Презентация по окружающему миру "Страницы истории XIX века"
Презентация по окружающему миру "Страницы истории XIX века"
Цель: формировать представление о жизни в XIX веке.
Задачи урока:
Образовательные: узнать о технических изобретениях того времени.
Развивающие: развивать абстрактное и логическое мышление учащихся, а также зрительную память и внимание; совершенствовать у учащихся умение сотрудничать в группах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация по окружающему миру "Страницы истории XIX века"»
Проверим себя и оценим свои достижения по теме
«Отечественная война 1812 года »
Объясните значение данных слов:декабрист, крепостной, конка, манифест, мануфактура, Транссибирская магистраль.
После отечественной войны 1812 года, когда народ с оружием в руках поднялся на защиту Родины, многие надеялись на освобождение крепостных крестьян.
Обсудите в парах
Какой была жизнь крестьян в то время?
Мирились ли крестьяне с такой жизнью?
Что такое крепостное право?
Крепостное право –это такие законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне.
Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» - крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали). Крестьян, прикреплённых к помещичьей земле, называли крепостными.
Помещики делали со своими крепостными всё, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Их продавали, разлучая детей и родителей, выменивали на собак.
Были помещики, которые заводили у себя театры с крепостными актёрами. Были среди крепостных прекрасные художники, музыканты, скульпторы. Прекрасные произведения искусства созданы руками крепостных. К сожалению, даже невозможно сосчи-тать, сколько талантов погибло в крепостной неволе.
В 1861 году царь Александр II подписал манифест о крестьянской вольности. В один и тот же день он был прочитан в церквах по всей территории Российской империи.
Отныне крестьяне больше не являлись собственностью помещиков – они могли самостоятельно вести свои дела. В русскую историю Александр Второй вошёл как царь-освободитель.
Отныне все жители России были свободными и могли сами устраивать свою жизнь. Хотя по прежнему возможности для этого у всех были различными. Разная судьба ожидала ребёнка из семьи богатого помещика, фабриканта, купца и ребёнка из семьи бывших крепостных крестьян.
С именем Александра Второго, взошедшего на престол в 1855 году, связано много изменений в жизни страны. Наступили новые времена. Александр Второй провёл важные реформы.
Его царствование было прогрессивным для России.
За счёт притока крестьян, пришедших в город на заработки, быстро начало расти население Петербурга, Москвы и других городов.
В центрах обоих городов, наряду с красивыми дворцами знати, оставшимися от прежних времён, появились здания банков, универсальных магазинов, музеев, театров.
В это время возникли многие крупные фабрики и заводы. В Петербурге появились Путиловский и Балтийский заводы. В Москве – текстильные мануфактуры: Трёхгорная и Даниловская.
Солдаты стали служить в армии 6 лет вместо прежних 25.
Отслуживший 25 лет солдат возвращается в обветшавший дом, где его никто не ждет.
Солдат-срочник (6 лет службы) возвращается к семье.
Получило развитие образование.
Одних народных училищ при Александре Втором возникло почти 20 тысяч, а женских учебных заведений – до 300 тысяч.
Работа по учебнику
Прочитайте текст
на с.124-125 учебника.
Какие технические
новшества появились
в XIX веке ?
Технические новшестваXIX века
Электрическое
освещение
Конная железная
дорога
Трамваи
Лифты
Телефоны
Первая железная дорога пролегла между Петербургом и Москвой. Она открылась 1 ноября 1851 года.
Со второй половины XIX века Россия покрылась сетью железных дорог. Это имело огромное значение для успешного развития хозяйства страны.
В конце века началось строительство Транссибирской магистрали . Она связала центр страны с Сибирью и Дальним Востоком.
Работа в паре
р/т 1, 2 с.42
Подведём итоги:
Когда крепостные крестьяне получили свободу?
Какое значение это имело?
Какие технические достижения изменили жизнь людей?