Просмотр содержимого документа
«Школьный проект "Домашний уголок" 3 класс»
Рассмотрено на заседании МО
протокол №
руководитель МО
_____ М.А. Блюменштейн
«___» ________ 2023г.
«СОГЛАСОВАНО»
зам. директора по УВР
_____ Л.Н. Гурьянова
«___» ________ 2023г.
«УТВЕРЖДАЮ»
директор ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №2 г. Энгельса»
____ И.В. Кузнецова
Приказ № ______
«___» ________ 2023г.
рабочая программа
по проектной деятельности
«Нетрадиционные способы рисования»
Для обучающихся 5 класса
Принято на заседании
педагогического совета
протокол №______
от «___» ________20___
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
В программе «Нетрадиционные способы рисование» представлены материалы по обучению школьников нетрадиционной технике рисования. В программе дано примерное тематическое планирование и диагностика. Представленные разработки направлены на формирование необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей.
Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольников. Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Нетрадиционное рисование» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Проблема и актуальность программы
Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались педагоги: А.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, Т.Г.Казакова, Т.С.Камарова и другие. В работах психологов: А.В.Запорожца, В.В. Давыдова, установлено, что школьники способны в процессе предметной чувствительности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.
Эта проблема актуальна, она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.
Актуальность программы «Нетрадиционные способы рисование» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.
Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Нетрадиционное рисование».
Цели и задачи реализации программы.
Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей, посредством нетрадиционных техник рисованияи формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира. В увлекательной форме познакомить детей с различными средствами и способами изображения, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.
Задачи:
- Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
- Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
- Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
- Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
- Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
- Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;
В ходе реализации программы «Нетрадиционное рисование» дети знакомятся со следующими техникамирисования:
Рисование пальчиками;
рисование ладошками;
рисование ватными палочками;
рисование ватными дисками;
рисование отпечатками листьев;
рисование вилкой;
рисование поролоном;
набрызг;
рисование штампиками и пробками;
рисование стаканчиками;
рисование воздушными шариками;
монотипия;
рисование мыльными пузырями;
витражные краски;
кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
рисование жесткой кистью (тычок);
рисование на полиэтиленовой пленке.
Возраст обучающихся.
Дети от 10 до 14 лет. Оптимальное количество детей в группе -12 человек.
Срок реализации.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Нетрадиционные способы рисования» рассчитана на 1 год обучения.
Описание проектной работы и её результаты
Проект "Нетрадиционные способы рисования" считает своей задачей не просто организовать внеклассную работу;
- а формировать интерес к рисованию
-воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально
-развивать у детей мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
Реализация программы способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей и интересов детей, вооружает их приёмами познавательной деятельности, углубляет и расширяет знания и практические навыки, развивает память и внимание. Участие в выставках и конкурсах рисунков, украшение интерьера школы к праздникам, родительским собраниям и др. Кроме того, проект позволяет учащимся развивать практические изо-навыки, что способствует усвоению программного материала по изобразительному искусству.
Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы.
Самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
В программе «Нетрадиционные способы рисование» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются адаптированная диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей).
Формы и режим проведения занятий.
Формы занятий:
1.Урок.
2.Групповые формы работ;
3.Индивидуальные формы работы;
4.Беседа.
5.Экскурсии.
6.Выставки работ учащихся и презентация.
Список использованной литературы.
1. Детское творчество [Текст]: пер. с нем. / Анке Шмид. – М.: Мой мир, 2007. – 64 с.: цв. ил.
2. Уотт Ф. Я умею рисовать/ Пер. с англ. О. Солодовниковой. – М.: ООО «РОСМЭН – ИЗДАТ», 2004. – 96 с.
3. .М. Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2007
4. Г. Беда Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2008
5. А.Л. Гаптилл Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2010
6. Н.А Горяева Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2007.