Организация групповой работы на уроках в начальной школе
Организация групповой работы на уроках в начальной школе
Цели применения групповой работы:
Øa) Дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие первоклассники вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера.
uб) Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса.
uв) Дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться. В первом классе – это функция контроля и оценки, позже – целеполагания и планирования.
uг) Дать учителю, во-первых, дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, во-вторых, возможность и необходимость органически сочетать на уроке ''обучение'' и ''воспитание'', строить и человеческие, и деловые отношения детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация групповой работы на уроках в начальной школе»
«Организация групповой работы на уроках в начальной школе».
Подготовила: Бондаренко Н.И.,
учитель начальных классов
МОУ-СОШ с. Писаревка
Цели использования групповых технологий в обучении детей
a) Дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие первоклассники вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера.
б) Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса.
в) Дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться. В первом классе – это функция контроля и оценки, позже – целеполагания и планирования.
г) Дать учителю, во-первых, дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, во-вторых, возможность и необходимость органически сочетать на уроке ''обучение'' и ''воспитание'', строить и человеческие, и деловые отношения детей.
Принципы групповых методов работы:
Принцип взаимного обогащения.
Обмена информацией.
Активности (исчезает анонимность деятельности).
Использования личного опыта;
Взаимопомощи, взаимоподдержки и личного взаимопонимания.
Ответственности и долга.
Общего анализа деятельности.
Воспитательные задачи при групповой работе :
умение слушать и слышать;
правильно воспринимать обучающую задачу;
умение правильно относиться к своей работе и коллективной;
умение правильно оценивать деятельность свою и своих товарищей;
умение подчиняться правилам поведения в группе; умение преодолевать трудности, конфликты;
это мощный фактор психического развития учащихся;
общение и совместная деятельность позволяют укреплять друг в друге самостоятельности, независимости;
практикуются контроль и оценка ситуации;
возможность равноправия в развитии самостоятельности мысли, личных черт и личной позиции.
Навыки самостоятельной работы
Уметь без систематического контроля, помощи и стимулирования со стороны учителя работать на уроке и дома.
Уметь организовывать отдельные формы работы и всю учебную деятельность по составленному плану.
Уметь контролировать свое поведение.
Осознавать границы своих знаний и умений, преодолевать границы незнания, разумно сомневаясь.
Мотивы включения в совместную учебную деятельность
Вместе работать веселее и интереснее.
Общение, положительный настрой, ведь практически все дети имеют опыт коллективных действий игровых или трудовых.
Возможность научиться способам взаимодействия в обучении (при распределении этапов работы).
Лучшее запоминание материала.
Возможность реально видеть, что по каждому действию, задаче и так далее может существовать не одна, а несколько точек зрения.
Возможность сопоставлять, сравнивать, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту.
Ребенок начинает проверять самого себя, искать другие варианты действия, сопоставлять их между собой.
Методы группового обучения
Кооперативное обучение - это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи.
Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения.
Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей.
Групповой опрос проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы.
Общественный смотр знаний проводится для проверки, оценки и коррекции уровня знаний за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях.
Отличия группового метода работы от фронтального
В групповом методе (ГМ) учителю нетрудно приспособить к темпу работы каждого ребенка.
Ученик имеет возможность аналитически сравнить работу свою и каждого.
ГМ дает возможность учителю управлять мотивами поведения (через своих помощников).
Воспитание каждого ребенка проходит незаметно для него через общение в группе и в воспитании поведения в малой группе.
В ГМ дети учатся вести диалог
ГМ регулирует взаимоотношения в группе.
ГМ воспитывает положительное отношение к учебе,
к умственному труду в целом.
ГМ формирует навыки самостоятельной работы.
ГР формирует учебный мотив.
Плюсы группового обучения
психологический комфорт в общении;
воспитательное значение;
создание творческого характера мышления в работе;
возможность решить любую ситуацию самостоятельно
либо при обращении к окружающим сотрудникам;
возможность добывать знания самостоятельно;
момент игры;
возможность открыто помогать друг другу;
учитель не доминирует, а сотрудничает или координирует деятельность учащихся;
отсутствуют дисциплинарные нарушения;
учащиеся свободно анализируют свои ошибки, осознают границы своего незнания.
Советы по организации групповой работы:
Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать.
Разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один.
Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах.
Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда.
В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик).
Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
Варианты заданий для парной и групповой работы
Русский язык. Запись слов со взаимопроверкой. Составление звуковых схем слов. Составление схем предложений. Работа с карточками в парах сменного состава (с Разбор слов по составу. Работа с деформированным предложением. Работа с деформированным текстом. Составление слов по звуковой схеме. Составление предложений по схеме. Проверка орфограмм. Выбор способа проверки орфограмм. Деление текста на логические части. Составление плана
Математика Взаимопроверка решений. Составление схем к задаче. Поиск способа решения: -примеров с переходом через разряд; -способов проверки результатов вычисления. Составление и решение задач: -к одной схеме на разные темы; -к разным схемам на одну тему; -разных типов в зависимости от уровня подготовленности групп.
Выводы
Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю, который управляет классом. Он должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить технологию групповой работы, уметь регулировать взаимодействие учащихся. Работая с группой детей, учитель выступает в роли консультанта, взрослого помощника. Позиция учителя и ученика равная. И лишь одно различие: один - познает, а другой - помогает ему в познании, имеет определенный жизненный опыт, которым он может поделиться.. Навыки взаимодействия, которые получает ребенок в школе, обеспечат ему всестороннюю социализацию в мире взрослых людей, возможность свободно вступать в диалог, четко излагать свои мысли, свою точку зрения, слышать собеседника, быть терпимым к замечаниям.