Главные критерии продуктивного педагогического общения:
создание благоприятного психологического климата;
формирование определенных межличностных отношений в учебной группе.
Межличностные отношения в учебной группе должны формироваться педагогом целенаправленно.
Важнейший принцип эффективной организации педагогического общения – его субъект-субъектный характер.
Заключается в:
Равенстве психологических позиций;
Взаимной гуманистической установке;
Активности педагога и учащихся;
Взаимопроникновении их в мир чувств и переживаний;
Готовности принять собеседника и взаимодействовать с ним.
Стили педагогического общения
(по А.Н. Лутошкину)
Авторитарный
Демократический
Основные формы
Либеральный
взаимодействия: приказ, указание,
Основные способы
общения: просьба, совет, информация.
Основные формы поведения: попустительство, отстранение.
инструкция, выговор.
Американские психологи выявили три типа учителей в зависимости от стиля педагогического общения:
«Проактивный».Такой учитель: инициативен в организации общения в классе (как группового, так и парного); четко индивидуализирует свои контакты с учениками; его установки меняются в соответствии с опытом; знает, что хочет, и понимает, что в его собственном поведении способствует достижению этой цели.
«Реактивный».Такой учитель: тоже гибок в своих установках, но он внутренне слаб, подчинен стихии общения – не он сам, а ученики диктуют характер его общения с классом; приспосабливается и подстраивается к ученикам; имеет расплывчатые цели.
«Сверхактивный».Такой учитель: замечает индивидуальные различия и тут же строит нереальную модель, преувеличивающую эти различия во много раз и считает, что эта модель и есть действительность; его поведение строится на стереотипах, под которые он подгоняет реальные, нестереотипных учеников .
Проблема трудностей (барьеров) в общении – субъективные переживания человеком «сбоя», несовпадения реального результата с планируемым, остановка или нарушение нормального течения деятельности и общения.
Позитивная функция барьеров – указывают на совершенную ошибку или использование неадекватного средства для решения коммуникативной задачи.
Проблема барьеров в общении – специальный предмет исследования в педагогической психологии.
Комплексы трудностей общения (по И.А. Зимней)
Этносоциокультурный – непонимание намерений партнера по общению; в основе: особенности этнического сознания, система ценностей, стереотипы, установки;
Статусно-позиционно-ролевой – различия социального статуса, занимаемых позиций и ролей партнеров по общению (преподавателя и ученика);
Возрастной – неспособность представителей разного возраста и опыта увидеть ситуацию глазами партнера по общению
Специфика самой педагогической деятельности – недостаточный уровень профессионального мастерства педагога, недостаточное владение им предметным материалом.
Причины барьеров педагогического общения
(по В.А. Кан-Калик)
Несовпадение установок (учитель приходит с замыслом интересного урока, а ученики не настроены на серьезную работу);
Негативная установка на класс (например, на основе отзывов других учителей или собственного негативного опыта взаимодействия с данным классом);
Боязнь аудитории (предвосхищая негативную реакцию учеников, преподаватель ведет себя скованно и неуверенно);
Боязнь педагогических ошибок.
Причины барьеров педагогического общения
(по В.А. Кан-Калик)
Отсутствие контакта (преподаватель действует «автономно», без учета реакции аудитории);
Сужение функций общения (педагог нацелен на реализацию только информационных задач общения, упуская мотивационные, социально-перцептивные и другие функции общения);
Подражание (молодой преподаватель пытается воспроизводить манеру общения других педагогов, которая не соответствует его индивидуальным особенностям).
Педагогический такт в широком смысле – специальное профессиональное умение учителя, с помощью которого он, в каждом конкретном случае и в данных обстоятельствах, применяет по отношению к учащимся наиболее эффективный способ воспитывающего влияния.