Просмотр содержимого документа
«"Развитие познавательных способностей младших школьников посредством проектной деятельности". Обобщение опыта»
Обобщение опыта
Ярцева Н.В.
учитель начальных классов
Цель: научно обосновать и экспериментально проверить эффективность использования учебного проекта для развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1) изучить теоретический материал по данной проблеме;
2) определить условия эффективности метода проекта в процессе обучения младших школьников;
3) изучить особенности воздействия разработанной системы проектного метода на развитие учащегося выявить ее практическую значимость;
4) разработать систему обучения детей проектной деятельности;
5) разработать методические рекомендации;
6) экспериментально проверить влияние проектной технологии на развитие познавательных процессов;
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.
Этот период обучения может быть назван «Введением в проектную деятельность».
Младший школьник начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения.
Одно из ведущих новообразований этого возраста - произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж.
Гипотеза состоит в том, что включение проектной технологии в учебный процесс будет способствовать развитию детей, их индивидуальных познавательных процессов, повышению качества обучения.
Исследовательские
умения
Технологические
умения
Умения в решении
проблем
Всё
Информационные
умения
Рефлексивные
умения
Презентационные
умения
Коммуникативные
умения
развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
Основной тезис:«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».
Исследовательский проект – это исследование какой-либо проблемы по правилам научного исследования.
Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт – альманахи, совместная газета и сочинение, театрализация, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства.
Ролево-игровые проекты – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.
Информационные проект – это сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет).
Монопроекты – реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета.
Работа над монопроектами не исключает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле содержания конкретной предметной области или области деятельности человека. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста продукта проектной деятельности.
Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.
Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний.
Интеграция позволяет перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному комплексному изучению, дает возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления.
Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продолжительные. Разделы (темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта.
Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.
Учащиеся с большим интересом начинают подходить к изучению программного материала, понимая, что он им необходим в дальнейшей работе по проекту.
Мини-проекты – укладываются в 1 урок или часть урока.
Краткосрочные – рассчитаны на 4-6 уроков.
Средней продолжительности – укладываются в 1-2 месяца.
Защита проектов может проходить на родительском собрании, на уроке, во внеурочное время.
Что за дерево-девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?
Маленькая ёлочка
Жила-была маленькая елочка. Она была очень весёлая, потому что вместе с ей в лесу жили хорошие друзья: ёлочки-подружки, птички и зверушки. Каждую зиму к ней приезжали дети и взрослые. Они наряжали ёлочку, водили хоровод, играли и радовались, что в лесу есть такая хорошая маленькая красавица.
Цель: выявить уровень познавательных процессов учащихся класса, определить уровень обученности школьников проектной деятельности.
Диагностика психических процессов
Наблюдение за деятельностью учащихся
Социологический метод (анкетирование)
Сочинение «Что дает мне проект?»
Развитие словесно-логической памяти
Развитие внимания
Развитие зрительной памяти
Развитие речи
Развитие мышления
Высокий
Средний
Низкий
Вопросы
Что тебе нравится делать, когда ты выполняешь свой проект?
Искать информацию -14 чел.
Что тебе не нравится делать, когда ты выполняешь свой проект?
Оформлять-5 чел.
Выступать- 3 чел.
Всё- 5 чел.
Писать много- 2 чел.
Плюсы
Минусы
Достижение конечного результата
Возрастает нагрузка на учителя
Навыки самообразования
Интерес к познавательной деятельности
Моделируется реальная технологическая цепочка: задача – результат