Место и роль итоговой комплексной работы в системе оценочной деятельности учителя
Инструментарий
В рамках промежуточной и итоговой аттестации и текущего контроля:
- уровневые итоговые контрольные работы по русскому языку, математике, включающие проверку сформированности базового уровня (оценка планируемых результатов под условным названием «Выпускник научится»)
- повышенного уровня (оценка планируемых результатов под условным названием «Выпускник получит возможность научиться») комплексные работы на межпредметной основе и работе с информацией.
Регуля-тивные
Познава-тельные
Метапред-метные
результаты
Коммуника-тивные
Цель комплексной работы:
оценка достижения планируемых результатов у младших школьников по междисциплинарным программам: «Программа формирования универсальных учебных действий», «Чтение: работа с информацией».
В комплексной контрольной работе используются разнообразные по форме ответа типы заданий:
- с выбором одного или нескольких правильных ответов;
- на установление последовательности и соответствия;
- со свободным кратким ответом;
- со свободным развернутым ответом.
Структура комплексной работы:
- Несплошной текст;
- социально значимые задания к тексту на межпредметной основе ;
- рекомендации по подготовке и проведению работы;
- краткая характеристика и особенности итоговой комплексной работы;
- интерпретация результатов .
Что оценивается с помощью этих работ
1)техника и навыки чтения
- скорость чтения (в скрытой для детей форме) не сплошного текста;
- общая ориентация в структуре текста (деление текста на абзацы);
- сформированность навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения;
- умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания и неукоснительно ее придерживаться;
- 2)культура чтения, навыки работы с текстом и информацией , включающие разнообразные аспекты, детально описанные в пояснениях и рекомендациях по оцениванию каждого из предлагаемых заданий (поиск и упорядочивание информации, вычленение ключевой информации; представление ее в разных форматах, связь информации, представленной в различных частях текста и в разных форматах, интерпретация информации и т.д.);
- 3)читательский отклик на прочитанное.
- В области системы языка
- 1)овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи)
- целостность системы понятий (4 кл.);
- фонетический разбор слова, звуко-буквенные связи;
- разбор слова по составу (начиная с 3-го кл.);
- разбор предложения по частям речи;
- синтаксический разбор предложения;
- 2)умение строить свободные высказывания:
- словосочетания (умение озаглавить текст, начиная со 2-го класса); предложения
- словосочетания (умение озаглавить текст, начиная со 2-го класса); предложения
- словосочетания (умение озаглавить текст, начиная со 2-го класса);
- предложения
- связный текст (начиная со 2-го класса), в том числе – и математического характера (составление собственных вопросов к задаче (2-й кл.), собственной задачи (3-й кл., дополнительное задание и 4-й кл., основное задание), предполагающий отклик на этическую ситуацию, на нравственную и социальную проблему, на экологические проблемы, задание проблемного характера, требующего элементов рассуждения
- 3)сформированность правописных навыков (в объеме изученного), техники оформления текста (в ситуации списывания слова, предложения или текста и в ситуации свободного высказывания) ;
- 4)объем словарного запаса и сформированность умений его самостоятельного пополнения и обогащения (последнее задание каждой работы)
В области математики
- 1)овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (счет, числа, арифметические действия, вычисления, величины и действия с ними; геометрические представления, работа с данными)
- 2)умение видеть математические проблемы в обсуждаемых ситуациях, умение формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц и диаграмм, с опорой на визуальную информацию;
- 3)умение рассуждать и обосновывать свои действия
В области окружающего мира
- 1)сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и используемых для их описания понятий
- тела и вещества (масса, размеры, скорость и другие характеристики);
- объекты живой и неживой природы;
- классификация и распознавание отдельных представителей различных классов животных и растений;
- распознавание отдельных географических объектов
- 2)сформированность первичных предметных способов учебных действий
- навыков измерения и оценки; навыков работа с картой; навыков систематизации
- навыков измерения и оценки;
- навыков работа с картой;
- навыков систематизации
- 3)сформированность первичных методологических представлений
- этапы исследования и их описание; различение фактов и суждений; постановка проблемы и выдвижение гипотез.
- этапы исследования и их описание; различение фактов и суждений; постановка проблемы и выдвижение гипотез.
- этапы исследования и их описание; различение фактов и суждений; постановка проблемы и выдвижение гипотез.
- этапы исследования и их описание;
- различение фактов и суждений;
- постановка проблемы и выдвижение гипотез.
Роль комплексных работ
- диагностика,
- анализ,
- регулирование,
- приобретение опыта работы в новых условиях,
- контроль.
Результаты выполнения комплексной работы
- Представляются для каждого ученика как процент от максимального балла за выполнение всей работы.
- Минимальный критерий в 50 % от максимального балла означает, что ученик имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения в основной школе.
- Можно прогнозировать возникновение у ученика трудностей в изучении отдельных предметов в основной школе.
Таблица 1.
Результаты выполнения итоговой комплексной проверочной работы 1 класс.
(Основная часть)
№ п\п
Фамилия Имя
1
Задание 1
Задание 2
2
Чтение (скорость про себя или вполголоса)
Задание 3
3
Русский язык (правописание)
41 слово
4
1 балл
73 слова
Задание 4
Чтение (осознанность чтения)
Задание 5 (1)
35 слов
Математика (числа и величины)
0 баллов
0
49 слов
Задание 5 (2)
0
1
0 баллов
Математика (числа и величины)
1
1
Задание 6 (1)
1 балл
1
Математика (числа и величины)
0 баллов
Задание 6 (2)
1
1
0
Русский язык (фонетика)
1
1
1
Русский язык (фонетика)
0 баллов
Количество набранных баллов
0
1
0 баллов
1
0
0
1
2 балла
0
0
3 балла
0
4 балла
5 баллов
*Правильность выполнения Задания 1 не оценивается.
Таблица 2.
Результаты выполнения итоговой комплексной проверочной работы 1 класс.
(Дополнительная часть)
№ п\п
Фамилия Имя
Задание 7
1
Окружаю щий мир (природные объекты)
Задание 8 (1)
2
Задание 8 (2)
3
1 балл
Окружаю щий мир (природные объекты)
1 балл
Окружаю щий мир (природные объекты)
4
0 баллов
Задание 9
Математика (числа и величины)
1 балл
Задание 10
0 баллов
0
1 балл
0
0
0 баллов
Задание 11
Русский язык (чтение, высказывание, осознанность чтения)
0
0
0
1 балл
Русский язык (лексика)
0
Количество набранных баллов
0
1 баллов
1
1
1
1
1
3 балла
1
3 балла
0
3 балла
3 балла
Таблица 3.
Сводная таблица результатов выполнения итоговой комплексной проверочной работы 1 класс.
№ п\п
Фамилия Имя
Основная часть
1
2
Максималь
ный балл
Дополнительная часть
Набрано баллов
3
7
Максималь ный балл
2
4
7
Дополнительные баллы
Набрано баллов
6
7
3
Количество набранных баллов
7
4
6
3
Успешность выполнения ( % )
0
3
6
5
0
6
5
3
3
1
6
%
8
%
1
%
9
%
*От 0 до 2 дополнительных поощрительных баллов за самостоятельность выполнения работы.
Итого, максимальный балл за работу – 15 баллов (100 %)
Таблица 4.
Успешность выполнения каждого задания итоговой комплексной работы 1 класс.
(Основная часть)
Номер задания
Учебный предмет, раздел\тема
1
Проверяемые умения и учебный материал
2
Чтение, навыки чтения
3
Уровень сложности задания
Русский язык, правописание
Скорость чтения несплошного текста про себя или шёпотом
4
Умение правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв списывать предложение
Базовый
Чтение, осознанность чтения
Успешность выполнения
%
Базовый
Умение на основе сопоставления текста и формулировки задания восстановить содержание и\или событийный ряд
Математика, числа и величины
5 (1)
Базовый
Умение сравнивать числа и величины, заданные в неявной форме, и высказывать суждение
%
5 (2)
Математика, числа и величины
Базовый
%
Умение пересчитывать предметы (в пределах 10) и записывать результат с помощью цифр
Математика, числа и величины
6 (1)
%
Умение выявить, установить и продолжить закономерность в ряду чисел
Базовый
6 (2)
Русский язык, фонетика
Базовый
%
Умение выделить буквы мягких согласных звуков в простых случаях
Русский язык, фонетика
%
Базовый
Умение соотнести и определить количество звуков и букв в слове
%
Базовый
%
Таблица 5.
Успешность выполнения каждого задания итоговой комплексной работы 1 класс.
(Дополнительная часть)
Номер задания
7
Учебный предмет, раздел\тема
Проверяемые умения и учебный материал
8 (1)
Окружающий мир, природные объекты
Уровень сложности задания
8 (2)
Окружающий мир, природные объекты
Наличие первоначальных представлений о природных объектах, умение проанализировать предложенные ответы, используя выявленные в формулировке задания критерии
Умение читать информацию, представленную в виде схемы; приводить свои примеры объектов
Повышенный
Окружающий мир, природные объекты
Успешность выполнения
9
% .
Математика, числа и величины
Повышенный
Умение читать информацию, представленную в виде схемы; дифференцировать природные объекты и то, что сделано человеком; классифицировать объекты природы
10
Повышенный
Умение перевести текст на язык математики и выполнить необходимые вычисления
%
Русский язык/чтение, высказывание, осознанность чтения
11
Повышенный
%
Умение дать ответ в виде комментария по прочитанному тексту или в виде формы речевого этикета; умение записать ответ в свободной форме (1-2 предложения)
Русский язык, лексика
%
Повышенный
Умение объяснить значение слова
%
Повышенный
%
Вывод:
- установлен уровень овладения ключевыми умениями;
- выявлены проблемы каждого ученика;
- выделены темы, над которыми необходимо работать на следующем этапе обучения.
Холодова О.А., Мищенкова Л.В
В тетрадях представлены тренировочные и проверочные комплексные работы нового поколения в двух вариантах для определения метапредметных результатов образования у учеников 3 класса. Комплексная работа состоит из текста и 16 заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, содержательно связанных с текстом. Выполнение заданий, в основе которых предложены различные ситуации из реальной жизни, поможет ребёнку определить, насколько эффективно он умеет учиться. Пособие соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС второго поколения).
Чуракова Р. Г, Н.М.Лаврова
Нянковская Н. Н Итоговые комплексные работы в начальной школе
Логинова О.Б., Яковлева С.Г.
Титаренко Н.Н., Ашмарина В.Н.
Ласкина Л. Д. , Николаева Н. В Демидова М. Ю.