Презентацию "Стыд, вина, извинение" можно использовать на уроках, на внеклассном мероприятии, классном часу для детей с ограниченными возможностями. С помощью данной разработки учительможет обьяснить понятия как:стыд, вина, раскаяние, извинение. В презентации используется игровые приёмы, репродукция картин, рассказы на примере которых мы и можем донести до детей суть таких сложных понятий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Стыд, вина, извинение" »
Модуль: «Основы светской этики»
Тема: Стыд, вина, извинения
Выполнила: Умрихина Е.Л.
учитель начальных классов
ОГКОУ школа - интернат I-II вида
Цель:
Создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, способствовать развитию нравственные ценностей учащихся.
Задачи:
1. Помочь учащимся выйти на понимание нравственных понятий: стыд, вина, прощение, извинение, раскаяние.2. Развивать умения анализировать поступки и признавать собственные ошибки.3. Работая над картиной, рассказами, притчей постараться проникнуть чувствами, которые испытывают герои.4. Мотивировать учащихся на признание своей вины перед другим человеком и раскаяние в недостойном поступке.5. Показатьдетям модели поведения при извинении.
«Стыд перед людьми – хорошее чувство,
но лучше всего стыд перед самим собой.»
Л.Н. Толстой
Оборудование
Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики».
Модуль «Основы светской этики» в виде компакт-диска, фонограмма по рассказу Л.Н.Толстого «Косточка».
Репродукция картины А. Ф. Решетникова «Опять двойка».
Толковый словарь С. И. Ожегова., Даля.
Мультимедийная презентация на тему «Стыд, вина и извинение».
Учебник «Основы светской этики. 4-5 кл.».
Карточки с заданиями, кубики, весы, таблицы, игры.
Видеоролик « Песня о доброте»
Видео мультфильм Притча о блудном сыне
Рассказ Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»
Основные термины и понятия
Стыд, вина, извинение, прощение, раскаяние.
Виды деятельности
Беседа, работа с текстовым и иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, групповая работа, работа с учебником
1. Организационный этап.Доброе утро!Улыбнитесь, дружно за руки возьмитесь.
«Песня о доброте» (Слова и музыка Татьяны Мухаметшиной)
2. Актуализация знаний.
Вы посмотрели музыкальный видеоклип. О чём он? Какие вызывает у Вас чувства и эмоции?
Игра «Чаша весов»
«Зло»
«ДОБРО»
?
Хороший
поступок
Зло
Радость
Грусть
Плохой поступок
Печаль
Слёзы
Доброта
Любовь
3. Создание проблемной ситуации.
Вчера у вас в классе была контрольная работа по математике. Сегодня учитель объявил результаты, тебе – «пять»! Однако когда раздали тетради и вы вновь рассмотрели свою работу, то увидели, что учитель не заметил в ней ошибку. Никакой пятёрки тут и быть не может!
Пятёрка получена совершенно незаслуженно. Ваша работа в лучшем случае на «4», а то и вовсе на «3»!
Как вы поступите?
никому ничего не скажетеобязательно скажитенепременно при всём классенаедине одному учителю
Что чувствует человек, который обманул, совершил плохой поступок?-Какое чувство заставит вас признаться?
4. Сообщение темы урока.
О чём мы будем с вами говорить, о каких нравственных понятиях?
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.За обедом отец и говорит:— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?Все сказали:— Нет.Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
—Нет, я не ел.Тогда отец сказал:— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.Ваня побледнел и сказал:— Нет, я косточку бросил за окошко.И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Почему Ваня покраснел?
Почему он сразу не признался, что съел сливу?
Почему мальчик заплакал?
Какое чувство он испытал?
Почему решился признаться?
Вы когда-нибудь совершали такие поступки?
Работа над репродукцией картины Ф. Решетникова
« Опять двойка»
Что выражает взгляд матери?
ГРУСТЬ
Что выражает взгляд сестры?
Осуждающим взглядом смотрит на брата
Что можете сказать о младшем брате?
Смотрит на старшего ехидным
взглядом
Какие чувства испытывает мальчик?
Стыд, вину, огорчение, обиду.
Почему?
Он получил двойку, а из портфеля торчат коньки — причина двойки
Как вы думаете, что мальчик должен сделать?
Извиниться
Как вы думаете, попросит ли мальчик прощения у мамы?
Испытывали ли вы похожие чувства, при каких ситуациях?
Игра «Оживи картину»
Работа с понятиями.( работа в группах)Продолжи -
СТЫД –
1.
Г
Р
У
П
П
А
Используй:
словарь, учебник, картинки…..
Приведи примеры
Словарь Ожегова
Стыд- чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины перед окружающими.
Учебник стр.44
Стыд– это тяжёлое подавленное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми.
Стыд- переживается как неудовлетворенность собой, самоосуждение или самообвинение.
Стыд–ответственность за поступок перед другими.
Стыдно…стыдно перед соловушкой, тихо ответила Лида.
Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца.
Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей. Оля и Лида, очарованные прекрасной песней, сидели, боясь пошевелиться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
-Зачем ты берёшь с собой мусор? — сказала Оля.
- Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
Как поступила Лида?
Как поступили бы Вы?
«Ложный стыд»
Работа с учебником стр. 44 – 45
Приведите примеры
Упражнение “Стыдно – это когда...”
Согласны ли вы с утверждениями, стыдно – это когда:
-“горят щеки”;
-хочется попросить прощения;
-ты кого-то обидел;
-ты помог другу;
-тебя ругают;
-тебя хвалят;
-ты совершил что-то плохое;
-тебе тревожно;
-ты совершил что-то хорошее?
Работа с понятиями.( работа в группах)Продолжи -
ВИНА –
2.
Г
Р
У
П
П
А
Используй:
словарь, учебник, картинки…..
Словарь Даля
Вина - проступок, преступление ;
причина, источник чего - либо неприятного.
Учебник стр. 45
Вина – это переживание человека по поводу своего несоответствия норм, невыполнение долга перед самим собой.
Вина- ответственность за поступок перед самим собой.
РаскаяниеЧувство вины очень тяжелое переживание длячеловека, оно не дает ему спокойно жить.Чтобы его преодолеть, надо раскаяться, т.е. принятьрешение не повторять свои ошибки, изменить своёповедение.
Притча о блудном сыне
Работа с понятиями.( работа в группах)Продолжи -
ИЗВИНЕНИЕ –
3.
Г
Р
У
П
П
А
Извинение - избавление от чувства. вины перед человеком, которого обидели.
Извинение- ключ к примирению.
Извинение- просьба о прощении, обращенная к кому-либо.
Чтобы избавиться от чувства вины, необходимо извиниться. Когда человек извиняется, наступает прощение.
Физкультминутка.
Игра «Изобрази»
Я называю различные чувства а вы их изображаете: радость, удивление, уверенность, сожаление, вина, стыд, прощение, дружелюбие, любовь, раскаяние.
5 шаговк правильному извинению
1.Делайте это искренне
2.Не пытайтесь оправдать себя и свой поступок
3.Дайте обязательство измениться
4.Свои извинения выражайте осторожно
5.Будьте готовы к неловкости и неудобству
Как принято извиняться?
Извиняться надо чаще — это своеобразная культура общения.
Улыбайтесь! Приятная улыбка и ваше извинение разрядят любую конфликтную ситуацию.
Не употребляйте слово «извините» в возвратной форме, т. е. не говорите — «извиняюсь».
Если человек, которого вы обидели или оскорбили, протянет вам руку для рукопожатия — это и будет его ответом на ваше извинение.
Какие мы употребляем слова, когда извиняемся?- Вежливые слова. Их ещё называют этикетными словами.
Извини(те), пожалуйста!
Я прошу прощения (за то, что…)
Я виноват перед вами…
Я не хотел тебя (вас) обидеть…
Я приношу свои извинения…
Простите…
Не сердитесь, пожалуйста…
Мне очень жаль, что так случилось.
Какие вы употребляете чаще?
Просьба о прощении вовсе не признак слабости, унижения. Наоборот, это признак сильного человека, способного совершать поступок и восстановить добрые отношения.
Преодолению чувства вины служит
ПРОЩЕНИЕ
Прощение должно происходить по доброй воле обиженных и пострадавших.
Уметь прощать значит быть –ВЕЛИКОДУШНЫМ– обладать высокими душевными качествами.
Виновных нет: все люди правы,Но больше всех — простивший прав!«Минута прощения»
Минуту подумаем, и вспомним может кто-то вас обидел когда- то. Попробуйте написать на листочках . Потом выбросим в мусорное ведро. Скажите: «ПРОЩАЮ»
Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают и делают записи на листочках.
6. Закрепление.
Вина
Стыдсвязан с переживаниями страха, обиды,вины.
Прощение
- После признания чувства стыда, наступаетраскаяние.
Стыд
Извинение
- Чтобы избавиться от чувства вины, необходимоизвиниться.
Раскаяние
- Когда человек извиняется, наступаетпрощение.
Легче на душе становится, когда тебя……
Прощение дает нам свободу от чувства
……
Какие из приведенных ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда?
помочь отстающему ученику
простить обидчика
обмануть родителей
обидеть младшего
затеять ссору
хорошо подготовиться к урокам
понимают
вины
- Доброму человеку бывает стыдно
но лучше всего стыд перед самим собой
-Стыд и честь — как платье: чем больше потрёпаны
начинается его более благородное я
в своей ошибке
-Стыд перед людьми — хорошее чувство
даже перед собакой
- Когда человек краснеет
тем беспечнее к ним относишься
-Нет стыда признаться человеку
Рефлексия
Я знал, что ... .
Я узнал, что ... .
Мне осталось непонятно ... .
Мне понравилось на уроке … .
Мне не понравилось на уроке…
Домашнее задание
Что значит прощать других людей?
1.Это значит не держать обиды на другого человека, понять его.
2.Верны все ответы.
3.Это значит помогать друзьям по учебе.
4.Это значит уметь правильно наказывать людей за их поступки.
Что может вызвать у человека чувство стыда?
1.Невыполненное обещание.
2.Обман.
3.Верны все варианты.
4.Ссора.
Чтобы избавиться от чувства вины, надо:
1.Найти нового друга.
2.Забыть о плохом поступке.
3.Извиниться перед тем, кого обидел.
4.Почитать интересную книгу.
Если человек прощает других, то:
1.Он заслуживает наказания.
2.Этот человек просто очень глупый.
3.Его тоже будут прощать.
4.Этот человек слабый и беспомощный.
Ольга КолобоваСтихи для детейДомашнее задание
Используемая литература:
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 кл. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.– М. Просвещение, 2010 г.
Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка. – М. Русский язык, 1985 г. -795 с.