Классный час в 1 – классе "Без друга в жизни туго"
Цели: развитие умений учащихся вести рассуждения; формирование умений аргументировать свою
точку зрения; формирование нравственных качеств учащихся умение дружить, беречь дружбу.
Оборудование:
на доске название темы классного часа " Без друга в жизни туго "; круг с надписью "друг", для
составления цветка "Дружбы"; магнитофон; диск с лучшими детскими песнями: "Если с другом
вышел в путь", "Настоящий друг" и т.д.; лепестки цветка "Дружбы" с надписью качествами характера
настоящего друга; памятки "законы дружбы"; три конверта с пословицами; класс разукрашен
воздушными шариками.
Ход классного часа
1.Вступительная часть.
Звучит песня "Дружба", под музыку дети рассаживаются по своим местам.
Слово учителя
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Мне очень приятно пообщаться с вами.
Сегодня мы с вами обсудим очень важную тему, и я думаю, что вы уже догадались, о чём мы будем
говорить.
- И о чём же ребята? (о дружбе)
- Правильно!
Мы выясним, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом, определим законы дружбы. Я надеюсь, что сегодня вы обретёте новых друзей и я в вашем лице, стану вашим другом!
2. Знакомство с понятием "дружба".
С дружбой приходится сталкиваться в жизни каждому человеку. Когда у человека есть настоящие друзья, это сильно влияет даже на то, насколько счастливым он себя чувствует. Но, к несчастью, под маской дружбы иногда прячутся несколько иные отношения, и иногда в результате этого человек испытывает глубокое разочарование. Для каждого из нас важно умение отличить дружбу от других видов отношений, а для этого в первую очередь нужно знать, что же представляет собой дружба.
Как начну конфеты есть,
У меня дpузей не счесть.
А закончились конфеты
И дpузей в помине нету.
За конфету каждый дpуг,
Так и pвет ее из pук.
Hу зачем мне дpужба эта?
Я и сам люблю конфеты.
Кроме того, понимание того, что же такое дружба, поможет нам самим быть хорошим другом, обрести надёжных друзей и сохранять дружбу крепкой.
Возьмите бережно дружбу в ладошки (дети складывают ладошки), и бережно передавайте друг другу. Почувствуйте, какая дружба
- На ощупь?
- На вкус?
- Как пахнет?
- Какого она цвета?
- С какой погодой ее можно сравнить?
( Учитель записывает выводы детей на магнитной доске).
Дружба подарила нам приятные ощущения.
Вы, ребята слышали и знаете, что в пословицах заключается народная мудрость. Я хотела познакомить вас с ними, но вчера вечером, когда я их составляла, ко мне подкрался наш четвероногий друг, Барсик, и перепутал все слова в пословицах.
- Поможете мне их собрать?
Я предлагаю вам поработать в группах.
У вас на каждом ряду лежат конверты, вам из отдельных слов нужно собрать правильно пословицу и
выбрать того, кто прочитает её.
1-я группа "Не имей сто рублей, а имей сто друзей"
2-я группа "Без друга на душе вьюга".
3-я группа "Старый друг лучше новых двух"
Каждый ряд после составления читает пословицу. На доске появляются слайды с пословицами.
- Молодцы!
- Прочитайте хором ещё раз пословицы и скажите:
- Какая общая тема пословиц? (дружба)
- А как вы понимаете слово "дружба"? (ответы детей)
(близкие отношения, основанные на взаимном доверии, понимании, уважение, привязанности,
общности интересов)
-Ребята, поднимите руки те, у кого есть друг или подруга.
-Хорошо! Я и не сомневалась, что у вас у всех есть друзья!
- А теперь отгадайте загадки о дружбе!
Загадки о дружбе
Говорят, что мы похожи.
Отвечаем: «Ну и что же?».
Говорят, что неразлучны.
Друг без друга вправду скучно.
Говорят, что мы болтушки.
Ну и что! Ведь мы… (подружки.)
Мы в беде друг другу помогаем,
Вместе делаем уроки и играем,
Вместе ходим на прогулку, в магазин.
Когда нет тебя, то я один.
Приходи скорее, я скучаю,
Даже с танком любимым не играю.
Мне общение с тобою очень нужно,
А еще нужна мужская… (дружба)
Что, подружка. Предлагаю
Нашу ссору позабыть.
Шаг навстречу совершаю.
Я хочу с тобой дружить.
Перестань, подружка, злиться,
Предлагаю… (помириться.)
Он за партою одной
Целый год сидит со мной.
Карандаш мне, ручку даст,
Никогда скучать не даст.
И его надежней нет,
Он по парте мой… (сосед.)
С ним всегда легко болтать,
Если надо, даст совет,
Знает мой любой секрет.
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный… (друг.)
-А сейчас я вам предлагаю послушать и спеть песню " Дружба"
Песня "Дружба"
-Кого мы можем назвать настоящим другом? (ответы детей)
Инсценировка по произведению М. Пляцковского «Урок дружбы».
Автор. Жили два воробья: Чик и Чирик.
Появляются мальчики-воробьи, шумно произнося: «Чик! Чик!» и «Чирик! Чирик!». «Разлетаются» в разные стороны.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
Появляется Чик с посылочным ящиком.
Чик. Спасибо, бабушка! (Прижимает посылку к груди.) а Чирику я ничего не скажу. Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется! (С жадностью «клюет» зерна.) Ну вот и все! (Поглаживает живот.) Ох и наелся же я! (выбрасывает ящик в сторону, «складывает крылышки», закрывает глазки – засыпает.)
Появляется Чирик. Находит ящик и возле него несколько зерен пшена.
Чирик. Кто-то ящик выбросил… А в нем пшено было… Соберу-ка я зернышки! (достает пакетик и складывает.) полечу поищу Чика. (улетает, натыкается на спящего Чика.) Здравствуй, Чик!
Чик. Привет, Чирик.
Чирик. Я сейчас нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
Чик. Не надо… Зачем?. Ты нашел – ты и ешь!
Чирик. Но мы же с тобой друзья. А друзья все должны делить пополам. Разве не так? (протягивает пакет.)
Чик. Ты наверное прав. (Опускает голову.)
Автор. Чику стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля – значит обидеть его.
Чик (берет зернышки с виноватым видом). Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок…дружбы!
- Кто объяснит, чему научил Чирик Чика? (друзья должны делиться, заботиться друг о друге.) Чему учит нас эта сценка?
3. Составление цветка "Дружбы" из качеств настоящего друга.
Настоящий друг должен обладать определёнными качествами характера.
Сейчас мы с вами поиграем.
Я вам буду предлагать качества характера человека, а вы должны внимательно слушать, если
предлагаемые качества подходят настоящему другу, вы хлопаете в ладошки, а если нет, то топаете
ногами.
В ходе игры из положительных качеств настоящего друга мы будем составлять цветок "Дружбы".
У нашего цветка нет лепестков, лепестки лежат на столе.
- честность
враньё - доброта
3.верность
грубость
- взаимовыручка
предательство
драчливость - справедливость
задиристость; - ответственность
- сострадание.
- Посмотрите, ребята из хороших качеств настоящего друга получился красивый цветок. - Вам
нравится? - Давайте, ещё" раз повторим качества настоящий друг?
На доске слайд с качествами настоящего друга.
Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне.
Игра «Азбука добрых слов»
- Назовите:
- Слова, которыми можно выразить благодарность (спасибо, благодарю);
- Слова, которыми можно поприветствовать (здравствуй, привет, как я рад тебя видеть);
- Слова, которыми можно попросить прощения (извини, прости, пожалуйста);
- Слова-обращения с просьбой (пожалуйста, будьте добры).
4. Определение "Законов дружбы"
Всё в мире существует по правилам и законам, есть законы и для дружбы.
Я хочу предложить вам законы дружбы.
На доске слайд с законами дружбы.
Сейчас мы познакомимся с ними, и если вы согласны, мы их примем и будем выполнять.
( подготовленный ребёнок читает законы)
-Спасибо!
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ
Помогай другу в беде.
Умей с другом разделить радость.
Не смейся над недостатками друга.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
Не обманывай друга.
Умей признать свои ошибки, помириться с другом.
Не предавай своего друга.
Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе
-Вы согласны с этими законами? (ответы детей)
- Принимаем? (Да.)
Эти законы я оставляю вам (закрепить на доску распечатанные законы дружбы на большом формате) и
надеюсь, что теперь вы будете более внимательно относиться друг к другу, будете стараться
выполнять законы дружбы.
Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали, а помогла нам в этом дружба!
Всего вам доброго! Хороших и верных вам друзей!
В память о нашей встречи, и в знак дружбы я хочу подарить вам воздушные шарики и вручить, как памятки законы дружбы
Звучит песня "Мир похож на цветной луг", дети получают сердце с ладонями, и под музыку классный час
заканчивается.