kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Развитие познавательных способностей младших школьников посредством проектной деятельности". Обобщение опыта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение собственного опыта по работе с проектами

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие познавательных способностей младших школьников посредством проектной деятельности". Обобщение опыта»

Обобщение опыта Ярцева Н.В. учитель начальных классов

Обобщение опыта

Ярцева Н.В.

учитель начальных классов

Цель: научно обосновать и экспериментально проверить эффективность использования учебного проекта для развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста. Задачи: 1) изучить теоретический материал по данной проблеме; 2) определить условия эффективности метода проекта в процессе обучения младших школьников; 3) изучить особенности воздействия разработанной системы проектного метода на развитие учащегося выявить ее практическую значимость; 4) разработать систему обучения детей проектной деятельности; 5) разработать методические рекомендации; 6) экспериментально проверить влияние проектной технологии на развитие познавательных процессов;
  • Цель: научно обосновать и экспериментально проверить эффективность использования учебного проекта для развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста.
  • Задачи:
  • 1) изучить теоретический материал по данной проблеме;
  • 2) определить условия эффективности метода проекта в процессе обучения младших школьников;
  • 3) изучить особенности воздействия разработанной системы проектного метода на развитие учащегося выявить ее практическую значимость;
  • 4) разработать систему обучения детей проектной деятельности;
  • 5) разработать методические рекомендации;
  • 6) экспериментально проверить влияние проектной технологии на развитие познавательных процессов;
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Этот период обучения может быть назван «Введением в проектную деятельность». Младший школьник начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Одно из ведущих новообразований этого возраста - произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

Этот период обучения может быть назван «Введением в проектную деятельность».

Младший школьник начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения.

Одно из ведущих новообразований этого возраста - произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж.

Гипотеза состоит в том, что включение проектной технологии в учебный процесс будет способствовать развитию детей, их индивидуальных познавательных процессов, повышению качества обучения.
  • Гипотеза состоит в том, что включение проектной технологии в учебный процесс будет способствовать развитию детей, их индивидуальных познавательных процессов, повышению качества обучения.
Исследовательские умения Технологические умения Умения в решении проблем Всё Информационные умения Рефлексивные умения Презентационные умения Коммуникативные умения

Исследовательские

умения

Технологические

умения

Умения в решении

проблем

Всё

Информационные

умения

Рефлексивные

умения

Презентационные

умения

Коммуникативные

умения

развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. Основной тезис: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».

развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

Основной тезис: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».

Исследовательский проект – это исследование какой-либо проблемы по правилам научного исследования. Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт – альманахи, совместная газета и сочинение, театрализация, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства. Ролево-игровые проекты – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.  Это  могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями. Информационные проект – это сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет).
  • Исследовательский проект – это исследование какой-либо проблемы по правилам научного исследования.
  • Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт – альманахи, совместная газета и сочинение, театрализация, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства.
  • Ролево-игровые проекты – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.
  • Информационные проект – это сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет).
Монопроекты – реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета. Работа над монопроектами не исключает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле содержания конкретной предметной области или области деятельности человека. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста продукта проектной деятельности. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.

Монопроекты – реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета.

Работа над монопроектами не исключает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле содержания конкретной предметной области или области деятельности человека. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста продукта проектной деятельности.

Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.

Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний.

Интеграция позволяет перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному комплексному изучению, дает возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления.

Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продолжительные. Разделы (темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта.

Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

Учащиеся с большим интересом начинают подходить к изучению программного материала, понимая, что он им необходим в дальнейшей работе по проекту.

Мини-проекты – укладываются в 1 урок или часть урока. Краткосрочные – рассчитаны на 4-6 уроков. Средней продолжительности – укладываются в 1-2 месяца.
  • Мини-проекты – укладываются в 1 урок или часть урока.
  • Краткосрочные – рассчитаны на 4-6 уроков.
  • Средней продолжительности – укладываются в 1-2 месяца.
справочник; газета; журнал; альбом; гербарий; карта; экскурсия; игра; сценарий праздника; костюм; макет; модель; сувенир; мультимедийный продукт; учебное пособие и др.
  • справочник; газета; журнал;
  • альбом;
  • гербарий; карта;
  • экскурсия;
  • игра; сценарий праздника;
  • костюм; макет; модель; сувенир;
  • мультимедийный продукт;
  • учебное пособие и др.
демонстрация медиа – презентации, коллажа, макета, журнала, игрушек, предметов домашнего обихода; защита реферата; сюжетно-ролевая игра или экскурсия; праздник или инсценировка ; демонстрация учебного пособия и т.п.
  • демонстрация медиа – презентации, коллажа, макета, журнала, игрушек, предметов домашнего обихода;
  • защита реферата;
  • сюжетно-ролевая игра или экскурсия;
  • праздник или инсценировка ;
  • демонстрация учебного пособия и т.п.

Защита проектов может проходить на родительском собрании, на уроке, во внеурочное время.

Что за дерево-девица, Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год? Маленькая ёлочка  Жила-была маленькая елочка. Она была очень весёлая, потому что вместе с ей в лесу жили хорошие друзья: ёлочки-подружки, птички и зверушки. Каждую зиму к ней приезжали дети и взрослые. Они наряжали ёлочку, водили хоровод, играли и радовались, что в лесу есть такая хорошая маленькая красавица.

Что за дерево-девица,

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год?

Маленькая ёлочка

Жила-была маленькая елочка. Она была очень весёлая, потому что вместе с ей в лесу жили хорошие друзья: ёлочки-подружки, птички и зверушки. Каждую зиму к ней приезжали дети и взрослые. Они наряжали ёлочку, водили хоровод, играли и радовались, что в лесу есть такая хорошая маленькая красавица.

Цель: выявить уровень познавательных процессов учащихся класса, определить уровень обученности школьников проектной деятельности.

Цель: выявить уровень познавательных процессов учащихся класса, определить уровень обученности школьников проектной деятельности.

  • Диагностика психических процессов
  • Наблюдение за деятельностью учащихся
  • Социологический метод (анкетирование)
  • Сочинение «Что дает мне проект?»
Развитие словесно-логической памяти Развитие внимания Развитие зрительной памяти Развитие речи Развитие мышления Высокий Средний Низкий

Развитие словесно-логической памяти

Развитие внимания

Развитие зрительной памяти

Развитие речи

Развитие мышления

Высокий

Средний

Низкий

Вопросы Что тебе нравится делать, когда ты выполняешь свой проект? Искать информацию -14 чел. Что тебе не нравится делать, когда ты выполняешь свой проект? Оформлять-5 чел. Выступать- 3 чел. Всё- 5 чел. Писать много- 2 чел.

Вопросы

Что тебе нравится делать, когда ты выполняешь свой проект?

Искать информацию -14 чел.

Что тебе не нравится делать, когда ты выполняешь свой проект?

Оформлять-5 чел.

Выступать- 3 чел.

Всё- 5 чел.

Писать много- 2 чел.

Плюсы Минусы Достижение конечного результата Возрастает нагрузка на учителя Навыки самообразования Интерес к познавательной деятельности Моделируется реальная технологическая цепочка: задача – результат Навыки групповой деятельности

Плюсы

Минусы

Достижение конечного результата

Возрастает нагрузка на учителя

Навыки самообразования

Интерес к познавательной деятельности

Моделируется реальная технологическая цепочка: задача – результат

Навыки групповой деятельности


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ярцева Наталья Владимировна

Дата: 16.02.2020

Номер свидетельства: 539931

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными   возможностями здоровья в общеобразовательной организации."
    ["seo_title"] => string(133) "psikhologhopiedaghoghichieskoiesoprovozhdieniieriebionkasoghranichiennymivozmozhnostiamizdoroviavobshchieobrazovatielnoiorghanizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "300893"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456822523"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства