Просмотр содержимого документа
«Образы животных в народном творчестве»
Животные в народном творчестве
Образы животных в украшениях предметов быта и построек
В древних орнаментах наряду с растениями часто изображаются различные животные, такие как кони, олени, волки, а также птицы.
Чудесные образы различных животных встречаются в народной игрушке, в предметах быта, архитектуре, традиционной одежде.
Богородская резьба
Филимоновская игрушка
Зародилась эта игрушка в Одоевском районе Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.
Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона: шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеёк. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».
Особенности филимоновской игрушки
Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:
1)люди– солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем, любота.
4)многофигурные композиции– чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.
Почему филимоновские игрушки такие вытянутые?
Оказывается все дело в природных свойствах местной глины. Филимоновская глина жирная и пластичная, а за маслянисто-черный цвет ее называют «синикой».
При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.
Но сказочной и оригинальной игрушку делает не только форма, но и роспись. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет. Расписывают свистульки прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками – желтых, красных, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов.
Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.
По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.
Деревянный конь, мастерившийся для детской забавы, был часто весь украшен солнечными знаками или цветами. Считалось, что это оберег от злых сил.
В русских деревнях до сих пор коньки украшают крыши, верхняя часть которой носит то же название. Иногда на крыше размещают и изображение птицы.
Изображения птицы-девы сирина украшают лубочные картинки, книги, ювелирные изделия, резные детали избы, сундуки и шкафы.
О птицах напоминают названия некоторых женских головных уборов: «кокошник» (кокош — петух); «кика» (утка), «кичка с сорокой».
Изображения коней можно часто увидеть на предметах домашнего обихода (ручках ковшей, прялках, веретёнах), на одежде.
Образы животных в русских народных сказках
Чаще всего в русских народных сказках встречаются образы птицы, коня или волка.
В сказках птицы сватались за прекрасных царевен, похищали их. Когда герой-птица являлся за красавицей (красавица символизировала солнце, луну, звёзды), его появление сопровождалось вихрями и грозой. В образе ворона, сокола или коршуна чаще всего изображались буря и вихрь.
И.Я.Билибин . Иллюстация к сказке «Марья Моревна»
Коня в русских народных сказках, загадках и песнях часто сравнивали с птицей. Он также олицетворял все природные явления, связанные с быстрым движением, — ветер, бурю, облака. Его часто изображали огнедышащим, с ясным солнцем или месяцем во лбу, златогривым.
И.Я. Билибин . Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»
Культ волка очень древний. Волк — враг домашнего скота. Образ волка служил символом тёмной тучи. Сложное и противоречивое отношение к этим хищникам сохранилось в народных сказках: «...большой серый волк бросился на коня Ивана-царевича... разорвал коня надвое... и говорит: „Загрыз я твоего доброго коня, теперь послужу тебе верой и правдой“. Как помчится волк что есть духу. Долы и горы промеж ног пропускает, хвостом след заметает».
И.Я. Билибин. Иллюстрация к « Сказке об Иване- царевиче, жар-птице и сером волке»
В русских сказках и былинах есть персонаж, олицетворяющий собой зло, — Змей Горыныч. Сказочные змеи и драконы летают по небу и выдыхают из своей пасти огонь, дым и вихри. Шипение этих сказочных существ сравнивали с шумом бури, считали, что свист их производит сокрушающее действие. Увидев поваленные деревья, люди говорили, что здесь прошёл дракон. «Заревел Тугарин-змей — и дрогнула вся дубрава!» — говорится в былине.