(СЛАЙД 1)
Учитель.
Сегодня у нас большой праздник, посвященный прощанию с «Азбукой». Мы выучили все буквы русского алфавита, умеем произносить звуки, знаем все секреты. Настала пора совершить увлекательное путешествие в страну 33 букв которые могут составить сотни тысяч слов. И так мы расскажем гостям, чему мы научились за это время в школе.
Песня «Чему учат в школе»
Ученик
Дом красивый.
Словно в сказке,
В нем живут, надевши маски,
Буквы. Ровно тридцать три,
Кто снаружи, кто внутри.
Буквы спрятались и ждут:
- Неужели нас прочтут.
Слайд2 (без музыки)
Учитель
Сегодня мы с вами совершим путешествие на уже знакомом нам паровозике.
Ребята, чтобы попасть на этот паровозик, нужно отгадать верно загадки.
Слайд 3
Я всех знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться.
Слайд 4
Черные, кривые,
От рождения немые.
А как только станут в ряд,
Сразу вдруг заговорят.
Слайд 5
То я в клетку,
То в линейку,
Написать по мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я?
Учитель
Загадки отгадали, поехали!
Слайд 6
Учитель
Подобрать схемы к словам и найти слова, где количество звуков отличается от количества букв.(по две схемы каждой группе)
а теперь вспомните, какие бывают звуки?
Дети
Гласные, согласные, мягкие, твердые, глухие, звонкие.
(СЛАЙД 8
Учитель
Молодцы! Поехали!
СЛАЙД 9
Собрать слова
Слайд 10
Учитель
Поехали!
Слайд 11
Слайд 12
Станция Стихотворная
Ученики
Читать ужасно интересно:
Вы можете сидеть, лежать
И — не сходя при этом с места —
Глазами книгу ПРОБЕЖАТЬ!
Да-да! Читать — ХОДИТЬ ГЛАЗАМИ
За ручку с мамой, после — сами.
Ходить — ведь это же пустяк,
Не бойтесь сделать первый шаг!
Споткнулись раз, другой…
И вдруг вы
Прочли подряд четыре буквы,
И вы пошли, пошли, пошли —
И слово первое прочли!
От слова к слову — как по кочкам —
Помчитесь весело по строчкам…
И так научитесь читать —
Как бегать,
Прыгать…
Как летать!
Я знаю, скоро по странице
Порхать вы будете, как птицы!
Ведь необъятен и велик,
Как небо —
Мир волшебный книг!
Ученики
Из азбуки
Ученик
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку просить:
"Прочти, пожалуйста! Прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну прочитай еще страницу!"
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
Учитель
Итак, поехали дальше!
(СЛАЙД13
Слайд14
Поезда, рельсы
Учитель
Сколько слогов в этом слове?
Учитель
Какой слог ударный?
Учитель
Определите, сколько букв и звуков в этом слове?
Учитель
Почему звуков больше, чем букв?
Учитель
Какие еще буквы и когда обозначают два звука?
Дети
Буквы е, ё, я – в начале слова, после гласных и твердого и мягкого знаков.
Слайд 15
Молодцы! Поехали!
Слайд 16
Учитель
Все буквы в алфавите стоят на своих местах. Посмотрите на алфавит. Какая буква на первом месте?
Учитель
А какая на последнем?
Учитель
Давайте вспомним алфавит
Дети
Тридцать две родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы.
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
З, И, К. Л. М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, Х
Оседлали петуха, —
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
Вот и все мои друзья!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они — стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
Ученик
Здравствуй, чтение моё:
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё!
Прочитаю громко всем:
Ж, З, И, Й, К, Л, М!
Ну-ка, снова перечту:
Н, О, П, Р, С, Т, У!
Прочитай со мной и ты:
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы!
Ъ и Ь – Не прочесть нам их никак!
Но читаю дважды я:
Э, Ю, Я! Э, Ю, Я!
Учитель
Сколько, ребята, у нас букв?
1.
В нашем русском языке 33 буквы и 42 звука. Есть гласные и согласные, а есть буквы, которые не имеют звуков.
Ну ка буквы, стройтесь в ряд! Вот сейчас все заговорят!
2.
Гласные тянутся с песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
(Входят «гласные»)
Ведущая:
-Ну ка гласные встаньте в пары!
(а-я, о-ё, е-э, у-ю, ы-и)
Ведущая:
Вот вам буквы. Попробуйте, ребята, составить!
Что не получается! А почему?
Не хватает согласных! Давайте пригласим и эти буквы.
(Входят «согласные»)
3.
А согласные … согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ведущий:
Согласные, найдите свои пары!
( пары: б-п, в-ф,г-к, д-т, з-с,ж-ш.)
А вы почему не в парах?
Буквы:
-А мы только звонкие!
-Мы только глухие!
(«буквы» уходят, появляются «Ь» «Ъ»)
Ведущая:
-А вы почему такие грустные?
Буквы Ъ и Ь:
-Вы про нас забыли!
Ведущая:
-Мы исправим ошибку. А что вы про себя расскажете?
Учитель
А теперь, ребята, отдохнем, послушаем стихи.
Ученик 1:
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали 6 ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!
Нет твоей любимой книжки -
«Чипполино», например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
От бесстрашного Гавроша
До Тимура и до Кроша -
Сколько их, друзей ребят,
Тех, что нам добра хотят!
Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.
Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.
Ученик 2:
…Лежу на диване. Удобно. Приятно.
Смотрю телевизор, и всё мне понятно.
Другие придумали – мне показать.
Не надо ни думать, ни воображать.
Но мама сказала: – Ты видишь чужое.
Занятие это, считаю пустое.
А с книгой полезнее время твоё:
Читаешь чужое, а видишь своё!
На книжном пути сам себе режиссёр,
Художник, артист, музыкант, каскадёр…
Когда интересную книгу читаешь,
С писателем вместе свой мир сочиняешь:
Ты воин-герой, ты спаситель миров,
Ты храбрый Комарик для всех Пауков.
И сказка и быль, и мгновенье и вечность…
Над книжной страницей лететь в бесконечность!
Сказала когда-то мне мама сама,
Что книги читать – это пища ума.
Твой ум развивается воображеньем,
И чтение – лучшее в мире ученье!
Ученик 3:
Я – это мир, а мир стал мной,
Едва открыл страницу!
Могу в героя книги я
Мгновенно превратиться!
Стихом и прозой говоря,
Рисунком и словами,
Страницы книг ведут меня
Волшебными путями.
Я в мире слов перешагну
Любых времён границы,
Могу теперь весь шар земной
Я облететь, как птица!
Страницы, главы и слова
Летят перед глазами.
Мы с книгой стали навсегда
Хорошими друзьями!
Ученик 4:
Приходит книга в дом любой.
Коснись её страниц,
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц.
Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот
Придут к тебе и Чук, и Гек,
Тимур и дядя Стёпа.
Ей вьюга злая не страшна
И не страшна распутица
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.
Ну, а взгрустнется вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший верный друг
Развеет скуку книжка.
Ученик 5:
Кто детских книжек не читал,
Считай, полжизни потерял,
Друзей прекрасных не узнал.
С книжкой вы не расставайтесь.
Детьми подольше оставайтесь.
Ведь взрослым вовсе не понять,
Как можно взять и полетать.
А Мэри Поппинс, Питер Пен
Летать научат вас,
А добрый Карлсон – супермен
Поддержит в трудный час
Ученик 6: В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
Но книгу ты не обижай.
Она откроет мир большой,
А если сделаешь больной
Ты книжку – навсегда
Страницы замолчат тогда.
Слайд17
учитель
Чтобы продолжить путь нам надо найти опасные места в тексте. Объясните их, тем самым мы разберем завал.
Дети находят изученные орфограммы.
Слайд 18
Молоды! Поехали!
СЛАЙД 19
Внимание! Сказочная викторина! Доскажи словечко.
Учитель:
В мире много сказок: грустных и смешных. И прожить на свете - нам нельзя без них. Все дети на свете любят сказки. Сначала им рассказывают их взрослые. Потом дети учат буквы и начинают читать сами. Так было всегда. А хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим.
«Сказочная викторина»
1. Снежная принцесса. (Снежная королева.)
2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
3. Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
4. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
5. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)
6. Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)
7. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
8. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
9. Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)
10. Луковый мальчик. (Чипполино.)
11. Приключения Зазнайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)
Слайд 20
Учитель: Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»
Игра «Доскажи словечко»
Хоть на улице, хоть дома-
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче … (здравствуй)
И сказал ежу … (привет)
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать … (пожалуйста)
Очень прошу вас - будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте любезны, будьте … (добры)
Паутинные нити.
Чирикнул смущённо: - Меня … (извините)
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите … (до свидания)
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить … (спасибо).
Учитель
– Вот и подошел конец путешествию. Но мы только прощаемся с первой вашей книгой, а впереди вас ждет множество путешествий по другим замечательным учебникам.
А теперь напутствие для всех детей
Ученик:
Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!
Учитель: Азбуку прочли до корки
Всем по чтению «пятерки».
Одолели вы науку медленного чтения
И теперь вам выдают удостоверения.
В том, что «Азбуку» прочли,
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки!
(выдача удостоверений и книг)
Слайд 21
Все ученики хором: Спасибо, тебе, Азбука!
Здравствуй, Литературное чтение.
Дети исполняют песню «»Прощай, букварь».