Просмотр содержимого документа
«Работа с детьми ОВЗ»
Формы и методы работы классного руководителяс родителямиобучающихся с ОВЗв условиях коррекционного класса.
учитель начальных классов :
Абдреупова С.А.
“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”.
В.А.Сухомлинский
Эффективностьвоспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуютшколаисемья.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников -важное направление его деятельности.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями».
Главными задачами
классного руководителя
в этом направлении являются:
способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей,
созданию комфортных условий для ребенка в семье,
а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.
Направления воспитательной работы с семьями обучающихся
Повышение психолого-педагогической грамотности родителей
Оптимизация детско-родительских отношений
Поддержка и повышение социального статуса семей
Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.
Специфические обязанности коррекционного классапо отношению к родителям:
вселять в них уверенность, что обучение и воспитание будет иметь успех;
поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка ;
важно, чтобы родители увидели позитивное отношение учителя, классного руководителя к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в его интересах.
В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежатьпринципывзаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Основные направления сотрудничестваклассного руководителя с родителями
Психолого-педагогическое просвещение родителей
Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс
Участие родителей
в управлении
учебно-воспитательным процессом
Формы связи школы и семьи
Коллективные
Индивидуальные
Групповые
классные родительские собрания
общешкольные родительские собрания
концерты
выставки учебных работ
творческие отчеты
посещение на дому
приглашение в школу
индивидуальные консультации педагога
переписка
родительский лекторий
тематические консультации
классные детские мероприятия
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями обучающихся отводится психолого-педагогическому просвещению.
Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания.
Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты.
Посещение семьи
Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями.
При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика.
Педагог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
После посещения на дому классный руководитель обычно заполняет акт обследования жилищно-бытовых условий обучающегося.
При посещении учащегося на дому соблюдаются следующиеправила:
проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов;
исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения;
беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи;
не предъявлять претензий к родителям;
всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника;
советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи;
договариваться о конкретных совместных делах;
не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.
Приглашение в школу
Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался.
Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость.
Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.
Индивидуальные консультации, беседы
Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке.
Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.
Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей.
В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).
В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности.
Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери.
Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?»
Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки.
Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества.
Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или далеко живут.
Родительское собрание
одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений для родителей,
для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей,
формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив
Виды родительских собраний:
организационные,
собрания по плану психолого- педагогического просвещения,
тематические,
собрания-диспуты,
итоговые (четвертные) и т.д.
Родительские собрания
Общешкольные родительские собрания - 4 раза в год.
Классные родительские собрания – 4-5 раз в год.
На классных родительских собраниях обсуждаются:
задачи учебно-воспитательной работы класса,
планирование воспитательной работы в классе,
намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой,
подводятся итоги работы.
Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является
классный родительский комитет.
Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы.
Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.
Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса.
В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации в классе мероприятий учебного и внеучебного ( экскурсии, мероприятия на воспитательные темы) плана.
Представители родителей,
постоянные помощники педагога
входят в
общешкольный родительский комитет.
Это координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач.
Заключение
Все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе.
«Воспитание детей – это важная область нашей жизни… Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, - наша вина перед другими людьми».
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(191) "Приемы и методы работы с детьми ОВЗ на уроках музыки. Особенности проведения уроков музыки с детьми ОВЗ»"
["seo_title"] => string(80) "priemy_i_metody_raboty_s_detmi_ovz_na_urokakh_muzyki_osobennosti_provedeniia_uro"
["file_id"] => string(6) "549821"
["category_seo"] => string(6) "muzika"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1589534217"
}
}