kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок – экскурсия по трудовому обучению «Народно – прикладное искусство. Характерные особенности казахского орнамента «бараньи рога»». 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – экскурсия по трудовому обучению

«Народно – прикладное искусство.

Характерные особенности

казахского орнамента «бараньи рога»».

2 класс

Цель: познакомить учащихся с орнаментом, как одним из видов традиционного искусства казахского народа, видами орнамента и в частности с орнаментом «бараньи рога - Кошкар муйиз».

Задачи: познакомить с компонентами орнамента «бараньи рога». Развивать мыслительную деятельность учащихся, работу в парах, эстетический вкус и привитие стремления к совершенствованию мастерства по ходу обучения учеников навыкам казахского национального орнаментального искусства, глазомер, моторику рук. Учить организовывать своё рабочее место с учётом санитарно – гигиенических требований в соответствии с требованиями осваиваемых технологий. Прививать любовь и уважение к национальным традициям, Родине, краю.

Оборудование: виды орнаментов, презентация слайдов, интерактивная доска, казахская народная музыка, книжечка «Национальные орнаменты», цветная бумага, клей, ножницы, шаблоны орнамента «бараньи рога».

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент. (1 мин.)
  2. Сообщение темы и задач. (1 мин.)
  3. Новая тема:

А)  Экскурсия в музей «Народно-прикладного искусства».

 (презентация слайдов). (8 мин)

Б) Физминутка. (2 мин.)

В) Показ и объяснение выполнения работы. Техника безопасности. (3 мин.)

Г) Мастерская (Самостоятельная работа учащихся). (25 мин.)

4.) Выставка работ, обобщение. (3 мин.)  

5.) Итог урока. (2 мин.)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок – экскурсия по трудовому обучению «Народно – прикладное искусство. Характерные особенности казахского орнамента «бараньи рога»». 2 класс»

Урок – экскурсия по трудовому обучению

«Народно – прикладное искусство.

Характерные особенности

казахского орнамента «бараньи рога»».

2 «Г» класс


Сидорова Светлана Анатольевна



Цель: познакомить учащихся с орнаментом, как одним из видов традиционного искусства казахского народа, видами орнамента и в частности с орнаментом «бараньи рога - Кошкар муйиз».

Задачи: познакомить с компонентами орнамента «бараньи рога». Развивать мыслительную деятельность учащихся, работу в парах, эстетический вкус и привитие стремления к совершенствованию мастерства по ходу обучения учеников навыкам казахского национального орнаментального искусства, глазомер, моторику рук. Учить организовывать своё рабочее место с учётом санитарно – гигиенических требований в соответствии с требованиями осваиваемых технологий. Прививать любовь и уважение к национальным традициям, Родине, краю.

Оборудование: виды орнаментов, презентация слайдов, интерактивная доска, казахская народная музыка, книжечка «Национальные орнаменты», цветная бумага, клей, ножницы, шаблоны орнамента «бараньи рога».


ПЛАН УРОКА


  1. Организационный момент. (1 мин.)

  2. Сообщение темы и задач. (1 мин.)

  3. Новая тема:

А) Экскурсия в музей «Народно-прикладного искусства».

(презентация слайдов). (8 мин)

Б) Физминутка. (2 мин.)

В) Показ и объяснение выполнения работы. Техника безопасности. (3 мин.)

Г) Мастерская (Самостоятельная работа учащихся). (25 мин.)

4.) Выставка работ, обобщение. (3 мин.)

5.) Итог урока. (2 мин.)


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент:

Ну-ка, проверь-ка, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

  1. Сообщение темы и задач:

- Сегодня у нас необычный урок труда. Урок-экскурсия в музей «Народно-прикладного искусства казахского народа», где вы познакомитесь с историей казахского народного орнамента, юртой и с орнаментом «бараньи рога - Кошкар муйиз». В мастерской нашего музея вы изготовите аппликацию юрты и украсите её казахским орнаментом «бараньи рога».

3.) Новая тема:

А) Экскурсия в музей «Народно-прикладного искусства казахского народа).

В музей мы попадём, не выходя из нашего кабинета. Закройте глаза и представьте себе как вы подходите к музею, поможет вам это сделать казахская народная музыка – это тоже творчество народа.

Откройте глаза. Добро пожаловать в наш музей «Народно-прикладного искусства казахского народа».

(Показ слайдов на интерактивной доске под казахскую народную музыку с рассказом).

Казахи – гостеприимный народ, с богатыми обычаями и традициями, уходящими своими корнями в далёкое прошлое. Если вы придёте в гости к казаху неожиданно, он будет так рад, как если бы вы пришли по приглашению. Уважение к гостям, к старшим, миролюбие и терпимость, которые закладываются с детства, являются основой национальной чертой казахов, поэтому в Казахстане никогда не было межнациональных и религиозных конфликтов.

По традиции гостя угощают национальными казахскими блюдами за дастарханом (накрытым столом) и, конечно же, в юрте.

Юрта – один из самых совершенных видов переносного жилища. Это удобный и практичный дом, идеально приспособленный к условиям природы и образу жизни – одно из величайших изобретений Европейских кочевников.

Она легко разбирается (говорят, что казахская женщина может сделать это за полчаса) и перевозится лошадьми или верблюдами.


Юрта состоит из трёх основных элементов:


Юрта .


Юрта – переносное жилище кочевников. Зимой в ней тепло, летом прохладно. Основную конструкцию юрты называют суйектеры (остов). Он состоит из кереге (решетчатые стены), уык (специальные кривые палки, на которых держится верхний круг юрты), шанырак (верхняя часть юрты) и сыкырлауык (двери). Остов юрты делают из высушенной ивы, тонкой березы или из тополя.





Кереге .


Собрать юрту – дело нелегкое. Вначале устанавливают кереге (решетчатые стены). Их высота около 2 метров. Отдельные части этих стен называют канаттары (крылья юрты). Бывают четырех-, шести, - восьми – и двенадцатикрылые юрты. После установки кереге поднимают верхнюю часть юрты – шанырак.

Шанырак.


Шанырак имеет огромное значение в жизни казахов. Его передают по наследству от отца к сыну. Слово «шанырак» употребляют в значении «домашний очаг», «дом», «семья». Шанырак поднимает глава семьи, мужчина. При износе деталей юрты их заменяют, за исключением, оставляя только верхнюю часть. Как символ преемственности и незыблемости домашнего очага.



Уыки .


Когда поставят верхнюю часть, начинают нанизывать уыки. Конец палки, который крепится к стенам, должен быть пошире, в нем сверлят дырочку и пропускают туда шнурок - уык бау. С его помощью уыки и привязывают к стенам.


Сыкырлауык, Босага .


К палкам с обеих сторон двери (таяныш) крепят двустворчатые двери юрты (сыкырлауык). Петля, с помощью которой прикрепляют сыкырлауык скрипит, когда дверь открывается или закрывается, поэтому двери и прозвали «сыкырлауык» - скрипучий. После шанырака особым предметом почитания у казахов является порог юрты - босага


Кииз .


После установки всей конструкции юрту сверху накрывают киизом (войлоком). Существует 4 вида войлока для юрты: туырлык, узик, тундик и кииз есик. Сначала стены накрывают туырлык (кошмой). Длинными шнурами ее привязывают к уыкам. Потом набрасывают узик (от верхней части стен до верха юрты и тундик – на самый верх шанырака. Двери юрты накрывают кииз есик.


Чувство прекрасного свойственно человеку: красивые вещи и храмы улучшают настроение и поднимают дух. Чтобы защитить себя от злых духов, древний человек наносил на тело рисунки (тату), расшивал узорами одежду и развешивал в своём доме обереги. Так появился орнамент. В переводе с латинского « ornamentum» означает «украшение, узор». «Орнамент» по - казахски называется «ою-орнек», от слов «ою» - выкройка и «орнек» - узор. Мастер орнаментального искусства (оюшы) очень уважаемый в народе человек.




Орнамент был важной частью древнего прикладного искусства казахов – кочевников. Источником вдохновения для древних мастеров – казахов служила природа, её растительный и животный мир. Восхищаясь красотой природы, они придумывали такой же красочный мир вокруг себя.

В народе известно более 230 видов орнамента. Который делится на 4 вида: космогонический (астрономический), зооморфный, растительный и геометрический.


Важное значение в орнаментах имеет цвет: яркие цвета передают радостное настроение, благополучие, бледные говорят о грустной поре, тоске, тревоге. Но чаще всего в казахском орнаменте преобладает белый цвет - символ истины, радости, счастья.


Мы сегодня познакомимся с одним из них, часто встречающимся орнаментом «бараньи рога - Кошкар муйиз» обозначают материальное благополучие скотовода.

Ещё в древности Тюрков – казахов называли самым искусным народом в изготовлении войлока; Казахи применяют его для покрытия и внутреннего убранства юрты, а также для изготовления ковров, одежды, обуви. Казахи живут в мире орнаментов, который служит и оберегом, свои юрты они богато украшают коврами и разноцветной вышивкой.



Б) Физминутка. Не устали? Нравится вам экскурсия? Давайте немного отдохнём, разомнёмся.

Юрта, юрта круглый дом, (шагаем на месте)

Побывайте в доме том! (развели руки в стороны)

Гости явятся едва (повороты туловища вправо-влево)

В печку прыгают дрова. (прыжки на месте)

Печка жарко топится, (хлопаем в ладоши)

Угостить торопится. (Присели)

Ладушки, ладушки, (Хлопаем в ладоши)

Круглые оладушки. (Шагаем на месте)


В) Показ и объяснение выполнения работы. Техника безопасности.

- Сейчас мы с вами находимся в мастерской нашего музея, где вам предстоит сделать аппликацию юрты с оформлением её орнаментом «бараньи рога». Теперь представьте, что вы мастера орнаментального искусства «оюшы». Работать будете в парах. Шаблоны орнамента у вас лежат на столах. Выбираете, какого цвета будет ваша юрта и орнамент «бараньи рога».

В конце урока мы сделаем выставку работ и посмотрим, какие юрты у вас получатся и в итоге у нас будет целый аул из красивых юрт.

Прежде чем приступить к работе вспомним технику безопасности при работе с бумагой, ножницами и клеем.



ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:


  1. Материал на бумаге размечать с лицевой стороны;

  2. Разметку деталей орнамента выполнять как можно ближе к краю листа;

  3. Детали класть плотно друг к другу;

  4. Вырезать;

  5. Передавать, ножницы кольцами вперёд и не размахивать руками, держа в руках ножницы;

  6. Линии разметки оставлять на вырезаемых деталях орнамента;

  7. При вырезании мелких деталей орнамента перемещать бумагу, а ножницы держать на месте;

  8. Разложить на основе детали аппликации;

  9. Смазать детали клеем следует, разложив их на клеёнке или на газете;

  10. Беречь глаза, лицо и одежду от попадания клея;

  11. При попадании клея в глаза следует их промыть водой;

  12. Приклеить;

  13. Высушить изделие.

  14. Ножницы следует хранить в футляре.


Г) Мастерская (Самостоятельная работа учащихся под казахскую народную музыку и показом слайдов «Виды Казахстана»).

(в ходе работы помогаю учащимся)

4.) Выставка работ, обобщение. (Слайд)

«Мир полон радости и счастья,
Но край родной милей всего.
И так прекрасно возвращаться,
Под крышу дома своего».


- Посмотрим, какие дома – юрты у вас получились?

(прикрепляю работы на доску).


  1. Итог урока.

  • Молодцы!

  • Понравилась ли вам экскурсия?

  • Что понравилось?

  • Чем занимались в мастерской?

  • Что нового сегодня узнали?

  • С каким орнаментом познакомились? и т.д.


Закончить экскурсия я хочу пожеланием-благословением. Этот обряд издревле существовал в народе. Люди верили, что доброе слово, поможет стать человеку лучше.

(Слайд)

Стань опорой всего народа,
А не только опорой дома своего.

Стань талантливым человеком,

Достойным народа своего.


Чего и вам желаю!

Экскурсия подошла к концу!

До свидания!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сидорова Светлана Анатольевна

Дата: 15.01.2016

Номер свидетельства: 277314

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) "презентация к уроку – экскурсии по трудовому обучению «Народно – прикладное искусство. Характерные особенности казахского орнамента «бараньи рога»»."
    ["seo_title"] => string(154) "priezientatsiia-k-uroku-ekskursii-po-trudovomu-obuchieniiu-narodno-prikladnoie-iskusstvo-kharaktiernyie-osobiennosti-kazakhskogho-ornamienta-baran-i-rogha"
    ["file_id"] => string(6) "277318"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452873095"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства