kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Речевая готовность детей к школе. Советы логопеда

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации описываются основные проблемы речевого развития ребенка. Даны тестовые задания, а так же задания для развития речи в игровой форме дома.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Речевая готовность детей к школе. Советы логопеда»

Речевая готовность детей к школе   Советы логопеда. Разработала учитель-логопед БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 7» Пантюхина Ю.А.

Речевая готовность детей к школе Советы логопеда.

Разработала учитель-логопед БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная

школа № 7» Пантюхина Ю.А.

Готовность к обучению в школе во многом зависит от уровня речевого развития .  Именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний.   Чем лучше будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом
  • Готовность к обучению в школе во многом зависит от уровня речевого развития .

  • Именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний.

  • Чем лучше будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом
Возможные нарушения устной речи у детей дислалия  -  нарушение произношения отдельных звуков;  фонетико-фонематические нарушения  - когда ребенок не только произносит, но и воспринимает неправильно звуки родного языка;  общее недоразвитие речи -  когда нарушены и произношение, и восприятие, и грамматика, бедный словарный запас и отсутствует связная речь.

Возможные нарушения устной речи у детей

дислалия - нарушение произношения отдельных звуков;

фонетико-фонематические нарушения - когда ребенок не только произносит, но и воспринимает неправильно звуки родного языка;

общее недоразвитие речи - когда нарушены и произношение, и восприятие, и грамматика, бедный словарный запас и отсутствует связная речь.

Настораживающие симптомы Малыш свои первые слова начинает произносить поздно – в три или четыре года, речь при этом, как правило, непонятна окружающим и неправильно оформлена;   - не может вычленять звуки в словах; - испытывает затруднения при назывании знакомых предметов и цветов; - плохо различает и произносит звуки; - с трудом учит стихи; - не может научиться завязывать шнурки и застегивать пуговицы («незрелая моторика»). В 1–2-м классе – жалуется, что все читают  лучше его; не умеет читать незнакомые слова; старается уклониться от чтения под любым предлогом.

Настораживающие симптомы

Малыш

  • свои первые слова начинает произносить поздно – в три или четыре года, речь

при этом, как правило, непонятна окружающим и неправильно оформлена;

- не может вычленять звуки в словах;

- испытывает затруднения при назывании знакомых предметов и цветов;

- плохо различает и произносит звуки;

- с трудом учит стихи;

- не может научиться завязывать шнурки и застегивать пуговицы («незрелая моторика»).

  • В 1–2-м классе – жалуется, что все читают

лучше его; не умеет читать незнакомые слова; старается уклониться от чтения под любым предлогом.

Письменная речь (чтение и письмо) тесно связана с устной, формируется на базе устной речи  и отражает её недостатки. При сохранении  к началу школьного обучения общего недоразвития речи неизбежны дисграфия и дислексия

Письменная речь (чтение и письмо) тесно связана с устной,

формируется на базе устной речи и отражает её недостатки.

При сохранении к началу школьного обучения общего недоразвития речи неизбежны дисграфия и дислексия

Ошибки письма Замены букв - ошибки, указывающие на незаконченность процесса различения звуков: свистящих - шипящих, звонких – глухих: д-т, б-п, з-с, ш-ж и др.; Л-Р , ш-щ, ч-ц, ч-ть, мягких- твёрдых ( шоссе – саше, раскладушка – лакарушка, чистит – тисит, ковёр – кавор)

Ошибки письма

Замены букв - ошибки, указывающие на незаконченность процесса различения звуков: свистящих - шипящих, звонких – глухих: д-т, б-п, з-с, ш-ж и др.; Л-Р , ш-щ, ч-ц, ч-ть, мягких- твёрдых ( шоссе – саше, раскладушка – лакарушка, чистит – тисит, ковёр – кавор)

Искажение слоговой структуры слов : перестановки, пропуски, особенно в стечениях согласных, добавления (наращения) слогов, раздельное написание частей слова, указывающие на несформированность слогового анализа ( логопед - голопед , все - све, кромка – рока, кто –тко, штамп – там, велосипед – висипед, шарик- шар ик)

Искажение слоговой структуры слов : перестановки, пропуски, особенно в стечениях согласных, добавления (наращения) слогов, раздельное написание частей слова, указывающие на несформированность слогового анализа ( логопед - голопед , все - све, кромка – рока, кто –тко, штамп – там, велосипед – висипед, шарик- шар ик)

Грамматические ошибки -  недочёты, связанные с переносом аграмматизма в письменную речь (неумение чувствовать границы слов и предложений, неверное согласование различных частей речи, неправильное употребление предлогов, союзов, падежных окончаний и пр.) Примеры : дошёл к двух конев, ехал из горки, поднялся на землю

Грамматические ошибки - недочёты, связанные с переносом аграмматизма в письменную речь (неумение чувствовать границы слов и предложений, неверное согласование различных частей речи, неправильное употребление предлогов, союзов, падежных окончаний и пр.)

Примеры : дошёл к двух конев, ехал из горки, поднялся на землю

Ошибки чтения

Ошибки чтения

  • трудности запоминания, забывание букв;
  • трудности слияния звуков в слоги и слова, побуквенное чтение
  • взаимные замены акустически и артикуляционно-близких согласных звуков: свистящих - шипящих, твёрдых - мягких, звонких – глухих ( кашка-качка, помощь-помочь, жевать-зевать ),
  • искажение слоговой структуры слов (вместо покупать – купать)
  • грамматические ошибки ( с двух друзей, с ветками на ветке )
  • нарушение понимания прочитанного, связанное с незнанием значения отдельных слов ( укромное место – укрытое место), оборотов речи (не в свои сани не садись), техникой чтения, застреванием на букве или слоге,
  • слишком медленный темп чтения ( для понимания прочитанного текста, а не слова, необходима скорость 40 слов в минуту ),
  • угадывающее” чтение (вместо уголёк - уголок, карточка –картошка, собрание – забрать)
Причины речевых нарушений 1.Неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих родителей: 2.Неблагоприятные факторы во время беременности: -профессиональные «вредности», наркомания , алкоголизм, курение аборты. - токсикозы беременности, острые и хронические заболевания матери во время беременности (грипп, краснуха, почечная и сердечная недостаточность и др.), 3.Неблагоприятные обстоятельства в период раннего развития: - травмы головы, сотрясения и ушибы воспалительные заболевания головного мозга (менингит), -недолеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к снижению слуха. 4. Наличие дефектов речи у окружающих ребенка людей.

Причины речевых нарушений

1.Неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих родителей:

2.Неблагоприятные факторы во время беременности:

-профессиональные «вредности», наркомания , алкоголизм, курение аборты.

- токсикозы беременности, острые и хронические заболевания матери во время беременности (грипп, краснуха, почечная и сердечная недостаточность и др.),

3.Неблагоприятные обстоятельства в период раннего развития:

- травмы головы, сотрясения и ушибы воспалительные заболевания головного мозга (менингит),

-недолеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к снижению слуха.

4. Наличие дефектов речи у окружающих ребенка людей.

Чем грозят стойкие нарушения чтения и письма? Стойкие нарушения чтения (дислексия) и письма ( дисграфия) неизбежно сказываются на успеваемости, общении, самооценке, общем развитии ребёнка. Также возникают серьёзные личностные изменения:

Чем грозят стойкие нарушения чтения и письма?

Стойкие нарушения чтения (дислексия) и письма ( дисграфия) неизбежно сказываются на успеваемости, общении, самооценке, общем развитии ребёнка.

Также возникают серьёзные личностные изменения:

  • неуверенность в себе
  • замкнутость
  • тревожность
  • раздражительность
  • озлобленность
  • агрессивность
  • склонность к негативным реакциям
Что значит «речевая готовность к школе»? правильное произношение звуков достаточный словарный запас Развитый фонематический слух развитая связная речь, умение составлять рассказ по серии картинок владение элементарными навыками звукового анализа Составление и грамматически правильное оформление предложений из 3-4 слов развитая мелкая моторика рук 0

Что значит «речевая готовность к школе»?

правильное произношение звуков

достаточный словарный запас

Развитый фонематический слух

развитая связная речь, умение составлять рассказ по серии картинок

владение элементарными навыками звукового анализа

Составление и грамматически правильное оформление предложений из 3-4 слов

развитая мелкая моторика рук

0

Развитие речи невозможно без развития психологической базы речи :  -восприятия, -внимания, -памяти, -зрительных процессов, -слуховых процессов, -логического мышления  а также мелкой моторики

Развитие речи невозможно без развития психологической базы речи :

-восприятия,

-внимания,

-памяти,

-зрительных процессов,

-слуховых процессов,

-логического мышления

а также мелкой моторики

Звукопроизношение Приходя в школу, ребёнок должен правильно произносить все звуки родного языка, не должен пропускать, искажать, заменять их.

Звукопроизношение

Приходя в школу, ребёнок должен правильно произносить все звуки родного языка, не должен пропускать, искажать, заменять их.

Звукопроизношение

Звукопроизношение

Назови предметы, в названии которых есть звук [ж]   ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ узнавание звука на фоне слова, т.е. определение наличия или отсутствия его в слове, например: определить есть  ли звук С в словах сумка, рама, нос и т.д.; вычленение первого и последнего звуков в слове; определение последовательности, количества звуков, их места в слове по отношению к другим звукам. На каком месте в словах слышится звук [ч]?

Назови предметы, в названии которых есть звук [ж]

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ

ВОСПРИЯТИЕ

  • узнавание звука на фоне слова, т.е. определение наличия или отсутствия его в слове, например: определить есть ли звук С в словах сумка, рама, нос и т.д.;
  • вычленение первого и последнего звуков в слове;
  • определение последовательности, количества звуков, их места в слове по отношению к другим звукам.

На каком месте в словах слышится звук [ч]?

Развитие фонематического восприятия

Развитие фонематического восприятия

Владение элементарными навыками звукового анализа умение выделять начальный гласный звук из слова (Оля, аист, имя, улица и др.); анализ гласных из трех звуков типа «ауи»; анализ обратного слога гласный - согласный типа «ап»; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове; определять количество и последовательность звуков в слове; - называть слова на заданный звук.

Владение элементарными навыками звукового анализа

  • умение выделять начальный гласный звук из слова (Оля, аист, имя, улица и др.);
  • анализ гласных из трех звуков типа «ауи»; анализ обратного слога гласный - согласный типа «ап»;
  • слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
  • определять количество и последовательность звуков в слове;

- называть слова на заданный звук.

Развитие звукового анализа

Развитие звукового анализа

Развитие звукового анализа

Развитие звукового анализа

« Нарисуй столько кружков, сколько звуков в слове» Составь схему слова

« Нарисуй столько кружков, сколько звуков в слове»

Составь схему слова

Развитие звукового анализа

Развитие звукового анализа

Словарный запас К 7 годам у ребёнка достаточно большой словарный запас (около 3000 слов). Он должен знать и активно использовать В своей речи обобщающие слова (овощи, фрукты, мебель, посуда, домашние и дикие животные, одежда, обувь, транспорт, игрушки и т.д.) - антонимы (грустный -весёлый, молодой – старый, тёмный-светлый. ОТКРЫВАТЬ-ЗАКРЫВАТЬ, НОЧЬ-ДЕНЬ ), - синонимы (например, лошадь, конь, жеребец, скакун), - слова – действия, - слова – признаки .

Словарный запас

К 7 годам у ребёнка достаточно большой словарный запас (около 3000 слов).

Он должен знать и активно использовать В своей речи обобщающие слова (овощи, фрукты, мебель, посуда, домашние и дикие животные, одежда, обувь, транспорт, игрушки и т.д.)

- антонимы (грустный -весёлый, молодой – старый, тёмный-светлый. ОТКРЫВАТЬ-ЗАКРЫВАТЬ, НОЧЬ-ДЕНЬ ),

- синонимы (например, лошадь, конь, жеребец, скакун),

- слова – действия,

- слова – признаки .

Синонимы

Синонимы

Антонимы

Антонимы

Слова – действия

Слова – действия

Слова-признаки

Слова-признаки

Рассказ по серии сюжетных картинок

Рассказ по серии сюжетных картинок

Мелкая моторика

Мелкая моторика

Письменная речь

Письменная речь

Дошкольников следует учить написанию только ПЕЧАТНЫХ БУКВ , которые проще изобразить, которые зрительно знакомы ребёнку: он видит их в Букваре, других детских книгах, на вывесках, на клавиатуре компьютера и пр. РУКОПИСНЫЕ БУКВЫ ребёнок не видит до школы + технически это гораздо более сложный вид письма. Придуманы такие буквы для скорописи , то есть безотрывного письма . Их необходимо осваивать исключительно в школе, под пристальным контролем учителя. И на это отводится целый учебный год! Почему РУКОПИСНЫЕ БУКВЫ не даются нашим детям в ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Дошкольников следует учить

написанию только

ПЕЧАТНЫХ БУКВ , которые

проще изобразить,

которые зрительно знакомы

ребёнку: он видит их в Букваре,

других детских книгах,

на вывесках, на клавиатуре

компьютера и пр.

РУКОПИСНЫЕ БУКВЫ ребёнок не видит до школы + технически это гораздо более сложный вид письма. Придуманы такие буквы для скорописи , то есть безотрывного письма . Их необходимо осваивать исключительно в школе, под пристальным контролем учителя. И на это отводится целый учебный год!

Почему РУКОПИСНЫЕ БУКВЫ не даются нашим детям в ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИЁМЫ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ БУКВ

ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИЁМЫ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ БУКВ

Графические тренировки Цветные карандаши Способствуют автоматизации нужных движений и улучшают качество зрительно-моторной координации . Движения руки становятся стабильными и уверенными

Графические тренировки

Цветные карандаши

Способствуют автоматизации нужных движений и улучшают качество зрительно-моторной координации . Движения руки становятся стабильными и уверенными

Разукрашивание цветными карандашами Мелкими движениями вверх-вниз, двигаясь слева на право, стараясь не оставлять пустых мест. Ежедневно по 15 – 20 минут

Разукрашивание цветными карандашами

  • Мелкими движениями вверх-вниз, двигаясь слева на право, стараясь не оставлять пустых мест.

Ежедневно

по 15 – 20 минут

Графические диктан ты

Графические диктан ты

Выкладывание фигурок из счётных палочек

Выкладывание фигурок из счётных палочек

Хорошо развитая речь обеспечит ребёнку возможность успешно овладеть навыками чтения и письма, ясно и последовательно выражать свои мысли, уметь слушать и понимать речь, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, что позволит в усвоении школьной программы.

Хорошо развитая речь обеспечит ребёнку возможность

  • успешно овладеть навыками чтения и письма,
  • ясно и последовательно выражать свои мысли,
  • уметь слушать и понимать речь,
  • легко входить в контакт с детьми и взрослыми,

что позволит в усвоении школьной программы.

Уважаемые родители!    Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить» Необходимо обратиться  к логопеду!

Уважаемые родители!

Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет,

и сам научиться говорить»

Необходимо обратиться

к логопеду!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Речевая готовность детей к школе. Советы логопеда

Автор: Пантюхина Юлия Анатольевна

Дата: 23.10.2023

Номер свидетельства: 638540

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рекомендации родителям будущих первоклассников по готовности детей к школе "
    ["seo_title"] => string(89) "riekomiendatsii-roditieliam-budushchikh-piervoklassnikov-po-ghotovnosti-dietiei-k-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "117893"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412953946"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Игротренинг для родителей  «Счастливый случай»"
    ["seo_title"] => string(51) "ighrotrieningh-dlia-roditieliei-schastlivyi-sluchai"
    ["file_id"] => string(6) "315165"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1459845604"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства