Повышение эффективности уроков математики через применение современных методов обучения и современных технологий.
Уварова Г.А. Учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Красное Поселение
Цель моей работы
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Задачи:
- - добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком.
- - развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить
- - сохранить здоровье школьников на период обучения в начальных классах, формируя способность к саморазвитию и сохранению здоровья собственными силами.
- Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентностно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение , обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс .
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии дифференцированного обучения;
- информационные технологии;
- технология проектного обучения;
- игровые технологии.
Технология использование игр и игровых форм организации учебной деятельности .
«Игра –это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем мире.
Игра –это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»
(В.А.Сухомлинский.)
Актуальность применения игровых технологий на уроках математики:
- игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса;
- в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;
- в процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;
- игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;
- игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением;
- включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;
- разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету;
- игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое
воображение.
Главной целью применения математической игры
является развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразие применения математических игр.
Цели применения математических игр:
- развитие мышления;
- углубление теоретических знаний;
- самоопределение в мире увлечений и профессий;
- организация свободного времени;
- общение со сверстниками;
- приобретение новых знаний, умений и навыков;
- формирование адекватной самооценки;
- развитие волевых качеств;
- контроль знаний:
- мотивация учебной деятельности.
Математические игры призваны решать следующие задачи:
- образовательные;
- развивающие;
- воспитательные.
Требования к игровым формам занятий:
- игры должны разрабатываться с учетом возрастных особенностей детей;
- нужно предусмотреть более легкие варианты игры;
- математические игры должны разрабатываться с учетом предмета и его материала.
Определите неизвестное число.
Как ты его получил?
1
3
21
?
6
20
19
10
15
14
I
Заполни схему:
: 10
* 5
160
16
32
+ 34
+ 23
50
9
81
: 9
II
Заполни схему:
8
110
:5
40
*7
:2
+ 30
-15
56
5 5
80
Постройте
пирамидку.
Расставьте карточки,
начиная с самой большой.
Игровое упражнение
«Реши правильно и прочти»
6 – 1
5 + 2
10 – 8
5 + 2
7 – 4
6 + 3
5 + 5
М
О
Л
О
Д
Е
Ц
- Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение, предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Проблемное обучение
- Использую на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение.
Применение технологии проблемного обучения
- учит ребят ставить вопросы (проблемы) и искать на них ответы – важнейший фактор роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду.
- эффективно способствует формированию у учащихся математического склада мышления, появлению интереса к предмету, прививает навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации.
Структура проблемного урока
ОСНОВНОЙ ПРИЕМ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ ПРОБЛЕМНЫЙ ДИАЛОГ
Цель урока
Этапы урока
З
Н
А
Н
И
Е
ВВЕДЕНИЕ
Творческие звенья деятельности учащихся
Постановка учебной проблемы
- Формулирование вопроса или темы урока
ВОСПРОИЗ-ВЕДЕНИЕ
Поиск решения
- Открытие субъективно нового знания
Выражение решения
- Выражение нового знания в доступной форме (схемы, творческие задания, опоры, графики, стихи и т.д. )
Реализация продукта
- Представление продукта учителю и классу
Примеры проблемной ситуации на уроках
Тема «Скобки» математика 1 класс
Проблемная ситуация № 1
Учителю требуется предъявить классу два противоречивых факта.
Учитель
- На доске запись.
- 8-3+4=9
- 8-3+4=1
Ученики
Что вас удивило?
Что интересного заметили?
Какие вы видите факты?
- На какой вопрос мы сегодня будем искать ответ?
- Левые части одинаковые, а правые разные.
- Почему это произошло?
Примеры проблемной ситуации на уроках
Тема « Умножение» 2 класс
Проблемная ситуация №2
Учитель даёт не выполнимое задание.
Учитель
- Даю задание на вычисление суммы одинаковых слагаемых.
- 4+4+4+4=16
- Затем даю задачу « На одну детскую рубашку пришивают 4 пуговицы. Сколько пуговиц надо пришить на 450 рубашек?
- Смогли записать выражение к этой задаче?
- Почему? В чём затруднение?
- Какой возникает вопрос?
Ученики
- Ученики испытывают затруднение.
- Составляют выражение 4+4+4+ и т. д.
- Нет.
- Получается длинная запись.
- Можно ли записать короче?
Примеры проблемной ситуации на уроках
Тема « Умножение и деление на 100» 3 класс
Проблемная ситуация №3
Учитель даёт задание, с которым ученики до
настоящего времени не сталкивались
Учитель
- Даю задание решить примеры:
Ученики
8х10 30:3 5х100
60:6 90:10 500:100
Почему получились разные результаты? Чем отличаются примеры третьего столбика?
Так какая сегодня тема урока?
Чему мы должны научиться?
- В последнем столбике ответы разные.
- Там умножаем и делим на 100.
- Умножение и деление на 100.
Коммуникативные технологии- (поиск контактов и сотрудничества, создание ситуации взаимопомощи, заинтересованности в коллективной работе ).
- Человек должен уметь общаться, и этому надо учить. С этой задачей успешно справляюсь, применяя в своей работе коммуникативные технологии.
- При организации практической работы учащихся на уроках комбинированного типа всё чаще включаю работу в парах. Но прежде, чем ввести этот вид деятельности, в первом классе провела классный час по теме «Учимся работать дружно». Познакомила ребят с основными правилами работы в паре .
Информационно-коммуникативные технологии
- Данную технологию применяю как на протяжении всего урока, так и на отдельных его этапах(при проверке раннее усвоенного, при изучении нового материала, при его закреплении, применении, обобщении, контроле)
Использование компьютерных презентаций
- Использую компьютерные презентации при устном счёте, самостоятельной работе в тетради, проведение физкультминуток.
- Применяю обучающие программы «Весёлые уроки. Математика». Использую программы для демонстрации наглядного материала «Занимательные задания».
- Использование компьютерных технологий в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности.
- Я ориентирую своих учащихся на использование компьютера при подготовке к урокам, докладам.
Технология проектного обучения
- использую в работе, как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения. В практике использую предметные, межпредметные и надпредметные проекты.
Мини проекты
«В мире чисел»
«Математика вокруг нас»
«Числа в загадках, пословицах и поговорках»
«Где встречается число семь?»
- Данный метод стимулирует самодеятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему.
- Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Здоровьесберегающие технологии
- формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека.
- физкультминутки (преобладающий вид деятельности письмо - упражнения для кистей рук; слушание, говорение - гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику
- двигательно-речевые упражнения
- упражнения на релаксацию
- беседы на темы «Чистота – залог здоровья», «Полезные продукты», «Уроки здоровья и безопасности »
- На уроках математики я прививаю своим ученикам навыки здорового образа жизни через решение текстовых задач. Их содержание позволяет говорить о целебных свойствах овощей и фруктов, орехов и ягод, рассказываю детям о том, что употребляя эти продукты, мы обеспечиваем свой организм необходимыми витаминами и тем самым повышаем его способность самостоятельно бороться с некоторыми заболеваниями.
1.Гимнастика для мозга;
2.Упражнения для улучшения осанки;
3.Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг): «Волшебный сон», «Волшебный мешочек», «Воздушные шарики», «Облака», «Лентяи», «Полет высоко в небо», «Отдых на море», «Дождь в лесу», «Водопад», «Сила улыбки» и т. д.
4.Точечный массаж;
5.Пальчиковая гимнастика;
6.Упражнения для глаз;
7.Упражнения для дыхания;
8.Артикуляционная гимнастика;
9.Гимнастика для ног.
* моргание
*движение глазами вверх – вниз
*из стороны в сторону
*вращения
Для снятия зрительного утомления в середине каждого урока необходимо проводить физкультминутку для глаз . Она выполняется по данной схеме .
5 упражнений :
Первое : 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа - налево, затем слева - направо.
Второе : 15 колебательных движений глазами по вертикали вверх-вниз, затем вниз - вверх.
Третье : 15 круговых вращательных движений глазами слева - направо.
Четвертое : 15 круговых вращательных движений глазами справа - налево.
Пятое : 15 круговых вращательных движений глазами в правую, затем в левую сторону, как бы вычерчивая взором уложенную набок цифру 8.
Точечный массаж – простая
и безопасная терапия.
Массирование производится
надавливанием на определённые
точки. При простудных
заболеваниях и для повышения
иммунитета необходимо
массировать определённые
точки на лице ( №1, №2, №3 ),
при головных болях рекомендуется
массировать височную область.
Психологический климат на уроке.
- Каждый урок начинается с психологического настроя класса. После доброжелательного приветствия, одобрительных реплик, предлагаю детям «Лист настроения».
- Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье.
- Таким образом, можно сказать, что применение современных образовательных технологий на уроках математики дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться и следовательно, повышается качество знаний по предмету .
Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век 21 – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья Вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!