Урок – экскурсия по трудовому обучению «Народно – прикладное искусство. Характерные особенности казахского орнамента «бараньи рога»». 2 класс
Урок – экскурсия по трудовому обучению «Народно – прикладное искусство. Характерные особенности казахского орнамента «бараньи рога»». 2 класс
Урок – экскурсия по трудовому обучению
«Народно – прикладное искусство.
Характерные особенности
казахского орнамента «бараньи рога»».
2 класс
Цель: познакомить учащихся с орнаментом, как одним из видов традиционного искусства казахского народа, видами орнамента и в частности с орнаментом «бараньи рога - Кошкар муйиз».
Задачи: познакомить с компонентами орнамента «бараньи рога». Развивать мыслительную деятельность учащихся, работу в парах, эстетический вкус и привитие стремления к совершенствованию мастерства по ходу обучения учеников навыкам казахского национального орнаментального искусства, глазомер, моторику рук. Учить организовывать своё рабочее место с учётом санитарно – гигиенических требований в соответствии с требованиями осваиваемых технологий. Прививать любовь и уважение к национальным традициям, Родине, краю.
Просмотр содержимого документа
«Урок – экскурсия по трудовому обучению «Народно – прикладное искусство. Характерные особенности казахского орнамента «бараньи рога»». 2 класс»
Урок – экскурсия по трудовому обучению
«Народно – прикладное искусство.
Характерные особенности
казахского орнамента «бараньи рога»».
2 «Г» класс
Сидорова Светлана Анатольевна
Цель: познакомить учащихся с орнаментом, как одним из видов традиционного искусства казахского народа, видами орнамента и в частности с орнаментом «бараньи рога - Кошкар муйиз».
Задачи: познакомить с компонентами орнамента «бараньи рога». Развивать мыслительную деятельность учащихся, работу в парах, эстетический вкус и привитие стремления к совершенствованию мастерства по ходу обучения учеников навыкам казахского национального орнаментального искусства, глазомер, моторику рук. Учить организовывать своё рабочее место с учётом санитарно – гигиенических требований в соответствии с требованиями осваиваемых технологий. Прививать любовь и уважение к национальным традициям, Родине, краю.
А) Экскурсия в музей «Народно-прикладного искусства».
(презентация слайдов). (8 мин)
Б) Физминутка. (2 мин.)
В) Показ и объяснение выполнения работы. Техника безопасности. (3 мин.)
Г) Мастерская (Самостоятельная работа учащихся). (25 мин.)
4.) Выставка работ, обобщение. (3 мин.)
5.) Итог урока. (2 мин.)
ХОД УРОКА
Организационный момент:
Ну-ка, проверь-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Сообщение темы и задач:
- Сегодня у нас необычный урок труда. Урок-экскурсия в музей «Народно-прикладного искусства казахского народа», где вы познакомитесь с историей казахского народного орнамента, юртой и с орнаментом «бараньи рога - Кошкар муйиз». В мастерской нашего музея вы изготовите аппликацию юрты и украсите её казахским орнаментом «бараньи рога».
3.) Новая тема:
А) Экскурсия в музей «Народно-прикладного искусства казахского народа).
В музей мы попадём, не выходя из нашего кабинета. Закройте глаза и представьте себе как вы подходите к музею, поможет вам это сделать казахская народная музыка – это тоже творчество народа.
Откройте глаза. Добро пожаловать в наш музей «Народно-прикладного искусства казахского народа».
(Показ слайдов на интерактивной доске под казахскую народную музыку с рассказом).
Казахи – гостеприимный народ, с богатыми обычаями и традициями, уходящими своими корнями в далёкое прошлое. Если вы придёте в гости к казаху неожиданно, он будет так рад, как если бы вы пришли по приглашению. Уважение к гостям, к старшим, миролюбие и терпимость, которые закладываются с детства, являются основой национальной чертой казахов, поэтому в Казахстане никогда не было межнациональных и религиозных конфликтов.
По традиции гостя угощают национальными казахскими блюдами за дастарханом (накрытым столом) и, конечно же, в юрте.
Юрта – один из самых совершенных видов переносного жилища. Это удобный и практичный дом, идеально приспособленный к условиям природы и образу жизни – одно из величайших изобретений Европейских кочевников.
Она легко разбирается (говорят, что казахская женщина может сделать это за полчаса) и перевозится лошадьми или верблюдами.
Юрта состоит из трёх основных элементов:
Юрта .
Юрта – переносное жилище кочевников. Зимой в ней тепло, летом прохладно. Основную конструкцию юрты называют суйектеры (остов). Он состоит из кереге (решетчатые стены), уык (специальные кривые палки, на которых держится верхний круг юрты), шанырак (верхняя часть юрты) и сыкырлауык (двери). Остов юрты делают из высушенной ивы, тонкой березы или из тополя.
Кереге .
Собрать юрту – дело нелегкое. Вначале устанавливают кереге (решетчатые стены). Их высота около 2 метров. Отдельные части этих стен называют канаттары (крылья юрты). Бывают четырех-, шести, - восьми – и двенадцатикрылые юрты. После установки кереге поднимают верхнюю часть юрты – шанырак.
Шанырак.
Шанырак имеет огромное значение в жизни казахов. Его передают по наследству от отца к сыну. Слово «шанырак» употребляют в значении «домашний очаг», «дом», «семья». Шанырак поднимает глава семьи, мужчина. При износе деталей юрты их заменяют, за исключением, оставляя только верхнюю часть. Как символ преемственности и незыблемости домашнего очага.
Уыки .
Когда поставят верхнюю часть, начинают нанизывать уыки. Конец палки, который крепится к стенам, должен быть пошире, в нем сверлят дырочку и пропускают туда шнурок - уык бау. С его помощью уыки и привязывают к стенам.
Сыкырлауык, Босага .
К палкам с обеих сторон двери (таяныш) крепят двустворчатые двери юрты (сыкырлауык). Петля, с помощью которой прикрепляют сыкырлауык скрипит, когда дверь открывается или закрывается, поэтому двери и прозвали «сыкырлауык» - скрипучий. После шанырака особым предметом почитания у казахов является порог юрты - босага
Кииз .
После установки всей конструкции юрту сверху накрывают киизом (войлоком). Существует 4 вида войлока для юрты: туырлык, узик, тундик и кииз есик. Сначала стены накрывают туырлык (кошмой). Длинными шнурами ее привязывают к уыкам. Потом набрасывают узик (от верхней части стен до верха юрты и тундик – на самый верх шанырака. Двери юрты накрывают кииз есик.
Чувство прекрасного свойственно человеку: красивые вещи и храмы улучшают настроение и поднимают дух. Чтобы защитить себя от злых духов, древний человек наносил на тело рисунки (тату), расшивал узорами одежду и развешивал в своём доме обереги. Так появился орнамент. В переводе с латинского « ornamentum» означает «украшение, узор». «Орнамент» по - казахски называется «ою-орнек», от слов «ою» - выкройка и «орнек» - узор. Мастер орнаментального искусства (оюшы) очень уважаемый в народе человек.
Орнамент был важной частью древнего прикладного искусства казахов – кочевников. Источником вдохновения для древних мастеров – казахов служила природа, её растительный и животный мир. Восхищаясь красотой природы, они придумывали такой же красочный мир вокруг себя.
В народе известно более 230 видов орнамента. Который делится на 4 вида: космогонический (астрономический), зооморфный, растительный и геометрический.
Важное значение в орнаментах имеет цвет: яркие цвета передают радостное настроение, благополучие, бледные говорят о грустной поре, тоске, тревоге. Но чаще всего в казахском орнаменте преобладает белый цвет - символ истины, радости, счастья.
Мы сегодня познакомимся с одним из них, часто встречающимся орнаментом «бараньи рога - Кошкар муйиз» обозначают материальное благополучие скотовода.
Ещё в древности Тюрков – казахов называли самым искусным народом в изготовлении войлока; Казахи применяют его для покрытия и внутреннего убранства юрты, а также для изготовления ковров, одежды, обуви. Казахи живут в мире орнаментов, который служит и оберегом, свои юрты они богато украшают коврами и разноцветной вышивкой.
Б) Физминутка. Не устали? Нравится вам экскурсия? Давайте немного отдохнём, разомнёмся.
Юрта, юрта круглый дом, (шагаемнаместе)
Побывайте в доме том! (развели руки в стороны)
Гости явятся едва (повороты туловища вправо-влево)
В печку прыгают дрова. (прыжки на месте)
Печка жарко топится, (хлопаем в ладоши)
Угостить торопится. (Присели)
Ладушки, ладушки, (Хлопаем в ладоши)
Круглые оладушки. (Шагаем на месте)
В) Показ и объяснение выполнения работы. Техника безопасности.
- Сейчас мы с вами находимся в мастерской нашего музея, где вам предстоит сделать аппликацию юрты с оформлением её орнаментом «бараньи рога». Теперь представьте, что вы мастера орнаментального искусства «оюшы». Работать будете в парах. Шаблоны орнамента у вас лежат на столах. Выбираете, какого цвета будет ваша юрта и орнамент «бараньи рога».
В конце урока мы сделаем выставку работ и посмотрим, какие юрты у вас получатся и в итоге у нас будет целый аул из красивых юрт.
Прежде чем приступить к работе вспомним технику безопасности при работе с бумагой, ножницами и клеем.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:
Материал на бумаге размечать с лицевой стороны;
Разметку деталей орнамента выполнять как можно ближе к краю листа;
Детали класть плотно друг к другу;
Вырезать;
Передавать, ножницы кольцами вперёд и не размахивать руками, держа в руках ножницы;
Линии разметки оставлять на вырезаемых деталях орнамента;
При вырезании мелких деталей орнамента перемещать бумагу, а ножницы держать на месте;
Разложить на основе детали аппликации;
Смазать детали клеем следует, разложив их на клеёнке или на газете;
Беречь глаза, лицо и одежду от попадания клея;
При попадании клея в глаза следует их промыть водой;
Приклеить;
Высушить изделие.
Ножницы следует хранить в футляре.
Г) Мастерская (Самостоятельная работа учащихся под казахскую народную музыку и показом слайдов «Виды Казахстана»).
(в ходе работы помогаю учащимся)
4.) Выставка работ, обобщение. (Слайд)
«Мир полон радости и счастья, Но край родной милей всего. И так прекрасно возвращаться, Под крышу дома своего».
- Посмотрим, какие дома – юрты у вас получились?
(прикрепляю работы на доску).
Итог урока.
Молодцы!
Понравилась ли вам экскурсия?
Что понравилось?
Чем занимались в мастерской?
Что нового сегодня узнали?
С каким орнаментом познакомились? и т.д.
Закончить экскурсия я хочу пожеланием-благословением. Этот обряд издревле существовал в народе. Люди верили, что доброе слово, поможет стать человеку лучше.
(Слайд)
Стань опорой всего народа, А не только опорой дома своего.