Просмотр содержимого документа
«Презентация "Формирование и развитие речи младших школьников с ОВЗ"»
Формирование и развитие речиобучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Презентацию выполнила
Кузнецова Ольга Васильевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №1»
Моё педагогическое кредо:
Каждый ребенок талантлив! Обучение должно нести радость, пробуждать интерес к познанию и саморазвитию. Учитель должен любить учеников, любить свой предмет и лишь потом учить.
Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в разговор с окружающими, он может понятно выражать свои мысли, желания, задавать вопросы, делиться впечатлениями. И, наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с окружающими. Поэтому необходимо, чтобы дети научились говорить правильно и внятно .
Нарушение речи – это отклонения от нормы, общепринятой в языковой среде.
Недостатки речи часто отображаются на характере ребёнка – он чувствует себя неуверенно, становится застенчивым, молчаливым, мучительно переживает насмешки товарищей.
Речь не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка с его ростом и развитием.Невозможность полноценного речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребёнка. У детей могут возникнуть замкнутость, неуверенность в себе, негативизм.
Содержание развития речи с умственно отсталыми детьми имеет свою специфику. Она состоит в том, что нарушения речи сочетаются с умственной недостаточностью. Это усложняет речевой дефект, делает его тяжёлым.
Индивидуальное обучение ставит перед собой задачу создать каждому ребёнку оптимальные условия для обучения, всестороннего развития и коррекции присущих ему дефектов.
Если нормально развивающийся ребенок приходит в школу с развитой разговорно-бытовой речью и легко общается со взрослыми, то у умственно отсталого к моменту поступления в школу практика речевого общения невелика (3—4 года), а разговорно-бытовая речь развита слабо.
Интеллектуальное недоразвитие ведёт к более позднему формированию фонематического слуха, звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. Нарушение усвоения значений слов отрицательно сказывается на развитии фонематического слуха и тем самым задерживает формирование речи. Общее моторное недоразвитие умственно отсталого ребенка играет также определенную роль в замедленном развитии речи.
Анализируя речевую деятельность умственно отсталых учащихся, следует отметить, что техникой чтения они овладевают долго и с трудом, читают медленно, вяло или торопливо, без пауз, не останавливаясь на знаках препинания. Длительное время отмечаются дефекты в слоговом чтении: несколько раз повторяют первый слог, пропускают звуки, слоги, переставляют их, читают по догадке. При беглом чтении неправильно преобразуют падежные окончания, ошибочно ставят ударения.
Фонетические недостатки речи умственно отсталых детей затрудняют овладение грамотой, усугубляют нарушения интеллектуального и эмоционального развития, отрицательно влияют на все стороны личности ребенка, способствуют возникновению речевой замкнутости, нерешительности, излишней застенчивости, неуверенности в своих силах. В процессе учебной, логопедической и специально организованной коррекционно-воспитательной работы у учащихся значительно развиваются как отдельные функции, так и виды речи.
На основе речевого опыта ребёнка с помощью системы специальных упражнений создаются необходимые условия для углублённой работы над словом.
Предполагаемая последовательность упражнений даёт возможность логопеду и учителю формировать у ребёнка ряд мыслительных операций над словом, развивать внимательное отношение к речи.
Для развития речи и осмысленного чтения использую интересные короткие тексты, напечатанные крупным шрифтом. Это весёлые рассказы и истории о животных, людях, временах года, смешные небылицы. И не просто истории, а тексты с «хвостами», с «дырками», с «прятками». А к ним забавные картинки и необычные задания.
На уроках русского языка при изучении частей речи активно использую речевые упражнения. Мною разработаны и опробованы на практике развивающие речевые игры для обогащения словарного запаса учащихся.
В методах обучения учащихся грамоте подчёркивается особая важность работы, направленной на правильную артикуляцию звуков, умение выполнять звуковой и слоговой анализ слов, сливать звуки в слоги и слова.
Большие возможности для развития речи учащихся с особыми образовательными потребностями представляют уроки трудового обучения. Активный словарь обогащается словами, связанными с формированием знаний о материалах и инструментах, трудовых операциях.
Систематическое и правильно организованное вовлечение учащихся в различные доступные виды труда способствует воспитанию трудолюбия, дружбы и товарищества.
Вся работа с учащимися должна быть построена так, чтобы на любом уроке развивать мыслительные и речевые способности детей. На уроках математики умение правильно прочитать и передать условие задачи.
Использование интерактивных технологий формирует у учащихся умение и навыки, личностные ценности, создаёт атмосферу творческого взаимодействия. На практике часто применяю приёмы «Микрофон», «Так не так».При решении творческих задач использую «Мозговой штурм». При обсуждении сказок можно использовать приём «Толстые и тонкие вопросы».
Возможность максимального раскрытия творческого потенциала ученика даёт метод проектов. Ценность проведённого мною проекта заключается в ориентации ученика на сбор материала: совместно с родителями дети собирали картинки, стихи, пословицы, загадки об осени. На уроках ИЗО рисовали осенний пейзаж, грибы, лес. На уроках трудового обучения выполняли аппликацию из осенних листьев, плодов и семян, которые дети собирали на экскурсии. Весь материал собран в папку «Осень».
Таким образом, под влиянием школьного обучения речь умственно отсталых детей начинает успешно развиваться. Увеличивается словарный запас, улучшается произношение, обогащается, становится вес более развернутым грамматический строй речи, увеличивается потребность в словесном общении. Дети слушают речь учителя, стремятся понять ее, беседуют друг с другом, стараются найти точные формулировки для того, чтобы успешнее ответить урок. Но все же нельзя забывать о том, что то орудие мышления, которое у здоровых детей оказывается сформировавшимся задолго до поступления в школу, у умственно отсталых возникает и совершенствуется лишь после поступления в коррекционную школу.