.
Как правильно собирать грибы?
Цель: познакомить с правилами сбора грибов.
Оборудование: рисунки с изображением грибов, грибной поляны.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Я называю гриб, а вы, если он съедобный, хлопаете, если ядовитый – топаете.
Сыроежка, ложный опёнок, белый гриб, подосиновик, подберёзовик, мухомор, бледная поганка, маслёнок, лисичка, груздь, ложная лисичка.
II. Формирование новых знаний.
– Грибы присутствуют во всех биологических нишах – в воде, на суше и в воздухе. Они играют важную роль в биосфере, разлагая органические материалы, поэтому многие грибы являются опасными вредителями, наносящие серьёзный экономический ущерб. Многие грибы являются паразитами растений и животных, вызывая возникновение ряда опасных заболеваний. Некоторые виды грибов активно используются человеком в пищевых, хозяйственных и медицинских целях.
– Грибы можно встретить на Крайнем Севере и у экватора. Центром наибольших грибных скоплений являются огромные лесные территории нашей страны. Богаты грибами берёзовые рощи, смешанные, лиственные и хвойные леса.
? Под какими деревьями растут грибы?
? Под берёзой – белый гриб, подберёзовик, груздь, волнушка.
? Под дубом – белый гриб, сыроежка.
? Под осиной – подосиновик, груздь, сыроежка.
? Под елью – белый гриб (боровик-еловик), подосиновик, свинушка, лисички.
? Под сосной – маслёнок, свинушка.
? Под кедром – рыжик.
? Под тополем – серый берёзовик, осиновый груздь.
– Вы любите собирать и есть грибы?
– А задумывались ли вы, зачем в лесу грибы?
Оказывается, хоть вы их и любите, но вполне можете без них обойтись, а вот лес не может. За сезон в лесу скапливается огромное количество опавших листьев, и грибы их превращают в перегной, то есть в природную почву.
Если попадете в лес, старательно обойдите даже ядовитые грибы, не топчите их, не уничтожайте. Все грибы приносят лесу огромную пользу и служат кормом для многих его обитателей.
– Как правильно собирать грибы? (Грибы нельзя вырывать, их аккуратно срезают ножом, чтобы не повредить грибницу.)
– Давайте обсудим правила сбора грибов.
Учащиеся читают правила (с. 115–116) и объясняют их.
III. Закрепление изученного.
– Нарисуйте экологические знаки, которые, на ваш взгляд, необходимо разместить в лесу.
IV. Итог урока.
– Какие грибы нельзя употреблять в пищу? (Ядовитые.)
– Для кого ядовитые грибы – лекарство? (Для животных леса, они лечатся ядовитыми грибами; лось – мухоморами.)
– Какой гриб носит название лесного хищного зверька? (Лисичка.)
– У какого гриба шапочка будто маслом намазана? (Маслёнок.)
– Эта семейка грибов любит селиться на старых пнях. (Опята.)
– Они любят сырые места, сухости не переносят. (Сыроежки.)
– Растёт под берёзой. (Подберёзовик.)
– Одного маленького кусочка этого гриба достаточно, чтобы человек отравился. (Бледная поганка.)
– Кто носит шляпу на ноге? (Гриб.)