kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Повседневная жизнь детей в годы ВОВ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа расскажет младшим школьникам о жизни детей в период Великой Отечественной войны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект Повседневная жизнь детей в период ВОВ»

14

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 города Анадыря»





Исследовательская работа

«Повседневная жизнь детей во время Великой Отечественной Войны»





Работу выполнил:

Градобоева Дарья Евгеньевна,

1-3 класс

Научный руководитель:

Журавлева Людмила Викторовна,

учитель начальных классов



Анадырь, 2020



Содержание

1.

Введение

с. 3 - 4

2.

Основная часть

с. 5 - 6

2.1.

Обучение во время войны

с. 6

2.2.

Питание, повседневная жизнь

с. 7

2.3.

Работа в тылу

с. 7 - 8

2.4.

Проведение праздников

с. 8 - 9

3.

Результат исследования

с. 9 - 10

4.

Заключение

с. 10

5.

Приложение

с. 11

6.

Список используемой информации

с. 12



























  1. Введение

У войны нет лица. У войны нет возраста, пола и национальности. Война ужасна. Война не выбирает. Каждый год мы вспоминаем войну, унесшую миллионы жизней. Каждый год мы благодарим тех, кто сражался за нашу страну.

Среди тех, кто испил чашу войны, полную горечи, страданий, унижений, голода, побоев, одиночества и полной незащищенности, были не только ветераны, но и бывшие малолетние узники фашизма.

С 1941 по 1945 год в военных действиях принимали участие несколько десятков тысяч несовершеннолетних детей. «Сыновья полка», пионеры — деревенские мальчишки и девчонки, ребята из городов — их посмертно признавали героями, хотя они были гораздо младше нас с вами. Наравне со взрослыми они терпели лишения, защищали, стреляли, попадали в плен, жертвуя собственными жизнями. Они сбегали из дома на фронт, чтобы защищать Родину. Они оставались дома и терпели страшные лишения. В тылу и на линии фронта они каждый день совершали маленький подвиг. У них не было времени на детство, им не достались годы, чтобы взрослеть. Они взрослели по минутам, ведь у войны не детское лицо.

В своей работе я хочу показать некоторые истории детей, которые гибли на линии фронта за собственную страну; детей, которые совершали такие поступки, о каких взрослым страшно было задуматься; детей, которых война лишила детства, но не силы духа. Война быстро сделала из них маленьких взрослых. Заставила терпеть голод и холод. Отучила плакать. Каждый раз, слушая рассказы о войне, я боюсь представить себя на месте моих прадедушек и прабабушек, мне кажется, что я бы не смога выдержать и половины испытаний, выпавших на их долю.

Актуальность работы:

Я считаю, что тема моей исследовательской работы актуальна и в наши дни. Уходят из жизни те, чье детство прошло в военные годы. Истории обычных детей, их каждодневные будни, все тяготы, с которыми им пришлось столкнуться в то время, заслуживают отдельного рассмотрения. Мое поколение должно свято хранить память о прошлом своей страны, помнить какой ценой досталась победа в Великой Отечественной войне.

Объект исследования: дети войны.

Предмет исследования: повседневная жизнь детей в годы Великой Отечественной войны.

Цель: показать, как жили дети в годы Великой Отечественной войны; какой вклад они внесли в Нашу победу.

Задачи:

  • - изучить жизнь людей, детство которых прошло в годы Великой Отечественной войны;

  • - сохранить память о наших прадедушках и прабабушках;

  • - рассказать о результатах своей работы в классе, чтобы заинтересовать моих сверстников к изучению истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны.

Методы исследования:

  • - беседы с родственниками;

  • - анкетирование учащихся школы;

  • - изучение архивов, документальных источников, Интернет-ресурсов;

  • - анализ и обобщение полученной информации.































































  1. Основная часть

Дети во время войны

Мы великих дел не вершили

И по трижды чужой вине,

Как солдаты,

В землянках жили,

Умирали,

Как на войне.

В. Фирсов, «Военное детство»


Над проселочной дорогой

Пролетали самолеты...

Мальчуган лежит у стога,

Точно птенчик желторотый.

Не успел малыш на крыльях

Разглядеть кресты паучьи.

Дали очередь – и взмыли

Вражьи летчики за тучи...

Д. Кедрин


Пускай сегодня знают люди

Про тех, кто вырос в дни войны.

Мы никогда не позабудем,

Что были дважды рождены…

    • Дети войны

В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Дети играли, они даже не подозревали, что всё это скоро кончится и на устах будет только одно слово-война. У целого поколения, рожденного с 1941 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних пожилых людей. Они пережили всё: голод, смерти близких, непосильный труд, разруху, дети не знали что такое душистое мыло, сахар, удобная новая одежда, обувь. Все они уже давно старики и учат молодое поколение дорожить всем, что у них есть. Но зачастую им не уделяют должного внимания, а для них это так важно передать свой опыт другим. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

Когда война уносит жизни невинных людей - это страшно. Но, если это жизни детей – такое не поддаётся здоровому рассудку. Жуткие события Великой Отечественной войны обрекли ребят, родившихся в период с 41-го по 45-й год, преждевременно повзрослеть.

Эти тяжёлые годы научили детей смотреть смерти в лицо без ропота, без слёз.


    • Фашистские забавы

Малыши без объяснений быстро осознали, что любым капризам и плачу во время войны не может быть места. Это не только не вызывает жалость, но и привлекает внимание палачей. Иногда плач раздражал взвинченные нервы оккупантов, иногда они расстреливали детей просто ради забавы.

Например, испытывали на живых мишенях прицел стрельбы или бросали ради шутки голодным ребятишкам хлеб, а потом палили по собравшейся толпе из автомата. Дети бросались врассыпную, но убежать успевали не все. Это невероятно веселило озверевших фашистов.

Если дети попадали в концентрационные лагеря, то поблажек на их малый возраст никто не делал. Трудиться наравне со взрослыми они не могли. Кормить их было не целесообразно, поскольку малыши не приносили пользы. Их можно было убивать просто так. Некоторых детей использовали в качестве доноров, чтобы пополнять запасы крови для раненых солдат. Иногда отбирали ребят для того, чтобы они выгребали пепел в крематории и расфасовывали его в специальные мешки для удобрения.

Вёлся специальный отбор трудоспособных. Немцы особо не утруждали себя. Просто на стене была нанесена отметка и те, кто до неё дотягивался, могли послужить Германии, а кто нет, просто отправлялись в газовые камеры.

Но страшно было не только оказаться в плену. Шансов выжить на свободе, оставшись без семьи и родных было не на много больше. Грозила медленная голодная смерть.

Это хорошо понимали русские солдаты и принимали таких беспризорников к себе в часть. Такой ребёнок назывался общим сыном – сыном полка. Он мог служить барабанщиком или юнгой. Такие дети быстро взрослели, видели смерть и помогали старшим товарищам, иногда поражая своей находчивостью и смелостью даже самых опытных бойцов.


    1. Обучение во время войны

Несмотря на войну, многие дети учились, ходили в школу, в чем придется.

Из воспоминаний Фартунатовой Капитолины Андреевны: «Школы работали, но мало кто учился, все работали, обучение было до 4 класса. Были учебники, а тетрадей не было, дети писали на газетах, старых квитанциях на любом клочке бумаги, какой нашли. Если человек пять жили рядом, то им давался один учебник, и они все вместе собирались у кого-то одного и читали, готовили домашнее задание. Чернилами служила сажа из печи. Её разводили водой и наливали в баночку — это были чернила. У нас был строгий учитель по русскому и литературе, он вызывал к доске и просил рассказать наизусть стихотворение. Если ты не расскажешь, то на следующий урок тебя обязательно спросят. Поэтому я до сих пор знаю стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и многих других». Одевались в школу в то, что было, определенной формы не было ни у мальчиков, ни у девочек. Учебный день был короткий, так как нужно было идти на работу.


    1. Питание, повседневная жизнь

Большинство людей во время войны, столкнулись с острой проблемой нехватки продуктов питания. Питались плохо, в основном с огорода, из тайги. Ловили рыб из ближайших водоемов.

«В основном нас кормила тайга. Мы собирали ягоды и грибы, заготавливали на зиму. Самым вкусным и радостным было когда мама пекла пироги с капустой, черемухой, картошкой. Мама садила огород, на котором работала вся семья. Ни одного сорняка не было. А воду на полив носили с речки, поднимались высоко в гору. Держали скот, если были коровы, то 10 кг масла за год отдавали на фронт. Копали замершую картошку и собирали оставшиеся на поле колоски. Когда папу забрали, то Ваня, мой брат, заменил нам его. Он, как и отец был охотником и рыбаком. В нашей деревне текла река Илга, в ней водилась хорошая рыба: хариус, беляк, налим. Поднимет нас Ваня рано утром, и пойдем мы ягоды разные собирать: смородину, шиповник, бруснику, черёмуху, голубицу. Соберем, высушим и сдаем за деньги и на заготовку в фонд обороны. Собирали, пока роса не сойдёт. Как сойдёт, бегом домой – надо на колхозный сенокос, грести сено. Еды выдавали очень мало, по маленькому кусочку, только бы всем хватило. Брат Ваня шил на всю семью обувь ”Чирки”. Папа был охотником, добывал много пушнины и сдавал ее. Поэтому, когда он уехал, осталось большое количество запасов. Выращивали дикую коноплю и из неё шили штаны. Старшая сестра была рукодельницей, она вязала носки, чулки и варежки».

    1. Работа в тылу

В тылу дела складывались так, что взрослых мужчин на трудных и тяжёлых работах приходилось заменять женщинам и подросткам. Уже 12-летние стояли у станка, несли полную ответственность за свою работу и выполняли полную смену на заводах и фабриках. К тому же, если в семье были младшие братья или сестрёнки, то нередко приходилось заменять им погибших родителей.

Дети помогали не только в период военных действий поддерживать производство, они восстанавливали разрушенное хозяйство и после победы.

Много подростков не желали находиться на оккупированной территории, и прибавив себе возраст, уходили на фронт. Часть убегали к партизанам. А те, кто остался, всячески способствовали подпольному движению. Они рискуя жизнью, собирали на полях сражений оружие и патроны и передавали их партизанам. Из них формировались народные отряды, которые действовали в тылу фашистов. При этом девочки проявляли храбрость ничуть не меньше мальчишек. Силой духа ребят, многие из которых ещё не достигли совершеннолетия, можно было восхищаться. Они делали всё для того, чтобы приблизить победу.

Те ребята, которые ещё не способны были заниматься партизанским движением или стоять у станка, собирали лекарственные травы, металл, помогали писать раненым бойцам письма домой, ставили сценки в госпиталях. И взрослые мужчины, видя в детях таких же малышей, которых они оставили дома, не могли сдерживать слёз.

Школьные мастерские были переоборудованы под швейные. Девочки строчили на машинках гимнастёрки, белье, кисеты – всё для фронта, всё для победы. Исторические данные утверждают, что на фронте воевали около 3-х с половиной тысяч детей, их возраст не превышал 16 лет.

Работали все и стар и млад, работа была разной, но по-своему трудной. Трудились изо дня в день с утра до поздней ночи.

«Работали все. И взрослые, и дети с 5 лет. Мальчики возили сено, управляли лошадьми. Пока сено не уберут с поля никто не уходил. Женщины брали скот молодняк и растили его, дети же им помогали. Они водили скот на водопой, задавали корм. Осенью во время учебы, дети все также продолжают работать, находясь утром в школе, а по первому призыву уходили работать. В основном, дети работали на полях: копали картошку, собирали колоски ржи и т.д. Большинство людей работали в колхозе. Работали на телятнике, растили скотину, работали на колхозных огородах. Старались быстрее убрать хлеб, не жалея себя. Как хлеб уберут, снег выпадет, отправляют на лесозаготовки. Пилы были обычные с двумя ручками. Ими валили в лесу огромные лесины, обрубали сучья, распиливали на чурки и кололи дрова. Приходил обходчик и замерял кубатуру. Надо было заготовить не меньше пяти кубов. Помню, как с братьями и сёстрами везли из лесу дрова домой. Везли на быке. Он был большой, с норовом. С горки стали съезжать, а он понёс, задурил. Воз раскатился, и дрова вывались в обочину. Бык упряжь порвал и убежал на конюшню. Скотники поняли, что это наша семья и отправили в помощь деда на коне. Так и довезли до дому дрова уже затемно. А зимой волки подходили близко к деревне, выли. Часто задирали скот, но людей не трогали.

Расчет велся в конце года по трудодням, некоторых хвалили, а некоторые оставались в долгах, так как семьи были большие, работников мало и надо было кормить семью в течение года. В долг брали муку, крупы. После войны я пошла работать в колхоз дояркой, мне дали 15 коров, а вообще дают 20, я попросила, чтобы дали как всем. Коров добавили, и я перевыполнила план, надоила много молока. Мне за это дали 3 метра сатина голубого цвета. Это была моя премия. Из сатина пошили платье, которое было мне очень дорого. В колхозе были как трудяги, так и лентяи. Наш колхоз всегда перевыполнял план. Мы собирали посылки на фронт. Вязали носки, варежки.

Не хватало спичек, соли. Вместо спичек в начале деревни старики поджигали большую колоду, она потихоньку горела, дымина. От неё брали уголёк, приносили домой и раздували огонь в печи».

    1. Проведение праздников

Несмотря на голод и холод, а так же на такую тяжелую жизнь люди в разных селах пытались отмечать праздники.

«Праздники были, например: когда весь хлеб убран, и молотьба закончена, то проводился праздник “Отмолотки”. На праздниках пели песни, танцевали, играли в разные игры например: городки, прыгали на доске, готовили качели и мячи катали, делали мяч из засохшего навоза. Брали круглый камень и слоями насушивали навоз до нужных размеров. Тем и играли. Старшая сестра шила и вязала красивые наряды и наряжала нас на праздник. На празднике веселились все и дети и старики. Пьяных не было, все были трезвыми. Чаще всего в праздники приглашали домой. Ходили из дома в дом, так как много угощения ни у кого не было.»

  • Начало и конец войны

Детство-это самый лучшей период в жизни, от которого остаются самые лучшие и яркие воспоминания. А какие воспоминания у детей, которые пережили эти четыре страшных, жестоких и суровых года?

Раннее утро 21 июня 1941 года. Люди нашей страны тихо и мирно спят в своих постелях, и никто не знает, что их ожидает впереди. Какие муки им придется одолеть и с чем придется смириться?

« Мы всем колхозом убирали камни с пашни. Работник Сельсовета ехал в роли посыльного верхом на коне и кричал “Началась Война”. Сразу же начали собирать всех мужчин и юношей. Тех, кто работал прямо с полей собирали и увозили на фронт. Забрали всех лошадей. Папа был бригадиром и у него был конь Комсомолец и его тоже забрали. В 1942 году пришла похоронка на папу.

9 мая 1945 года мы работали в поле и опять ехал работник Сельсовета с флагом в руках и объявил, что война кончилась. Кто плакал, кто радовался!».

  1. Результаты исследования

Мною было проведено анкетирование учащихся первых классов (см. Приложение 1). Всего 30 человек.

Целями этого анкетирования были: выяснить, что знают мои сверстники о детях войны; интересна ли им данная тема; хотели бы они узнать о детях войны больше.

Результаты этого анкетирования следующие.

На вопрос «Кто такие дети войны?» были получены такие ответы как: «Это дети, которые жили в годы войны», «Дети, которые родились в войну», «Дети, чьё детство прошло в военное время». В целом практически все ребята знают, кто такие дети войны.

На вопрос «Есть ли в вашей семье дети войны» 24 человека ответило утвердительно, 6 человек затруднялись ответить на этот вопрос.

На вопрос «Знаете ли Вы историю их детства?» были получены следующие ответы. 11 человек знают историю детства своих родственников в военные годы. 12 человек знают, что в их семье есть родственники, чье детство прошло в военные годы, но знают об этом немного. 7 человек ответило на этот вопрос отрицательно.

На вопрос «Рассказывают ли Вам родственники о событиях Великой Отечественной войны?» утвердительно ответили 22 человека, остальные 8 рассказали, что узнали об этом от других источников.

На вопрос «Хотели бы Вы узнать больше о жизни детей в годы Великой Отечественной войны?» 25 человек дали положительный ответ, 4 человека воздержались от ответа.1 человек ответил, что ему это не интересно.

Проведенное мною исследование показало, что большинству учащихся интересна эта тема. Они хотели бы больше узнать о детях войны, их жизни в военное время.

  1. Заключение

Сейчас я живу в такое время когда можно беззаботно повалятся в постели и есть то, что хочется, а ведь не так давно, 74-75 лет назад, дети были лишены всего этого. Они получали малюсенький кусочек хлеба и считали его деликатесом, а сейчас то не нравится, это не нравится, не то дали, не на той тарелке подали, не так сказали, не то сделали...

Тогда дети делали такие подвиги, жили в таких условиях, что нам трудно даже себе представить. В то время детям приходилось выживать и заменять своих отцов везде. Многие уходили на фронт, к партизанам, а те, кто не попадали ни туда ни туда, помогали на заводах и делали такие работы, которые трудно давались даже взрослым!

Вы бы могли представить, что 14-летний мальчик сам поднял самолёт в небо!!!

Многие дети получили медали и звание Героев Советского Союза! Это звание получили не все взрослые, а дети в таком то возрасте! Они взвалили на свои плечи такой тяжёлый груз войны!

Я, делая этот проект, понимаю, что чувствовали дети во время войны и насколько мне и другим моим сверстникам хорошо, что сейчас над нами просторное небо и мы на свободе, и все живут в мирное время, я понимаю, как повезло нам детям, не знающим, что такое война.

Я не знаю, каково жить в оккупации, вздрагивать от взрывов, сжиматься от ужаса, когда перед тобой дуло вражеского оружия...

Мне не понятно, как это не есть ни сегодня, ни завтра и неизвестно сколько ещё дней...

Мне не узнать, что такое "малолетний узник", как написано на карточках в немецкой оккупированной территории или в концлагерях.

Я благодарна тем детям и ветеранам, которые даровали нам свободу и неосознание таких ужасных дней, моментов, незнание, что такое грозное слово "война".

Низкий Вам поклон!









  1. Приложение

Приложение 1: «Анкетирование учащихся школы»


  1. «Кто такие дети войны?»:

«Это дети, которые жили в годы войны» - 50%;

«Дети, которые родились в войну» - 40 %;

«Дети, чьё детство прошло в военное время» - 10 %.


  1. «Есть ли в вашей семье дети войны?» :

Да - 24 человека ;

Затрудняюсь ответить - 6 человек.


  1. «Знаете ли Вы историю их детства?»:

Знают историю детства своих родственников в военные годы - 11 человек;

Знают, что в их семье есть родственники, чье детство прошло в военные годы, но знают об этом немного - 12 человек;

Не знают - 7 человек.


  1. «Рассказывают ли Вам родственники о событиях Великой Отечественной войны?»:

Да - 22 человека;

Узнали об этом от других источников - 8.


  1. «Хотели бы Вы узнать больше о жизни детей в годы Великой Отечественной войны?»:

Да – 25 человек;

Воздержались - 4 человека;

Мне это не интересно -1 человек.















  1. Список используемой информации

https://bigpicture.ru/?p=768484

http://moyapobeda.ru/zhizn-detej-vo-vremya-velikoj-otechestvennoj-vojny.html

https://zen.yandex.ru/media/history_world/deti-voiny-5

https://shkolazhizni.ru/culture/articles/36484/

https://www.o-detstve.ru/

https://zmt001.ucoz.ru/index/deti_vo_vremja_vojny/0-7

https://school-science.ru/7/5/40185
































Просмотр содержимого презентации
«Повседневная жизнь детей в период ВОВ»

«Повседневная жизнь детей  во время  Великой Отечественной Войны» Работу выполнила: Градобоева Дарья Евгеньевна, 1-3 класс Научный руководитель: Журавлева Людмила Викторовна, учитель начальных классов

«Повседневная жизнь детей во время Великой Отечественной Войны»

Работу выполнила: Градобоева Дарья Евгеньевна, 1-3 класс Научный руководитель: Журавлева Людмила Викторовна, учитель начальных классов

Вступление

Вступление

  • У войны нет лица. У войны нет возраста, пола и национальности. Война ужасна. Война не выбирает. Каждый год мы вспоминаем войну, унесшую миллионы жизней. Каждый год мы благодарим тех, кто сражался за нашу страну.
  • С 1941 по 1945 год в военных действиях принимали участие несколько десятков тысяч несовершеннолетних детей.
  • Я хочу показать некоторые истории детей, которые гибли на линии фронта за собственную страну; детей, которые совершали такие поступки, о каких взрослым страшно было задуматься; детей, которых война лишила детства, но не силы духа.
  • Объект исследования: дети войны.
  • Предмет исследования : повседневная жизнь детей в годы Великой Отечественной войны.
Цель: показать, как жили дети в годы Великой Отечественной войны; какой вклад они внесли в Нашу победу. Задачи:  - изучить жизнь людей, детство которых прошло в годы Великой Отечественной войны; - сохранить память о наших прадедушках и прабабушках; - рассказать о результатах своей работы в классе, чтобы заинтересовать моих сверстников к изучению истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны.

Цель:

показать, как жили дети в годы Великой Отечественной войны; какой вклад они внесли в Нашу победу.

Задачи:

- изучить жизнь людей, детство которых прошло в годы Великой Отечественной войны;

- сохранить память о наших прадедушках и прабабушках;

- рассказать о результатах своей работы в классе, чтобы заинтересовать моих сверстников к изучению истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны.

"Дети Великой Отечественной войны"–

так называют сегодняшних пожилых людей, рожденных с 1941 по 1945 год.

Они пережили всё: голод, смерти близких, непосильный труд, разруху, дети не знали что такое душистое мыло, сахар, удобная новая одежда, обувь. Все они уже давно старики и учат молодое поколение дорожить всем, что у них есть. Но зачастую им не уделяют должного внимания, а для них это так важно передать свой опыт другим. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

Когда война уносит жизни невинных людей - это страшно. Но, если это жизни детей – такое не поддаётся здоровому рассудку. Жуткие события Великой Отечественной войны обрекли ребят, родившихся в период с 41-го по 45-й год, преждевременно повзрослеть.

Эти тяжёлые годы научили детей смотреть смерти в лицо без ропота, без слёз.

Обучение во время войны

Обучение во время войны

  • Несмотря на войну, многие дети учились, ходили в школу, в чем придется.
  • Из воспоминаний Фартунатовой Капитолины Андреевны: «Школы работали, но мало кто учился, все работали, обучение было до 4 класса. Были учебники, а тетрадей не было, дети писали на газетах, старых квитанциях на любом клочке бумаги, какой нашли. Если человек пять жили рядом, то им давался один учебник, и они все вместе собирались у кого-то одного и читали, готовили домашнее задание. Чернилами служила сажа из печи. Её разводили водой и наливали в баночку — это были чернила. У нас был строгий учитель по русскому и литературе, он вызывал к доске и просил рассказать наизусть стихотворение. Если ты не расскажешь, то на следующий урок тебя обязательно спросят. Поэтому я до сих пор знаю стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и многих других». Одевались в школу в то, что было, определенной формы не было ни у мальчиков, ни у девочек. Учебный день был короткий, так как нужно было идти на работу.
Работа в тылу Работали все и стар и млад, работа была разной, но по-своему трудной. Трудились изо дня в день с утра до поздней ночи. Вёлся специальный отбор трудоспособных. Некоторых детей использовали в качестве доноров, чтобы пополнять запасы крови для раненых солдат. Иногда отбирали ребят для того, чтобы они выгребали пепел в крематории и расфасовывали его в специальные мешки для удобрения. Но страшно было не только оказаться в плену. Шансов выжить на свободе, оставшись без семьи и родных было не на много больше. Грозила медленная голодная смерть. Это хорошо понимали русские солдаты и принимали таких беспризорников к себе в часть. Такой ребёнок назывался общим сыном – сыном полка. Он мог служить барабанщиком или юнгой. Такие дети быстро взрослели, видели смерть и помогали старшим товарищам, иногда поражая своей находчивостью и смелостью даже самых опытных бойцов.

Работа в тылу

Работали все и стар и млад, работа была разной, но по-своему трудной. Трудились изо дня в день с утра до поздней ночи.

Вёлся специальный отбор трудоспособных. Некоторых детей использовали в качестве доноров, чтобы пополнять запасы крови для раненых солдат.

Иногда отбирали ребят для того, чтобы они выгребали пепел в крематории и расфасовывали его в специальные мешки для удобрения.

Но страшно было не только оказаться в плену. Шансов выжить на свободе, оставшись без семьи и родных было не на много больше. Грозила медленная голодная смерть.

Это хорошо понимали русские солдаты и принимали таких беспризорников к себе в часть. Такой ребёнок назывался общим сыном – сыном полка. Он мог служить барабанщиком или юнгой. Такие дети быстро взрослели, видели смерть и помогали старшим товарищам, иногда поражая своей находчивостью и смелостью даже самых опытных бойцов.

Мои исследования:  Анкетирование

Мои исследования: Анкетирование

«Есть ли в вашей семье «Дети войны»?

«Есть ли в вашей семье «Дети войны»?

«Знаете ли Вы историю их детства?»

«Знаете ли Вы историю их детства?»

«Рассказывали ли Вам родственники о событиях Великой Отечественной войны?»

«Рассказывали ли Вам родственники о событиях Великой Отечественной войны?»

«Хотели бы Вы узнать больше о жизни детей в годы Великой Отечественной войны?»

«Хотели бы Вы узнать больше о жизни детей в годы Великой Отечественной войны?»

Заключение

Заключение

  • Сейчас я живу в такое время когда можно беззаботно повалятся в постели и есть то, что хочется, а ведь не так давно, 74-75 лет назад, дети были лишены всего этого. Они получали малюсенький кусочек хлеба и считали его деликатесом, а сейчас то не нравится, это не нравится, не то дали, не на той тарелке подали, не так сказали, не то сделали...
  • Многие из них получили медали и звание Героев Советского Союза! Это звание получили не все взрослые, а дети в таком то возрасте! Они взвалили на свои плечи такой тяжёлый груз войны!
  • Я, делая этот проект, понимаю, что чувствовали дети во время войны и насколько мне и другим моим сверстникам хорошо, что сейчас над нами просторное небо и мы на свободе, и все живут в мирное время, я понимаю, как повезло нам детям, не знающим, что такое война.
  • Я не знаю, каково жить в оккупации, вздрагивать от взрывов, сжиматься от ужаса, когда перед тобой дуло вражеского оружия...
  • Мне не понятно, как это не есть ни сегодня, ни завтра и неизвестно сколько ещё дней...
  • Я благодарна тем детям и ветеранам, которые даровали нам свободу и неосознание таких ужасных дней, моментов, незнание, что такое грозное слово "война".
  • Низкий Вам поклон!
Спасибо за внимание!

Спасибо

за

внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Проект "Повседневная жизнь детей в годы ВОВ"

Автор: Журавлева Людмила Викторовна

Дата: 13.01.2023

Номер свидетельства: 622973

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Разработка классного часа к "70-летию Великой Победы" "
    ["seo_title"] => string(57) "razrabotka-klassnogho-chasa-k-70-lietiiu-vielikoi-pobiedy"
    ["file_id"] => string(6) "191355"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427296885"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства