Искажение слоговой структуры слов: перестановки, пропуски, особенно в стечениях согласных, добавления (наращения) слогов, раздельное написание частей слова, указывающие на несформированность слогового анализа ( логопед - голопед , все - све, кромка – рока, кто –тко, штамп – там, велосипед – висипед, шарик- шар ик)
Грамматические ошибки- недочёты, связанные с переносом аграмматизма в письменную речь (неумение чувствовать границы слов и предложений, неверное согласование различных частей речи, неправильное употребление предлогов, союзов, падежных окончаний и пр.)
Примеры : дошёл к двух конев, ехал из горки, поднялся на землю
Ошибки чтения
трудности запоминания, забывание букв;
трудности слияния звуков в слоги и слова, побуквенное чтение
искажение слоговой структуры слов(вместо покупать – купать)
грамматические ошибки(с двух друзей, с ветками на ветке)
нарушение понимания прочитанного, связанное с незнанием значения отдельных слов(укромное место – укрытое место),оборотов речи(не в свои сани не садись),техникой чтения, застреванием на букве или слоге,
слишком медленный темп чтения (для понимания прочитанного текста, а не слова, необходима скорость40 слов в минуту),
“угадывающее” чтение(вместо уголёк - уголок, карточка –картошка, собрание – забрать)
Причины речевых нарушений
1.Неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих родителей:
- токсикозы беременности,острые и хронические заболевания матери во время беременности (грипп, краснуха, почечная и сердечная недостаточность и др.),
3.Неблагоприятные обстоятельства в период раннего развития:
- травмы головы, сотрясения и ушибы воспалительные заболевания головного мозга (менингит),
-недолеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к снижению слуха.
4. Наличие дефектов речи у окружающих ребенка людей.
Чем грозят стойкие нарушения чтения и письма?
Стойкие нарушения чтения(дислексия)и письма (дисграфия)неизбежно сказываются науспеваемости, общении, самооценке, общем развитии ребёнка.
Также возникают серьёзныеличностные изменения:
неуверенность в себе
замкнутость
тревожность
раздражительность
озлобленность
агрессивность
склонность к негативным реакциям
Что значит«речевая готовность к школе»?
правильное произношение звуков
достаточный словарный запас
Развитый фонематический слух
развитая связная речь, умение составлять рассказ по серии картинок
владение элементарными навыками звукового анализа
Составление и грамматически правильное оформление предложений из 3-4 слов
развитая мелкая моторика рук
0
Развитие речи невозможно без развития психологической базы речи :
-восприятия,
-внимания,
-памяти,
-зрительных процессов,
-слуховых процессов,
-логического мышления
а также мелкой моторики
Звукопроизношение
Приходя в школу, ребёнок должен правильно произносить все звуки родного языка, не должен пропускать, искажать, заменять их.
Звукопроизношение
Назови предметы, в названии которых есть звук [ж]
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ
ВОСПРИЯТИЕ
узнавание звука на фоне слова, т.е. определение наличия или отсутствия его в слове, например: определить есть ли звук С в словах сумка, рама, нос и т.д.;
вычленение первого и последнего звуков в слове;
определение последовательности, количества звуков, их места в слове по отношению к другим звукам.
На каком месте в словах слышится звук [ч]?
Развитие фонематического восприятия
Владение элементарными навыками звукового анализа
умение выделять начальный гласный звук из слова (Оля, аист, имя, улица и др.);
анализ гласных из трех звуков типа «ауи»; анализ обратного слога гласный - согласный типа «ап»;
слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
определять количество и последовательность звуков в слове;
- называть слова на заданный звук.
Развитие звукового анализа
Развитие звукового анализа
« Нарисуй столько кружков, сколько звуков в слове»
Составь схему слова
Развитие звукового анализа
Словарный запас
К 7 годам у ребёнка достаточно большой словарный запас (около 3000 слов).
Он должен знать и активно использовать В своей речи обобщающие слова (овощи, фрукты, мебель, посуда, домашние и дикие животные, одежда, обувь, транспорт, игрушки и т.д.)
- синонимы (например, лошадь, конь, жеребец, скакун),
- слова – действия,
- слова – признаки .
Синонимы
Антонимы
Слова – действия
Слова-признаки
Рассказ по серии сюжетных картинок
Мелкая моторика
Письменная речь
Дошкольников следует учить
написанию только
ПЕЧАТНЫХ БУКВ , которые
проще изобразить,
которые зрительно знакомы
ребёнку: он видит их в Букваре,
других детских книгах,
на вывесках, на клавиатуре
компьютера и пр.
РУКОПИСНЫЕ БУКВЫ ребёнок не видит до школы + технически это гораздо более сложный вид письма. Придуманы такие буквы для скорописи , то есть безотрывного письма . Их необходимо осваивать исключительно в школе, под пристальным контролем учителя. И на это отводится целый учебный год!
Почему РУКОПИСНЫЕ БУКВЫ не даются нашим детям в ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИЁМЫ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ БУКВ
Графические тренировки
Цветные карандаши
Способствуют автоматизации нужных движений и улучшают качество зрительно-моторной координации . Движения руки становятся стабильными и уверенными
Разукрашивание цветными карандашами
Мелкими движениями вверх-вниз, двигаясь слева на право, стараясь не оставлять пустых мест.
Ежедневно
по 15 – 20 минут
Графические диктан ты
Выкладывание фигурок из счётных палочек
Хорошо развитая речь обеспечит ребёнку возможность
успешно овладеть навыками чтения и письма,
ясно и последовательно выражать свои мысли,
уметь слушать и понимать речь,
легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
что позволит в усвоении школьной программы.
Уважаемые родители!
Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет,