«Первая школьная отметка. Как к ней относиться?»
Родительское собрание
Первая школьная отметка. Как к ней относиться? (лекция)
Со 2 четверти дети начнут получать оценки. Сегодня нам с вами следует поговорить о том, что стоит за отметками учеников. Всегда ли должны радовать «5» и огорчать «3»? Как нам, взрослым, относиться к отметкам наших детей?Дети пришли в школу с разным уровнем подготовки, поэтому, конечно, и учатся они не одинаково. Если хорошо подготовленный ученик получает»5», то к этому относиться надо как к должному, а не захваливать или задаривать, не подчеркивать его особых способностей.А вот если ребенок, преодолев определенные трудности, наверстал то, что было упущено, но еще не добился самых лучших отметок? Как отнестись к его успехам? Часто эта скромная «3» - свидетельство большого трудолюбия и упорства ребенка, заслуживает похвалы.Некоторые родители «выколачивают» отметки из своих детей, заставляя их подолгу трудиться. В результате не остается времени на прогулку, а она необходима. Результат подобного «усердия» под нажимом взрослых - не только переутомление ребенка, но и быстрая потеря интереса к учению. Свои требования родители должны соизмерять с возможностями ребёнка. Не следует из-за своего честолюбия настаивать на том, чтобы из школы он приносил одни «5». Это может отразиться не только на здоровье ребенка, но и стать причиной его нездорового честолюбия, эгоизма и других скверных черт характера. Необходимо отбросить ненужные амбиции и не пугаться «3». А главное, нельзя учить ребенка лгать!Помните, что наказывая ребенка, вы не повысите его успеваемость, но можете его нравственно искалечить, озлобить, сделать лживым, трусливым, а иногда упрямым и грубым.Первые оценки для школьника связаны как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не оценки, необходимо определиться, прежде всего нам самим. Отношение ребенка к оценкам во многом зависит от отношения к ним значимых взрослых. Если родители, говоря о школе, прежде всего, расспрашивают об оценках и бурно реагируют как на хорошие, так и на плохие, для ребенка оценка станет основной частью школьной жизни.
Что значит для Вас школьная отметка?
Работа в группах:УченикРодительУчитель
Дополнение предложений
Я говорю своему ребенку, что школьная оценка – это…Когда мой ребенок идет в школу, то я прошу его…Когда мой ребенок возвращается из школы, я встречаю его словами…Когда ребенок получает хорошую отметку, то…Когда ребенок получает плохую отметку, то…
Фразы, которые часто используют родители в общении с ребёнком:
Отметьте среди фраз те, которые по вашему мнению способствуют формированию позитивного отношения ребенка к учению и спокойного отношения к оценке (обсуждение)Ничего, не расстраивайся, у нас есть время исправить.Я так и знала. В кого ты такой уродился?Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза!Ты ведь умница, и в следующий раз учительница в этом убедится.Сколько можно тебе это объяснять!Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь ещё раз сделать самостоятельно?Кто–то получил отметку лучше, чем ты?Садись и учи еще раз, а я потом проверю!Давай попробуем разобраться в том материале, который тебе так труден.Знаешь, когда я была маленькой, мне этот материал тоже давался с трудом.Давай еще раз заглянем в учебник, я думаю, нам это поможет.Вот так и будешь на «двойках» и «тройках» ехать.Вот придет отец! Он тебе покажет за «двойку».Посмотри, как я учился, а ты?Что ты получил сегодня?
Анализ анкетирования учащихся
Если я получаю хорошую отметку, то…
Родители меня хвалят, радуютсяУстраивают праздник (1)
Если я получаю плохую отметку, то…
Родители расстроены (9)Родители ругают, не хвалят (7)Родители наказывают (3)Значит недостаточные знания (1)Надо поработать над ошибками (1)
Мои родители говорят, что я могу учиться…
Хорошо и отличноПрилежно (1)
Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители …
Помогают, объясняютГоворят, как правильно решить задачу (1)Ругают (1)
Я знаю, что школьная отметка - это…
Знание (7)Хорошо, похвала (7)4 и 5 (7)Самое главное (1)
Как помочь ребенку?
Выявить причины неуспеваемости и принять соответствующие мерыПересмотреть свои требования к ребенку. Помочь ребенку найти и развивать свои способностиПомните : отличная оценка – не показатель знаний. Она не должна стать самоцелью.
Работа в группах
Обсудите типичные ситуации, связанные со школьной отметкой, и выработайте стратегию поведения взрослых.Ситуация 1. Ребенок приходит домой с очередной плохой отметкой.Ситуация 2. Ребенок скрывает свои неудачи, исправляет плохие оценки в дневнике на хорошие.Ситуация 3. Ребенок обвиняет учителя в том, что он несправедлив в оценке его знаний.
Памятка для родителей«Как относиться к оценкам ребенка»
Не ругайте своего ребенка за плохую оценку. Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания и умения, которые он сможет приобрести в результате упорного ежедневного труда.Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради Вашего душевного спокойствия. Не учите ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой оценки.Никогда не выражайте сомнения по поводу объективности выставленной оценки вслух. Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь разобраться в ситуации. Не обвиняйте беспричинно других взрослых т детей в проблемах собственного ребенка.Поддерживайте ребенка в его победах. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.
Коллаж «Кричащие заголовки» «Чемодан в дорогу»
Всем родителям вместе необходимо «собрать чемодан в дорогу». А положить в него надо то, что полезного для себя они вынесут с сегодняшнего собрания, что поможет им в создании благоприятного климата, взаимопонимания и позитивного настроя.Для работы предлагаются вырезки заголовков из газет и журналов. Необходимо выбрать из них те, которые отражают ваши идеи и перспективные стратегии.
Научить рёбёнка самостоятельно учиться, научить добывать знания – это наше общее дело!