2.Актуализация знаний. | На прошлом уроке мы с вами говорили о времени года – осени. Сегодня вы принесли свои рисунки. - Как вы узнали, что листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску и начали опадать? - Какой орган помог вам увидеть? - Гуляя по осеннему лесу, вы прислушивались к звукам. Какие звуки вы слышали? - Какой орган помог вам услышать? - В осеннем лесу вы собирали грибы, ягоды, а дома мама готовила грибной суп, варила варенье. Что вы чувствовали, когда пришли на кухню? - Какой орган помогал вам чувствовать запахи? - А какой орган помогал вам определить вкус варенья? | - Увидели. - Глаза (на доске появляются глаза – рисунок). - Шорох листьев, тишину или шум ветра. - Уши (рисунок ушей). - Запахи. - Нос (рисунок носа). - Язык (рисунок языка). | |
3.Формулирование темы урока. Постановка проблемы. | - Перечислите помощников, которые помогли вам увидеть, узнать и почувствовать предметы окружающего мира? - Сформулируйте тему урока, о чем мы будем говорить сегодня? - Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? - Сегодня на уроке нам предстоит выяснить: 1. Как называются органы чувств. 2. Почему их называют помощниками. 3. Как их беречь. - Как выдумаете, сможет ли человек обойтись без органов чувств? К нам на урок пришел странный человечек (изображение человека без глаз, ушей, рта, носа). Сможет ли он увидеть почувствовать мир как вы? Давайте поможем ему. | - Нос, глаза, уши, язык. - Органы чувств. Высказывания детей. Высказывания детей. На доске человечек. | Слайд№2. |
4. Совместное «открытие» нового. | - Посмотрите на картинки. Что вы можете рассказать о предметах. - Какой орган помог вам определить цвет, форму, размер? - Что еще можно делать с помощью глаз? - Глаза - помощники наши? - Первый орган чувств – глаза – это орган зрения. С их помощью человек больше всего получает информации об окружающем нас мире. - Физминутка для глаз. - Полезно дома подходить к окну и наблюдать за предметами, полезно в лесу любоваться природой. После появления звука кукушки учитель говорит: «Дети слушали в лесу, как кричит кукушка, а для этого нужны нашим детям…» - Вы видели кукушку? Какой орган чувств помог узнать, что это кукушка? - Какую работу выполняют уши? - Уши – помощники наши? - Второй важный орган чувств – ухо- орган слуха. Он помогает воспринимать окружающий мир. - Физминутка – выполнение движений, которые говорит учитель. - А сейчас ушки закрыли, глазки закрыли. Отгадайте какой предмет у меня в мешочке (учитель проносит по классу апельсин, разрезанный в мешке). - Какой орган помог отгадать вам, что в мешочке апельсин? - Какую работу выполняет нос? - Нос – помощник наш? - Нос – орган обоняния. Обоняние – это способность чувствовать запахи. - Проведем опыт: у вас на столе у каждого стаканчик с водой. Сможете ли вы не пробуя, определить какая там вода? - Попробуйте и определите вкус воды. - Какой орган помог вам определить вкус воды? - Какую работу выполняет язык? - Язык – помощник? - Язык – орган вкуса. Тоже важный помощник в познании окружающего мира. - Физминутка «Сладкое – несладкое» - Мы выяснили 4 органа чувств, а сколько их всего? - Поиграем в игру «Волшебный мешочек». Надо определить, какие предметы там находятся (определение предметов на ощупь – 3-4 человека). - Как узнавали какие предметы в мешочке? - Чем ощупывали предметы? - Что на пальцах помогало ощупывать предметы? - Какую работу выполняет кожа? - Кожа – помощник? - Кожа может рассказать человеку о том, что его окружает. Сообщает нам о том предмете, к которому мы прикасаемся. На коже много чувствительных клеток, которые сообщают нам о форме предмета, воспринимают холод, тепло, какая поверхность: гладкая или шершавая. Кожа – это орган осязания. - Помогли мы человечку? Сможет он теперь воспринимать окружающий мир как вы? - Как вы думаете, нужно ли беречь органы чувств? | - Это геометрические фигуры. Они имеют цвет, форму, размер. - Глаза. - Читать, писать… (другие высказывания) - Да.( Дети приклеивают глаза человечку.) - Ушки (хором). - Высказывания детей ( помогают в учебе, слышим опасность …).( Дети приклеивают уши человечку). - Апельсин. - Нос. Высказывания детей (запах цветов, пищи, гари - опасность, пожар…)( Дети приклеивают нос человечку). - Нет. Высказывания детей. - Язык. - Помогает определять вкус. - Да. (Дети приклеивают рот и язык человечку). - Пять. - На ощупь. - Пальцами. - Кожа. - Помогает определить предмет на ощупь. . (Дети прикрепляют руки человечку). | Слайд №3. Слайд №4. Слайд №5. (природа и звук кукушки) Слайд №6. Слайд №7. Слайд №8. Слайд №9. |
5.Групповая работа. | - Сейчас мы поработаем в группах. Вы постараетесь вместе составить правила как беречь органы чувств. 1 группа –«Как беречь глаза – орган зрения». Картинки: телевизор, компьютер, ножницы, иголка, лампа, грязные руки. 2 группа – «Как беречь ухо – орган слуха». Картинки: шапка, булавки, мыло, музыкальный центр. 3 группа – «Как беречь нос – орган обоняния». Картинки: пуговицы, человек с красным носом и платком. 4 группа – «Как беречь язык – орган вкуса». Картинки: зубная щетка, чашка с горячим чаем, зимний день. 5 группа – «Как беречь кожу рук – орган осязания». Картинки: ножик, утюг, грязные руки. | Примерные правила охраны органов чувств сформулированные детьми: группа: 1.Не трите глаза грязными руками. 2.Не смотрите близко телевизор, а так же долго( не больше часа) 3.Не играйте в компьютерные игры более 15 – 20 минут. 4.Не читайте, не рисуйте лёжа. 5.Берегите глаза от колющих и режущих предметов. 6.Свет при чтении должен падать слева. 2 группа: 1.Никогда не ковырять спичками, булавками. 2.Мыть с мылом, чистить туго скрученной ваткой. 3.Портят слух сильный шум, громкая музыка. Чаще отдыхать на лугу, в лесу. 4.Если почувствуете боль в ухе или туда попадет соринка, обратитесь к врачу. 3 группа: 1.Закаляться, беречь от простуды. 2.Не совать в нос посторонние предметы. 4 группа: 1.Нельзя есть слишком горячую пищу. 2.На морозе нельзя языком касаться металлических предметов. 3.Чистить язык специальной щеткой. 5 группа: 1.Не ранить кожу острыми предметами. 2.Не обжигать кожу горячими предметами. 3.Как можно чаще принимать душ и мыть руки. 4.Беречь кожу от мороза. | Слайд №10. Слайд №11. Слайд № 12. Слайд №13. Слайд №14. |
6.Закрепление изученного. | Отгадайте загадки и определите о каком органе чувств идет речь. 1.Мы в неё зимой и летом с головы до ног одеты. 2.Скок да скок, за решеткой зверек, что ты знал - обо всем рассказал. 3.Два Егорки живут возле горки. Живут дружно, а друг на друга не глядят. 4.Между двух светил в середине я один. 5.Язык говорит, глаза глядят, двое слушают. | -Кожа – орган осязания. -Язык – орган вкуса. -Глаза – орган зрения. -Нос – орган обоняния. -Уши – орган слуха | Слайд №15 (по щелчку открываются отгадки) |