Просмотр содержимого документа
«Презентация. Родительское собрание "Курс ОРКиСЭ"»
Курс –
«Основы религиозных культур и светской этики»–
является составной частью реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.
Поручение Президента
с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях вводится изучение новых предметов:основы православной культуры,основы исламской культуры,основы буддийской культуры,основы иудейской культуры,основы мировых религиозных культури основы светской этикидля изучения учащимися по их выбору и по выбору их родителей (законных представителей)
Из речи Президента РФ 21 июля 2009 г.
Ученики и их родителидолжны будутсамостоятельновыбратьпредметобучения.
–это важнейшее дело. Любое принуждение по этому вопросу не только носит незаконный характер, но и будет абсолютно контрпродуктивным.
Законодательные нормы
Федеральный закон«О свободе совести и о религиозных объединениях», а также Закон Российской Федерации«Об образовании»устанавливают, что государство должно обеспечиватьсветский характеробразования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Основные характеристики курса
1. Курс«Основы религиозных культур и светской этики»включает6 составляющих (модулей):основыправославнойкультуры, основыисламскойкультуры, основыбуддийскойкультуры, основыиудейскойкультуры, основымировых религиозных культур, основысветской этики
2. Курс рассчитан на1 час в неделю
3. Курс безотметочный
Религия как часть мировой культуры
Следуетразличатьпроцессыобучения
школьниковрелигиии обучения
знакомства) обучающихся
культурологическими и религиоведческими
дисциплинами.
Изучение исторических и культурных основ
религий в системе образования должно
формироватьу обучающихсяпредставление о
религии как о важнейшей составляющей
мировой культуры, являться основой
воспитания межнациональной,
межконфессиональной толерантности,
способствовать осознанному
выбору мировоззрения
Личностное влияние
Раскрытие ценностей, стоящих за учебным материалом
Конструирование ценностных ситуаций
Модуль «Светская этика»
Совместное погружение в ценностную среду
Ценностное развитие
Личностное влияние педагога . Значительная часть механизмов, позволяющих транслировать ценности от одного человека к другому, связана с личностным влиянием. Полноценно же и искренне человек может транслировать только те ценности, которые исповедует сам. Правда, при этом встает важный вопрос компетентности человека в процедурах трансляции собственных ценностей: осознает ли он их, способен ли подбирать такие формы своих ценностных реакций, которые помогали бы другому человеку их принять, осмыслить и т.д.
Совместная жизнедеятельность в ценностно-насыщенной среде . Ценностная среда может моделироваться специально, на определенное время и под определенные задачи. Но в большей степени речь идет о ценностном наполнении устойчивой образовательной среды школы: быта, оформления школьного пространства, мероприятийного (событийного) ряда, традиций, стиля общения и взаимодействия учителей и воспитанников в школе и др.
Специальное конструирование образовательных ценностных ситуаций . Для организации «встречи» детей с ценностным миром – своим и других людей, развития ценностных представлений педагог может использовать различные образовательные технологии, создавать специальные ситуации «концентрированного» проживания таких ситуаций.
Обнаружение и открытие детям ценностей, стоящих за учебным знанием . Речь идет об этических и эстетических вопросах, затрагиваемых и обсуждаемых в процессе изучения предметного материала. Это помогает ученикам увидеть ценностную сторону знания, формирует ценностный взгляд на явления и события мира.
Надо сказать, что разные возможности в разной степени представлены в деятельности педагогов-предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования.
Что такое светская этика?
Мораль и культура
Особенности морали
Добро и зло
Добро и зло
Добродетели и пороки
Добродетели и пороки
Свобода и моральный выбор человека
Свобода и ответственность
Моральный долг
Справедливость
Альтруизм и эгоизм
Дружба
Что значит быть моральным?
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества
Нравственный поступок
Золотое правило нравственности
Стыд, вина и извинение
Честь и достоинство
Совесть
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Учебное пособие для учащихся 4-5 классов
Кураев А.В.
4 класс
Темы уроков
9 Пасха
1 Россия – наша Родина
10. Совесть и раскаяние
2. Православие и культура
11. Заповеди
3 Отношения Бога и человека в православии
12. Милосердие
4 Православная молитва
5Библия и Евангелие
13. Золотое правило этики
14. Храм
6 Проповедь Христа
15. Икона
7 Христос и Его Крест
8 Православное учение о человеке
Темы уроков
9 (26). Христианское отношение к природе
1 (18) Как христианство пришло на Русь
10 (27). Христианская семья
2 (19). Подвиг
11 (28). Защита Отечества
3 (20). Заповеди блаженств
12 (29). Христианин в труде
4 (21). Зачем творить добро?
5 (22). Чудо в жизни христианина
6 (23). Христианские представления о Божием суде.
7 (24) Православная Литургия
8 (25). Монастырь
Основы исламской культуры
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия
Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание.
Пророк Мухаммад – проповедническая миссия
Прекрасные качества Пророка Мухаммада.
Священный Коран и Сунна как источники нравственности
Общие принципы ислама и исламской этики.
Столпы ислама и исламской этики.
Исполнение мусульманами своих обязанностей.
Обязанности мусульман.
Для чего построена и как устроена мечеть.
Мусульманское летоисчисление и календарь.
Творческие работы учащихся.
Подведение итогов.
Ислам в России.
Семья в исламе.
Нравственные основы семьи в исламе.
Нравственные ценности ислама:
сотворение добра, отношение к старшим.
Нравственные ценности ислама:
дружба, гостеприимство.
Нравственные ценности ислама:
любовь к отечеству, миролюбие.
Забота о здоровье в культуре ислама.
Основы буддийской культуры
Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия.
Будда и его Учение.
Буддийский священный канон.
Буддийская картина мира.
Добро и зло.
Ненасилие и доброта.
Любовь к человеку и ценность жизни.
Милосердие и сострадание.
Отношение к природе.
Буддийские святые. Будды.
Семья в буддийской культуре и ее ценности.
Творческие работы учащихся.
Подведение итогов.
Основы мировых религиозных культур
Знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения для жизни человека, семьи, общества.
Формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России.
Формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям.
Основы иудейской культуры
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия.
Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля».
Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма.
Патриархи еврейского народа.
Евреи в Египте: от Йосефа до Моше.
Исход из Египта.
Получение Торы на горе Синай.
Пророки и праведники в иудейской культуре.
Пророки и праведники в иудейской культуре.
Храм в жизни иудеев.
Назначение синагоги и её устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал.
Молитвы и благословения в иудаизме.
Добро и зло.
Творческие работы учащихся.
Подведение итогов.
Иудаизм в России.
Основные принципы иудаизма.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.
Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.
Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей.
Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историй и традицией.
Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности.
Еврейские праздники: их история и традиции.
Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа.