Презентация для ШМО "Роль школьного учебника в подготовке к уроку."
Презентация для ШМО "Роль школьного учебника в подготовке к уроку."
В презентации раскрывается роль школьного учебника в подготовке к уроку, эффективные приемы и формы работы с учебником и формирование общеучебных умений и навыков во время работы с учебником.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация для ШМО "Роль школьного учебника в подготовке к уроку."»
МБОУ Ульяновская школа СШ Роль школьного учебника в подготовке к уроку.Эффективные приемы и формыработы с учебником.Формирование общеучебных умений и навыков во время работы с учебником.
Выступление на ШМО подготовила
учитель начальных классов
Лазарева И.А.
31 января 2017 г.
3 группы приемов работы с учебником1 группа — приемы работы с аппаратом ориентировки в содержании учебника:введением, оглавлением, условнымиобозначениями к заданиям, инструкцией«Как пользоваться учебником»;2 группа — приемы работы с текстом;3 группа — приемы работы с аппаратом усвоения учебного материала и организации учебной деятельности учащихся: вопросами, заданиями, иллюстрациями, инструкциями к практическим работам.
В процессе обучения следует использовать такие приемы работы с учебником, которые:- осуществляют реализацию основных функций учебника (обучающую, воспитывающую и развивающую) и способствуют формированию у учащихся основных знаний, учебных умений и позитивных отношений к окружающему миру;- направлены на развитие самостоятельности в добывании знаний;-обеспечивают тесную связь между умственной и конкретной практической учебной деятельностью;- приобщают учащихся к самообразованию.
Традиционные приемы работы с учебником:- выделение главной мысли текста учебника,- составление плана текста,- заполнение схем, таблиц на основе текста учебника и другие, которые обеспечивают усвоение знаний и умений воспроизводящей, исполнительской деятельностью, когда ученик ориентируется на прочное запоминание и текстовое воспроизведение учебника.
Для преобразующей деятельности характерно:
•самостоятельное добывание знаний из учебника,
•перестраивание ранее полученных знаний и умений,
•осуществление широкого переноса сформированных приемов на решение новых учебных практических задач,
•возможности развития стремления к самообразованию заложены в содержаниии образования.
•Чтение в классе учениками вслух под руководством учителя.
•Чтение про себя для подготовки к чтению вслух.
•Самостоятельное чтение про себя статей в учебнике с постановкой вопросов по прочитанному материалу.
•Чтение про себя и выписывание из учебника важных мест и новых слов.
•Запись своими словами выводов из прочитанного текста.
•Составление таблиц на основе читаемого материала.
•Чтение может сопровождаться зарисовками в тетради на основе текста или иллюстраций.
Игровые формы занятий:
1 . Вопрос-ответ.
2. Шпаргалка.
3. Дотошный ученик.
4.Части текста (по ролям).
5.Коллективный рассказ.
6.Очевидное-невероятное.
Развитию памяти и усвоения изучаемого материала способствуют такие приемы:- Найти конкретные детали в тексте (события, имена и т.д.)
- Выбрать высказывания наиболее полно передающее смысл текста.
-Подобрать заголовок для текста.
- Составить план прочитанного, написать краткое изложение
- Можно провести игру «Восстанови текст».
ПРАКТИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
УЧЕБНИКА НА УРОКАХ
Основными направлениями при работе с учебником являются следующие моменты:
1.Работа с учебником;
2.Работа с дополнительной литературой;
3.Совместная работа учителя и школьного библиотекаря.
Работа с учебником проводится параллельно по двум направлениям:
Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника.
Работа с учебником с помощью учителя.
Формируются следующие навыки и умения:
1.Уметь выделять главное в тексте, таблице, на рисунке.
2.Сравнивать, делать обобщения, выводы по тексту.
3.Составлять по тексту план рассказа.
4.Составлять вопросы к тексту.
5.Вести словарь терминов по теме.
6.Выполнять схемы, таблицы, графики по тексту учебника.
7.Готовить сообщения, писать “мини-сочинения”.
8.Составлять карточки-консультанты по теме учебника.
9.Формирование умений охватывает текст как целостность.
Памятка учителю для работы с учебником:
- Ознакомьтесь с примерной программой и с УМК (учебно-методическим комплектом) к определенному классу и его главной составляющей - учебником (его содержанием и структурой).
- Используйте различные формы и приемы работы с учебником при обучении чтению, говорению, письму, решению примеров, задач, упражнений.
- Используя материал учебника, научите учащихся работе с текстом учебника (делить его на части, составлять план для пересказа, ставить вопросы, искать ключевые слова, составлять диалоги на его основе, решать учебные задачи, составлять схемы, планы).
- Побуждайте ученика к самостоятельному приобретению знаний, научите его использовать сноски, комментарии, словарь, справочник.
- Дифференцируйте задания, учитывая разный уровень подготовки учащихся, с целью подбора доступных для слабых учащихся.