Угостила она и буквы и и рассказала, как пройти к Царю Сочетаний :

- Идти надо прямо по этой дороге, там вы увидите лестницу-чудесницу. По ней подниметесь на тучу, на которой стоит дворец. В нем и живет царь.

Поблагодарили буквы и щу ку и отправились в путь. В дороге они встретили буквы А и У . Те сообщили им, что они тоже идут к Царю , чтобы найти верных друзей. Все решили идти вместе: и дорога короче кажется, и веселее. Рано утром буквы подошли к лестнице-чудеснице, стали подниматься. Идти было тяжело, и они помогали друг другу.

Вот, наконец, буквы Ч, Щ , А, У  увидели чу десный дворец. Царь принял их и сказал: Я знаю, зачем вы пришли. Вы ищете друзей. Вы их уже нашли. Ведь вы, Ч и Щ , подружились в дороге с А и У . Я принимаю вас всех в свое Царство Сочетаний и издаю закон: Обрадовались буквы, взялись за руки и с тех пор не расстаются. Это было очень давно. Так давно, что никто и не помнит, когда. Но закон этот действует и сегодня: Ч А, Щ А  пиши с А ; Ч У, Щ У пиши с У. «Отныне рядом с буквами Ч и Щ всегда будут стоять их друзья – А  и У . Во веки веков!»

Вот, наконец, буквы Ч, Щ , А, У увидели чу десный дворец. Царь принял их и сказал:

  • Я знаю, зачем вы пришли. Вы ищете друзей. Вы их уже нашли. Ведь вы, Ч и Щ , подружились в дороге с А и У . Я принимаю вас всех в свое Царство Сочетаний и издаю закон:

Обрадовались буквы,

взялись за руки и с тех пор не расстаются.

Это было очень давно.

Так давно, что никто и не помнит, когда.

Но закон этот действует и сегодня:

Ч А, Щ А пиши с А ;

Ч У, Щ У пиши с У.

«Отныне рядом с буквами Ч и Щ всегда будут стоять их друзья – А и У . Во веки веков!»

Почему Ё всегда ударная Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы – вверху две шишки, ой, нет! – две точки. Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – в букву Ё . Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная.

Почему Ё всегда ударная

Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы – вверху две шишки, ой, нет! – две точки.

Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – в букву Ё . Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
"Сказки о гласных звуках"

Автор: Зоя Николаевна Скиба

Дата: 09.09.2021

Номер свидетельства: 586447

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Конспект урока по русскому языку на тему: "Произношение безударного гласного звука в слове и обозначение буквой на письме". "
    ["seo_title"] => string(134) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-proiznoshieniie-biezudarnogho-ghlasnogho-zvuka-v-slovie-i-oboznachieniie-bukvoi-na-pis-mie"
    ["file_id"] => string(6) "200387"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428827174"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Урок обучения грамоте. Гласный звук [ы] буква ы. "
    ["seo_title"] => string(49) "urok-obuchieniia-ghramotie-glasnyi-zvuk-y-bukva-y"
    ["file_id"] => string(6) "116226"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412339932"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "ОУД по ОСНОВАМ  ГРАМОТЫ И ПИСЬМА  Тема:  Закрепление  гласные звуки и буквы.  Буква  "М" "
    ["seo_title"] => string(84) "oud-po-osnovam-gramoty-i-pis-ma-tiema-zakrieplieniie-ghlasnyie-zvuki-i-bukvy-bukva-m"
    ["file_id"] => string(6) "245835"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446221073"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "комбинированный урок обучения грамоте по теме:"Гласный звук а. Буквы А,а. Строчная буква а. "
    ["seo_title"] => string(96) "kombinirovannyi-urok-obuchieniia-ghramotie-po-tiemie-glasnyi-zvuk-a-bukvy-a-a-strochnaia-bukva-a"
    ["file_id"] => string(6) "132268"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416318824"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "конспект урока по русскому языку на тему "Безударные гласные звуки, их обозначение на письме" "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-biezudarnyie-ghlasnyie-zvuki-ikh-oboznachieniie-na-pis-mie"
    ["file_id"] => string(6) "101680"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402426561"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства