Рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при организации образовательного процесса в начальном общем образовании
Рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при организации образовательного процесса в начальном общем образовании
Н.Н. Козлова
Учитель начальных классов
МКОУ Брединская СОШ № 97
Доклад
По теме
Рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при организации образовательного процесса в начальном общем образовании
При организации образовательного процесса в начальной школе необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности (ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при организации образовательного процесса в начальном общем образовании »
Рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при организации образовательного процесса в начальном общем образовании
Н.Н. Козлова
учитель начальных классов
МКОУ Брединская СОШ № 97
ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
При организации образовательного процесса в начальной школе необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности
Технология учёта национальных, региональных и этнокультурных особенностей в каждом образовательном учреждении определяется реализуемой образовательным учреждением основной образовательной программой начального общего образования(НОО)
При реализации основной образовательной программы нОО образовательные учреждения(ОУ) выбирают:
учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
18 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»
При составлении программ необходимо учитывать
Разделы и структурные компоненты основной образовательной программы НОО национальных, региональных и этнокультурных особенностей составляют в объёме 20% от общего объёма основной образовательной программы НОО.
При внесении изменений и дополнений в основную образовательную программу НОО ОУ необходимо использовать Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке ОУ основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования /
[В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова и др.] ; Мин-во образования и науки Челяб. обл. ; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 164 с.
В Методических рекомендациях по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке оУ основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования
Предложено нормативное и научно-педагогическое обоснование направлений и задач включения национальных, региональных и этнокультурных особенностей в содержание основной образовательной программы начального общего образования.
Дана общая характеристика модели разработки основной образовательной программы начального общего образования,
изложены условия ее эффективной реализации в реальной практике начального общего образования.
Специальное внимание уделено презентации технологии разработки основной образовательной программы начального общего образования на основе учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей.
Рекомендации по проектированию Целевого раздела Основной образовательной программы нОО
подраздел 1.1в пояснительной записке формулируется Стратегическая цель работы по освоению национальных, региональных и этнокультурных особенностей в оУ.
В подразделе 1.2. «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы нОО» обязательно в соответствии с целью конкретизируется с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей перечень личностных и метапредметных результатов.
в разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы нОО» эти особенности также учитываются при разработке контрольно-измерительных материалов на материале, отражающих национальные, региональные и этнокультурные особенности разного уровня и обеспечивающих динамику достижения обучающимися планируемых результатов.
Содержание, обеспечивающее достижение данных планируемых результатов, должно быть отражено в Содержательном разделе основной образовательной программы начального общего образования.
В «Программе формирования универсальных учебных» содержательные аспекты национальных, региональных и этнокультурных особенностей отражаются в части, которая описывает типовые задачи формирования универсальных учебных действий.
Особое внимание учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей должно быть уделено в подразделе 2.2. «Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени нОО», данный подход отражается в задачах, направлениях деятельности, содержании, видах деятельности и формах занятий с обучающимися на региональном материале.
Подраздел 2.3. «Программы отдельных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности» также разрабатываются с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей.
При разработке Программ учебных предметов, курсов как части основной образовательной программы нОО педагогам необходимо отразить национальные, региональные и этнокультурные особенности в следующих разделах: пояснительная записка; общая характеристика учебного предмета, курса; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
При разработке Программ необходимо отразить национальные, региональные и этнокультурные особенности в следующих разделах:
пояснительная записка;
общая характеристика учебного предмета, курса;
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
содержание учебного предмета, курса;
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
обратите внимание
требований к количественной составляющей учёта национальных, региональных и этнокультурных особенностей для каждого учебного предмета, курса не существует .
присутствует необходимость на учебных занятиях содержательного наполнения учебных предметов, курсов с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей через разделы Программ учебных предметов, курсов, но отсутствует их учёт через классные журналы образовательного учреждения.
Например
Проект «Моя малая Родина»; Что это за листья? Кто такие птицы? (учебный предмет «Окружающий мир»);
Проект: «Мой любимый писатель-сказочник»; Образ осени в загадках (учебный предмет «Литературное чтение) и т.д.
проектная деятельность с целью учёта национальных, региональных и этнокультурных особенностей :
Сходство русских загадок в содержании и образности со сказками народов Уральского региона.
Русский детский фольклор Челябинской области.
Колыбельная песня в фольклоре народов Южного Урала.
Игровой фольклор народов Южного Урала: игровые приговорки, припевки, считалки, дразнилки, скороговорки.
Герои сказок народов Южного Урала.
Родина. Отечество. Отчизна.
Наше прошлое, наша история.
Родной язык – мудрости родник.
Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе).
Мое отношение к заслуженным людям моей малой Родины.
С чего начинается Родина.
Край, в котором мы живем.
Герои моей малой Родины.
Истинный патриот своей малой Родины.
Гражданин. Кто это?
Мы – граждане многонационального государства.
Как защитить права ребенка?
Мои права и обязанности.
Символика моего родного края.
Вклад моей семьи в благополучие и процветание моего города, моей малой Родины (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.).
Мой дедушка – защитник Родины.
Олимпийские чемпионы Южного Урала.
Национальные виды спорта коренных народов Южного Урала.
Развитие спортивного движения моего города, поселка, села.
Урал – ты летопись живая» (туристско-краеведческое направление).
Родная природа (флора и фауна родного края).
темы внеурочной деятельности с целью учёта национальных, региональных и этнокультурных особенностей
Духовно-нравственное направление
Родина. Отечество. Отчизна; Наше прошлое, наша история; Родной язык – мудрости родник; Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе);Мое отношение к заслуженным людям моей малой Родины;С чего начинается Родина; Край, в котором мы живем; Герои моей малой Родины; Истинный патриот своей малой Родины; Гражданин. Кто это?; Мы – граждане многонационального государства; Как защитить права ребенка?; Мои права и обязанности; Символика моего родного края; Вклад моей семьи в благополучие и процветание моего города, моей малой Родины (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.); Мой дедушка – защитник Родины и др.
Спортивно-оздоровительное направление
Олимпийские чемпионы Южного Урала; Национальные виды спорта коренных народов Южного Урала; Развитие спортивного движения моего города, поселка, села; Урал – ты летопись живая» (туристско-краеведческое направление) и др.
Общеинтеллектуальное направление
Родная природа (флора и фауна родного края); География родного края; Редкие растения моего села; Озера нашего края; Сказки и легенды родного края; Писатели и поэты Южного Урала (моего города, поселка, села); Певцы родного края; Достопримечательности моей малой Родины; Культурная жизнь моего города, поселка, села и др.
Общекультурное направление
Моя малая Родина; Достопримечательности Челябинска (моего поселка, села); Народные промыслы; Мастер – золотые руки; Главная сила Урала в чудесном искусстве труда (династии, традиции, заслуги); В сказочном мире народных промыслов; Народный костюм; Произведения устного народного творчества; Что мы Родиной зовем?; Край озёр и рудных скал; Когда говорят о России – я вижу свой синий Урал; Скрытая сила Урала; Дружба народов России в произведениях искусства; Кухня моего народа и др.
Социальное направление
Моя семья (Мои прадедушки, «Моя бабушка, История моей семьи); Старожилы родного поселка; Обычаи и традиции коренных народов Южного Урала; Национальный костюм; Национальное искусство; Страна моей мечты; Значение воды для нашего поселка; Уральская изба; Музыкальные инструменты на Урале; Уральские колядки; Секрет каслинской шкатулки; Малахитовая шкатулка и др.
Список учебных пособий, обеспечивающих учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей на уровне нОО
Бондарь, Е. Е. Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина». 1 класс: методические рекомендации к учебному комплекту «Окружающий мир. 1 класс» / Е. Е. Бондарь, С. Н. Петрушин. – Челябинск: «Край Ра», 2013. – 40 с.
Григорьева, Е. В. Книга для чтения по краеведению. 2-4 класс: хрестоматия / Е. В. Григорьева. – Челябинск : «Край Ра», 2011. – 80 с.
Моя малая Родина. 1-4 класс : Атлас Челябинской области. (с контурными картами) / под ред. В. В. Латюшина. – Челябинск : «Край Ра», 2011. – 16 с.
Моя малая Родина. Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь / под ред. В. В. Латюшина. – Челябинск : «Край Ра», 2012. – 12 с.
Моя малая Родина. Окружающий мир. 1 класс: учебное пособие / под ред. В. В. Латюшина. – Челябинск : «Край Ра», 2012. – 80 с. (CD)
В заключении
Организационным механизмом учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей в образовательном процессе является план внеурочной деятельности, который должен предусматривать применение оптимальных, с точки зрения обеспечения этнокультурных потребностей и интересов обучающихся, форм реализации внеурочной деятельности.
Спасибо за внимание Всем хорошего учебного года, творческих идей!